Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-277/2023 ~ М-206/2023 от 23.05.2023

Дело №2- 277/2023

УИД 25RS0034-01-2023-000644-23

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Чугуевка Приморский край                     25 августа 2023 года

    Чугуевский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Литовченко М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лукьянчук С.А.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Чугуевского района Приморского края Подложнюк Е.Н., представителя ответчика Покровской Э.К., действующей на основании доверенности,

    рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Чугуевского района Приморского края в защиту прав и законных интересов Рябинской Н.А., Рябинского А.В., ФИО5, ФИО2 к администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры,

                           установил:

    Прокурор Чугуевского района Приморского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов Рябинской Н.А., Рябинского А.В., ФИО5, ФИО2 к администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры.

    В обоснование исковых требований указал, что по итогам проведения проверки по обращению Рябинской Н.А. с целью соблюдения администрацией Чугуевского муниципального округа Приморского края требований земельного законодательства, установлено, что переданный семье Рябинской Н.А. земельный участок в рамках Закона Приморского края от 08.11.2011 №837-КЗ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства» не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения. В связи с чем, у собственников отсутствует возможность использовать земельный участок по назначению. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Чугуевского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако в настоящее время данные нарушения не устранены.

    Просит суд обязать администрацию Чугуевского муниципального округа Приморского края обеспечить земельный участок Рябинской Н.А., Рябинского А.В., ФИО5, ФИО2, ФИО2, с кадастровым номером №, месторасположение которого расположено примерно в 315 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> объектами инженерной инфраструктуры: сетями водоснабжения, водоотведения в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

    В судебном заседании представитель прокуратуры Чугуевского района Приморского края Подложнюк Е.Н. на исковых требованиях настаивала в полном объеме.

    Рябинская Н.А., Рябинский А.В., ФИО5, ФИО2, ФИО2, извещались судом надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

    Представитель администрации Чугуевского муниципального района -Покровская Э.К., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать. В судебном заседании пояснила, что администрация не оспаривает обязанности по обеспечению земельного участка объектами водоснабжения и водоотведения, полагает, что прокурором не учтено мнение самого заявителя, о готовности содержать в последующем данную инженерную систему. Отмечает чрезмерно сокращенные сроки выполнения работ по обеспечению земельного участка объектами водоснабжения и водоотведения.

    Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

    В соответствии со ст. 12, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения (п. 1 ст. 132). Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 132).

    Статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

    Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае возможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

    Частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

    В соответствии с п.4 ч.1 ст.4 Устава Чугуевского муниципального округа, принятого решением Думы Чугуевского муниципального округа от 07.09.2020 №80-НПА, к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

    Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

    Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

    Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

    Законом Приморского края от 08.11.2011 №873-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участок гражданам, имеющим трех и более детей в Приморском крае» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.

    В силу ч.4 ст. 4 Закона Приморского края от 27.09.2013 №250-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края» формирование земельных участков осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, комплексного освоения территории и выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.

    Согласно п. 38 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 года №372 «Об утверждении методических рекомендаций», рекомендуется учитывать, что согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 15, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.

    Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

    При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

    Часть 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).

    Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О, в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. Понятие «организация», используемое в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.

    Из анализа содержания положений части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Сахалинской области от 24 ноября 2011 года N 124-ЗО следует вывод, что на момент принятия органом местного самоуправления решений о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в отношении таких земельных участков уже должны быть определены технические условия подключения возводимых на них объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, исходя из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О, плата за инфраструктурное оснащение предоставленных в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства не должна возлагаться на многодетные семьи.

    В силу положений ст. 40 Закона N 416-ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: 1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) схемы водоснабжения и водоотведения; 4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды. Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

    Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

    Вместе с тем обеспечение качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, в соответствие с установленными требованиями осуществляется органами местного самоуправления путем разработки или корректировки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды согласно установленным требованиям.

    Как установлено в судебном заседании, постановлением администрации Чугуевского муниципального района Приморского края от 06.12.2022, семье Рябинской Н.А., имеющей статус многодетной семьи, предоставлен в общую долевую собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, месторасположение которого расположено примерно в 315 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>.

    Право собственности на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в общую долевую собственность по 1/5 на Рябинскую Н.А., Рябинского А.В., ФИО5, ФИО2, ФИО2

    С момента предоставления вышеуказанного земельного участка до обращения прокурора в суд земельный участок не обеспечен необходимой применительно к условиям населенного пункта с. Чугуевка объектом водоснабжения и водоотведением, в связи с чем, у семьи Рябинской Н.А. отсутствует возможность благоустроить земельный участок и использовать его по назначению.

     ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края поступило представление прокурора Чугуевского района Приморского края, об устранении нарушений норм действующего законодательства.

    Ответом главы администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о рассмотрении и удовлетворении представления прокурора об устранении нарушений требований действующего законодательства.

    Рапортом ст. помощника прокурора Чугуевского района Приморского края Подложнюк Е.Н. установлено, что переданный земельный участок семьи Рябинской Н.А. до настоящего времени не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры в полном объеме, в частности, к земельному участку не подведено водоснабжение и водоотведение, в связи с чем, у собственников отсутствует возможность использовать земельный участок по назначению.

    Анализируя представленные материалы дела, руководствуясь положениями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Градостроительным кодексом Российской Федерации, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 09.11.2017 №2516-О, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Чугуевского района Приморского края в интересах Рябинской Н.А., Рябинского А.В., ФИО5, ФИО2

    Вопреки доводам ответчика его обязанность по организации обеспечения земельного участка Рябинской Н.А. водоснабжением является безусловной и не находится в причинно-следственной связи с количеством проживающих граждан, количеством жилых домов по улице Высокая, а также и с обращениями граждан.

    При определении срока для исполнения указанной обязанности в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд учитывает, что водоснабжение относится к социальным факторам среды обитания, в связи с чем разумным сроком с учетом необходимости проведения ответчиком организационных мероприятий, финансирования определить срок исполнения данной обязанности - в течение года со дня вступления решения в законную силу.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд                                решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░5, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 315 ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

     ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 30 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

    ░░░░░                                                  ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-277/2023 ~ М-206/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Чугуевского района
Информация скрыта
Рябинская Надежда Александровна
Рябинский Александр Витальевич
Ответчики
Администрация Чугуевского муниципального округа
Другие
ООО "Водолей"
Суд
Чугуевский районный суд Приморского края
Судья
Литовченко М.А.
Дело на сайте суда
chuguevsky--prm.sudrf.ru
23.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2023Передача материалов судье
26.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2023Подготовка дела (собеседование)
13.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2023Судебное заседание
14.08.2023Подготовка дела (собеседование)
14.08.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2023Судебное заседание
25.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее