Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
п. Яшкуль 2 марта 2020 года
Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Шовгурова С.В.,
при секретаре Гаряевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сангаджиевой Н.Т. в интересах несовершеннолетних Наминовой Г.В. и Наминова А.В. к Министерству внутренних дел Российской Федерации и Межмуниципальному отделу МВД России «Яшкульский» о компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Сангаджиева Н.Т. в интересах несовершеннолетних Наминовой Г.В. и Наминова А.В., опекуном которых она является, обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что *** года примерно в 14 часов 10 минут на 254 км федеральной автомобильной дороги Р-216 «Астрахань-Элиста-Ставрополь» произошло ДТП - столкновение автомобиля ВАЗ-2110 с государственными регистрационными знаками *** под управлением Наминова В.В. и автомобиля Валдай Чайка с государственными регистрационными знаками *** под управлением Богославского Е.В. В результате данного ДТП находившиеся в автомобиле ВАЗ-2110 Наминов В.В. и его супруга Наминова Л.Т. погибли, а их несовершеннолетние дети Наминов А.В. и Наминова Г.В. получили телесные повреждения. 29 октября 2019 года по факту данного ДТП следователем СО МО МВД России «Яшкульский» вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, которое признано незаконным апелляционным постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК от 26 декабря 2019 года. Данным апелляционным постановлением установлено нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних Наминова А.В. и Наминовой Г.В. незаконно принятым решением о возбуждении уголовного дела и поэтому в их пользу за счет казны РФ подлежит взысканию компенсация морального вреда, который выразился в перенесенных ими нравственных страданиях, связанных с нарушением их права на правильное разрешение (расследование) уголовного дела и судебную защиту.
В связи с этим Сангаджиева Н.Т. просила суд взыскать в солидарном порядке с МВД РФ и МО МВД России «Яшкульский» в пользу Наминовой Г.В. и Наминова А.В. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей каждому.
В судебное заседание истец Сангаджиева Н.Т. и представитель ответчика - МО МВД России «Яшкульский», извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились. В исковом заявлении истец Сангаджиева Н.Т. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя указанного ответчика.
Представитель ответчика - МВД РФ Наранов А.С. в судебном заседании не признал исковые требования и просил суд отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что действующим законодательством не предусмотрено возмещение морального вреда родственникам лица, в отношении которого велось незаконное уголовное преследование. Признание апелляционным постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК от 26 декабря 2019 года постановления о возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным не влечет за собой приобретение, изменение или лишение каких-либо прав истцов. При этом данным апелляционным постановлением не признано право Наминова В.В. на реабилитацию. Кроме того, МВД РФ и МО МВД России «Яшкульский» не являются надлежащими ответчиками, поскольку при предъявлении исков к государству о возмещении вреда в соответствии со ст. 1070 ГК РФ от имени казны РФ в качестве ответчика выступает Министерство финансов РФ.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, *** года примерно в 14 часов 10 минут на 254 км федеральной автомобильной дороги Р-216 «Астрахань-Элиста-Ставрополь» произошло ДТП - столкновение автомобиля ВАЗ-2110 с государственными регистрационными знаками *** под управлением Наминова В.В. и автомобиля Валдай Чайка с государственными регистрационными знаками *** под управлением Богославского Е.В. В результате данного ДТП находившиеся в автомобиле ВАЗ-2110 Наминов В.В. и его супруга Наминова Л.Т. погибли, а их несовершеннолетние дети Наминов А.В. и Наминова Г.В. получили телесные повреждения.
Постановлениями администрации г. Элисты РК от *** года № 404 и № 405 Сангаджиева Н.Т. назначена опекуном несовершеннолетних Наминова А.В. и Наминовой Г.В.
*** года по факту указанного ДТП старший следователь СО МО МВД России «Яшкульский» Гаряев А.Б. вынес постановление о возбуждении в отношении умершего Наминова В.В. уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ.
Указанное постановление о возбуждении уголовного дела Сангаджиева Н.Т. обжаловала в порядке ст. 125 УПК РФ в Яшкульский районный суд РК, постановлением которого от 28 ноября 2019 года в удовлетворении ее жалобы отказано.
Апелляционным постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК от *** года по апелляционной жалобе Сангаджиевой Н.Т. постановление Яшкульского районного суда РК от *** года отменено, а указанное постановление о возбуждении уголовного дела признано незаконным и необоснованным, поскольку в материалах уголовного дела отсутствовали сведения о родственниках умершего Наминова В.В. и их согласии на возбуждение уголовного дела и предварительного расследования с целью реабилитации умершего Наминова В.В.
Постановлением начальника СО МО МВД России «Яшкульский» Басханжиева Ц.А. от *** года указанное постановление о возбуждении уголовного дела отменено.
*** года старший следователь СО МО МВД России «Яшкульский» Гаряев А.Б., проведя проверку сообщения о преступлении, вновь вынес постановление о возбуждении в отношении умершего Наминова В.В. уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ.
В настоящее время данное уголовное дело направлено прокурору Яшкульского района РК для утверждения обвинительного заключения.
Пунктами 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом (п. 1). Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 настоящего Кодекса (п. 2).
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» следует, что при рассмотрении гражданских дел данной категории суду необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда.
Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Таким образом, из положений вышеприведенных норм закона следует, что лицо, полагающее, что незаконной деятельностью органа предварительного следствия ему причинен моральный вред, обязано доказать факт причинения ему вреда, размер вреда, неправомерность (незаконность) решений, действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными решениями, действиями (бездействием) и наступившим вредом. Отсутствие одного из названных элементов является основанием для отказа в иске.
В качестве основания для взыскания компенсации морального вреда истец ссылается на то, что апелляционным постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РК от 26 декабря 2019 года признано незаконным и необоснованным постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Наминова В.В. от 29 октября 2019 года.
Однако сам по себе факт признания незаконным и необоснованным указанного постановления о возбуждении уголовного дела не является безусловным основанием для компенсации морального вреда, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность компенсации морального вреда потерпевшему в случае признания решений, действий (бездействия) следователя незаконными в порядке ст. 125 УПК РФ.
Какие-либо доказательства, подтверждающие причинение несовершеннолетним Наминову А.В. и Наминовой Г.В. морального вреда в результате незаконного возбуждения уголовного дела, суду не представлены.
При указанных обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении исковых требований Сангаджиевой Н.Т. в интересах несовершеннолетних Наминовой Г.В. и Наминова А.В. к Министерству внутренних дел Российской Федерации и Межмуниципальному отделу МВД России «Яшкульский» о компенсации морального вреда в размере 100000 рублей каждому.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) С.В. Шовгуров