Дело № 2-2877/2023
УИД 39RS0004-01-2023-002518-06
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Барышниковой М.А.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Зыбиной Галине Дмитриевне о понуждении предоставить доступ в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области обратилось в суд с исковым заявлением к Зыбиной Г.Д., в котором просит обязать ответчика предоставить доступ должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции государственного контроля (надзора) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, также за соответствием жилых помещений, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства поступило обращение гражданина о возможных фактах нарушения жилищного законодательства в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, из содержания которого следовало, что в <адрес> указанного многоквартирного дома собственником жилого помещения осуществляется переустройство системы отопления и установка газового оборудования в отсутствие разрешительной документации.
В целях установления достоверности либо недостоверности поступивших сведений Министерством в рамках реализации возложенных полномочий ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении инспекционного визита № в отношении собственника жилого помещения – Зыбиной Г.Д., назначенного на ДД.ММ.ГГГГ с 10:30 часов до 11:30 часов, и необходимости предоставления должностным лицам доступа в принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение.
Данное решение с указанием даты и времени инспекционного визита направлено по адресу регистрации ответчика заказным письмом с уведомлением о вручении.
Из отчета об отслеживании отправления с ШПИ № следует, что ДД.ММ.ГГГГ зафиксирована неудачная попытка вручения, а ДД.ММ.ГГГГ отправление возвращено в адрес Министерства в связи с истечением срока его хранения.
ДД.ММ.ГГГГ в 10:30 часов должностное лицо прибыло к жилому дому по адресу: <адрес>, однако доступ в жилое помещение – в <адрес> собственником помещения в назначенное время предоставлен не был.
Таким образом, проверить обоснованность доводов на предмет нарушения порядка проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не представилось возможны, в связи с чем должностным лицом составлен акт инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ № № и протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
Незаконные действия (бездействие) собственника квартиры по непредставлению должностному лицу Министерства доступа в квартиру для проведения проверки доводов обращения и оценки характера и объема произведенных работ по перепланировке (переоборудованию) квартиры, препятствуют в осуществлении Министерством возложенных на него действующим законодательством полномочий за соблюдением гражданами правил пользования жилыми помещением и соблюдением порядка проведения перепланировки и (или) переустройства жилых помещений в жилых домах.
Поскольку самовольно произведенное переустройство жилого помещения может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов, либо создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме, Министерству в целях реализации своих полномочий, предусмотренных ЖК РФ, и для выполнения возложенных на него функций по пресечению нарушений прав и законных интересов, проживающих в многоквартирном доме граждан, необходимо разрешение на проникновение в жилое помещение собственника.
Препятствуя доступу в жилое помещение уполномоченным должностным лицам Министерства, ответчик злоупотребляет своими правами, нарушая тем самым права истца, как контролирующего органа.
Представитель истца Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Ответчик Зыбина Г.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд находит возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства в соответствии со ст. ст. 233-237 ГПК РФ.
Исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с Положением о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство является органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и в том числе осуществляет деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
Для реализации данных задач Министерство вправе организовывать и проводить проверки указанных лиц, принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Зыбиной Г.Д. с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области поступило обращение И.., проживающего по адресу: <адрес>, с просьбой рассмотреть вопрос о правомерности переоборудования системы центрального отопления на автономное в <адрес>. В обоснование данного обращения указано, что сотрудниками ООО «<данные изъяты>» был произведен слив системы отопления с целью демонтажа батарей в вышеуказанной квартире, в результате чего в доме было отключено отопление. В дальнейшем сотрудниками газоснабжающей организации была смонтирована новая газовая труба, которая проходит через площадки <данные изъяты> этажей дома. При этом разрешительная документация на производство указанных работ отсутствует, общее собрание на предмет указанного переоборудования не проводилось.
В связи с поступлением вышеуказанного обращения ДД.ММ.ГГГГ Министерством регионального контроля (надзора) <адрес> было принято решение № № о проведении инспекционного визита в отношении деятельности по управлению многоквартирным домом, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие) по адресу: <адрес>. В целях проведения инспекционного визита контролируемому лицу Зыбиной Г.Д. указано на необходимость представить документы по существу обращения. Время проведения инспекционного визита определено ДД.ММ.ГГГГ с 10:30 часов по 11:30 часов.
Согласно отчету об отслеживании отправления направленное по адресу регистрации Зыбиной Г.Д.: <адрес>, почтовое отправление возвращено в адрес отправителя по истечении срока хранения ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта инспекционного визита № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ведущим консультантом второго отдела технического контроля Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области Р. в 12:00 часов, и протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником <адрес> многоквартирного дома по <адрес>, в <адрес> доступ для осмотра указанного помещения не предоставлен. Собственник <адрес> МКД, законный представитель собственника на дату и время проведения проверки отсутствовали. Установить факт выполнения работ по перепланировке и переустройству указанной квартиры не представляется возможным.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу ч. 2 ст. 3 ЖК РФ никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области относится к органам, в силу ст. 20 ЖК РФ, наделенным полномочиями в области жилищных отношений по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, выявлению нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, принятию мер по устранению выявленных недостатков.
Таким образом, Министерство фактически представляет общественные интересы, а именно интересы граждан, проживающих в домах, в которых самовольно произведенные перепланировки могут повлечь за собой нарушения прав и законных интересов граждан либо создать угрозу их жизни и здоровью. Тем самым истец обеспечивает контроль за сохранностью жилого фонда, так как производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на дальнейшую его эксплуатацию.
При этом только посредством осмотра квартиры истец может оценить состояние жилого помещения и исполнить возложенные на него функции.
Следовательно, Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области просит суд обязать ответчика предоставить доступ для обследования квартиры на предмет выявления ее самовольной перепланировки и (или) переустройства с целью реализации своих полномочий, предусмотренных ЖК РФ, для выполнения возложенных на него обязанностей в целях пресечения нарушения прав и законных интересов проживающих в жилом доме граждан, указывая на наличие данных о самовольном переустройстве и перепланировке жилого помещения в жилом доме.
В соответствии с положениями ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в ст. 26 ЖК РФ установил необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
В ходе рассмотрения дела какой-либо документации и согласования на перепланировку и (или) переустройство квартиры <адрес> ответчиком суду не представлено.
Обоснованных причин отказа в обеспечении доступа в помещение квартиры, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком также суду не представлено, тем самым ответчик препятствуют законному праву Министерства на проведение обследования жилого помещения.
Неполучение ответчиком уведомлений Министерства о предоставлении сотрудникам Департамента жилищного контроля и надзора Министерства доступа в квартиру <адрес> с целью ее обследования (отправления были возвращены истцу по истечении срока хранения) не является уважительной причиной в не предоставлении доступа в указанную квартиру.
Как указано в абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда РФ. Изложенной в п. 67-68 Постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Таким образом, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат, в связи с чем ответчиком доказательств уважительности причин не предоставления доступа в жилое помещение не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области о понуждении предоставить доступ в жилое помещение подлежащими удовлетворению.
Согласно положениям ст. 333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6000,00 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6000,00 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░