Дело № 2-4206/2023(УИД 44RS0001-01-2023-003875-43)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.,
при секретаре Макарычеве Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеева Валерия Васильевича, Алексеевой Раисы Фёдоровны о возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеев В.В., Алексеева Р.Ф. обратились в суд с иском ОГКУ «Центр социальных выплат» о взыскании единовременной денежной выплаты.
В обоснование заявленных требований указали, что супругам Алексеевым на праве общей совместной собственности принадлежит <адрес>, расположенная в <адрес> в <адрес>. В результате пожара, произошедшего <дата> по причине воспламенения газо-воздушной смеси метана и воздуха при утечке из газопровода квартира и находящее в ней имущество были повреждены огнём. До пожара в квартире находилось имущество первой необходимости принадлежащее истцам: газовый отопительный котёл, газовая плита «Лада», кухонный стол, два стула, шкаф для хранения посуды, кровать. Всё имущество в результате пожара пришло в негодность и было полностью утрачено. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона Костромской области от 29.06. 2016 № 107-6-ЗКО «О поддержке граждан старшего поколения в Костромской области» гражданам старшего поколения от 65 лет и старше, проживающим на территории Костромской области предусмотрена единовременная денежная выплата в случае причинения ущерба в результате пожара за полностью утраченное имущество первой необходимости в размере 50 000 руб.Понятие «имущество первой необходимости» раскрывается в ГОСТ Р 223.05-2022 Национальный стандарт. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Алексеевы обратились в ОГКУ «Центр социальных выплат» с заявлением о назначении меры социальной поддержки в связи с причинением ущерба. В назначении указанной меры им было отказано. Причиной отказано явилось то обстоятельство, что пожар произошёл по адресу: <адрес>, истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>. Отказ в предоставлении меры социальной поддержки Алексеевы считают незаконным. На момент пожара, <адрес> в <адрес> находилась в собственной собственности истцов. Они в ней производили ремонт. На основании изложенного истцы просили суд(с учётом поступившего уточнения) обязать ОГУ «Центр социальных выплат произвести Алексееву Валерию Васильевичу и Алексеевой Раисе Фёдоровне единовременную денную выплату в размере 50000 руб. каждому в качестве меры социальной поддержки на основании п.4 ст.3 Закона Костромской области от 29 июня 2016 г. № 107-6-ЗКО «О поддержке граждан старшего поколения в Костромской области».
В судебное заседание истцы не явились. О рассмотрении дела судом извещались надлежащим образом.
Представитель истцов Пониткова И.Б. исковые требования поддержала. В судебном заседании указала, что отказ в предоставлении пособия со ссылкой на то, что истцы не были зарегистрированы и на момент обращения с заявлениями не являлись собственниками жилого помещения, является незаконным. Алексеевы незадолго до случившегося купили указанную квартиру, сделали ремонт, перевезли часть имущества. Ввиду утраты имущества( мебель: стол, стулья, кровать, газовый котел, газовая плита, водонагреватель) истцы имеют право на получение выплат. У истцов сын- инвалид, они приобрели квартиру для того чтобы быть ближе к учреждениям здравоохранения и социальным учреждениям.
Представитель ответчика ОГКУ «Центр социальных выплат» Тыщенко Д.А. в судебном заседании и в письменном отзыве просил исковые требования оставить без удовлетворения. Суду пояснил, что по заявлениям Алексеевых ОГКУ были направлены межведомственные запросы в Управление Росреестра по Костромской области с целью подтверждения права собственности Алексеева В.В. и Алексеевой Р.Ф. на объект недвижимости по адресу: <адрес> по состоянию на <дата>.( на дату подачи заявления). Согласно полученным ответам по состоянию на <дата> Елиный государственный реестр недвижимости не содержит сведений о государственной регистрации права собственности Алексеева В.В., Алексеевой Р.Ф. на указанный объект недвижимости, т.е. данный объект не являлся имуществом истцов на дату обращения. Кроме того, согласно справке территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> и <адрес> Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области от 01.04. 2022 г. № представленной Алексеевыми, <дата> произошёл пожар, в результате пожара имущество, находящееся в квартире повреждено огнём. Таким образом исходя из представленной справки, установить факт полной или частичной утраты имущества, а также то является ли данное имущество имуществом первой необходимости не представляется возможным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О рассмотрении дела судом извещались надлежащим образом.
Заслушав позицию участвующих лиц, исследовав материалы дела, заслушав показания свидетеля ФИО8, суд приходит к следующему:
Право граждан старшего поколения на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в случае причинения ущерба в результате пожара: за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 25 000 руб., за полностью утраченное имущество первой необходимости в размере 50 000 руб, предусмотрено п. 4 ч.1 ст.3 Закона Костромской области от 29 июня 2016 г. № 107-6-ЗКО «О поддержке граждан старшего поколения в Костромской области».
Во исполнение данного закона постановлением Администрации Костромской области от 27 июня 2016 г. № 279-а введён в действие Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам старшего поколения в возрасте от 65 лет и старше, проживающим на территории Костромской области.
Пункт 3 постановления указывает, что вышеназванное постановление распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 01 августа 2016 г. и действует до 31 декабря 2025 г.
Как следует из пункта 7 Порядка основанием для назначения мер социальной поддержки является обращение гражданина старшего поколения (представителя гражданина старшего поколения) посредством: личного обращения в областное государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» (далее - МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания с заявлением и документами, указанными в пункте 8 настоящего Порядка; личного обращения, почтового отправления заявления и копий документов, заверенных в установленном законодательством порядке, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, в Центр;направления заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, в Центр или МФЦ через информационный ресурс «Единый портал Костромской области» в виде электронных документов, подписанных электронной подписью.
В силу 8 вышеназванного Порядка в перечень документов, необходимых для предоставления мер социальной поддержки, входят:1) заявление о предоставлении мер социальной поддержки по форме, установленной департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области;2) документ, удостоверяющий личность гражданина старшего поколения;4) реквизиты лицевого счета, открытого в кредитной организации (в случае выбора гражданином старшего поколения соответствующего способа получения мер социальной поддержки);5) копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (СНИЛС) гражданина старшего поколения;11) справка, подтверждающая факт пожара и полную (частичную) утрату имущества, из территориального органа Государственного пожарного надзора МЧС России по Костромской области - для получения единовременной денежной выплаты в случае причинения ущерба в результате пожара.
Документы, указанные в подпунктах 1-4, 7-11, 13-18 настоящего пункта, представляются гражданином старшего поколения (представителем гражданина старшего поколения) самостоятельно
В соответствии с п. 11 Центр принимает решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в следующих случаях:1) несоответствие гражданина старшего поколения требованиям, установленным пунктом 2 настоящего Порядка;2) представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка (за исключением документов, запрашиваемых путем межведомственного взаимодействия);3) наличие в представленных документах недостоверных сведений.
Из материалов дела усматривается, что Алексеев В.А.,<дата> г.р. и Алексеева Р.Ф.,<дата> г.р., являются лицами, достигшими 65 летнего возраста.
Истцам на основании Договора купли- продажи от <дата> с <дата> до <дата> на праве общей совместной собственности принадлежало жилое помещение(квартира), расположенная по адресу: <адрес>(право собственности на квартиру в установленном порядке было зарегистрировано <дата>)
<дата> в квартире, принадлежащей истцам, произошёл пожар.
Истцы <дата> обратились к ответчику с заявлением о выплате им единовременной денежной выплаты в связи с произошедшим пожаром.
Письмами от <дата> (исх. № №) в назначении единовременной денежной выплаты истцам было отказано. Основанием для отказа явилось то, что пожар произошёл по адресу: <адрес>, а истцы зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.
Оценивая доводы, приведённые в письменных отказах, изложенные в возражениях на исковые требования от представителя ОГКУ «Центр социальных выплат» Тыщенко Д.А., суд принимает во внимание:
Факт владения истцами квартирой, расположенной по адресу: <адрес> на момент произошедшего пожара подтверждается материалами гражданского дела. При этом, по мнению суда, юридически значимым является не факт владения данной квартирой на момент обращения с заявлением к ответчику, а факт права собственности именно на момент произошедшего пожара, так как право на получение выплаты закон связывает с повреждением имущества в результате пожара, т.е. того имущества на которое истцы имели права на момент случившегося.
Оценивая доводы представителя ответчика о не предоставлении истцами справки, подтверждающей степень повреждения имущества(полное либо частичное), суд находит обоснованными доводы представителя истцов о том, что в уполномоченное учреждение была предоставлена справка, выданная в установленном порядке территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Волгореченск и Нерехского района. Предоставление со стороны уполномоченного органа документа не в той форме, которая по мнению должностных лиц ответчика, необходима, не должно влиять на права истцов. Необходимая информация(в случае её недостаточности) могла быть получена ОГКУ «Центр социальных выплат» путём межведомственного взаимодействия.
Критерии утраты имущества первой необходимости, нашли своё отражение п.11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утверж. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928 в силу которого:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Как следует из представленного суду протокола осмотра места происшествия от <дата>, составленного дознавателем ТОНД и ПР г. Волгореченск и Нерехский район, при осмотре здания жилого дома установлено, что кровля на здании отсутствует(уничтожена огнём). При осмотре <адрес> было установлено, что вход в квартиру имеет термические повреждения(деформирована коробка металлической входной двери, обшивка дери имеет визуальные подтёки от воздействия высоких температур. Деревянные конструкции коридора обуглены. Помещение ванной комнаты выгорело полностью. Кровля над помещением кухни имеет прогары, само помещение выгорело изнутри. По всему помещению видны остатки кухонной утвари и оборудования. В правом дальнем углу находится газовая плита, ручки плиты выгорели. В помещении имеются две жилые комнаты с прогарами в потолке, пролитые водой, со следами закопчения по всей площади.
Судом обозревались фотографии к указанному протоколу осмотра места происшествия, из которых явно усматривается, что квартира истцов и имеющееся в неё имущество пришло в негодность.
Из Донесения о пожаре от <дата>, составленного начальником караула 40 ПСЧ по охране г. Нерехта, следует, что местом возникновения пожара по адресу:<адрес>, является <адрес>. Последствием пожара является то, что уничтожено пожаром 4 жилые квартиры.
Данные доказательства, по мнению суда, свидетельствуют о полном повреждении имущества истцов, т.к. оно приведено в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Оценивая доводы представителя ответчика о том, что местом проживания истцов на момент пожара являлось иное помещение, что не позволяет установить являлось ли утраченное имущество имуществом первой необходимости, суд принимает во внимание пояснения представителя истцов и свидетеля ФИО8 из которых следует, что несмотря на проживание Алексеевых в д. <адрес>, квартира истцами была куплена для осуществления переезда в <адрес> с целью дальнейшего проживания, т.к. проживание в д. Кокошкино с сыном - инвалидом в силу возраста истцов и удалённости от учреждений здравоохранения и социального обслуживания, места проживания дочери, становится затруднительным. В квартиру была перевезена часть вещей. В квартире находилось следующее имущество: плита газовая, отопительный газовый котёл, водонагреватель, кухонная мебель, стол, стулья, шкафы, ванна, сантехника, кровать диван. О наличии плиты газовой, газового котла и водонагревателя также свидетельствуют представленные Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и Акт сдачи- приёмки выполненных работ(оказанных услуг) от <дата>
Как следует из п. 2 Правил…, утверж. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1928 под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка);
в) предметы мебели для сна - кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).
Анализ вышеназванной нормы позволяет суду сделать вывод, что повреждённое в результате пожара имущество истцов Алексеевых относится к имуществу первой необходимости.
С учётом вышеизложенных обстоятельств(осуществлении ремонта, перевозка в сгоревшую квартиру части имущества), тот факт что на момент пожара истцы постоянно не проживали в сгоревшем жилом помещении и имели регистрацию в д. Кокошкино, по мнению суда, не должно влиять на права истцов на получение меры социальной поддержки.
Российская Федерация в силу ст. 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, в том числе наиболее социально незащищенной категории граждан как пожилые люди, которые в силу своего возраста, материального положения в случае пожара длительное время лишены возможности приобрести необходимое для жизни имущество. Гарантированная пожилым людям мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в случае причинения ущерба в результате пожара за утраченное имущество первой необходимости направлена на то, чтобы сделать менее ощутимыми последствия произошедшего пожара с целью реализации права пожилых граждан на достойную жизнь.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Алексеева Валерия Васильевича и Алексеевой Раисы Фёдоровны к ОГКУ «Центр социальных выплат» о возложении обязанности предоставить Алексееву В.В. и Алексеевой Р.Ф. единовременную денежную выплату в размере 50 000 руб. (каждому) в качестве меры социальной поддержки- подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Алексеева Валерия Васильевича и Алексеевой Раисы Фёдоровны к ОГКУ «Центр социальных выплат» - удовлетворить.
Возложить на Областное государственное учреждение «Центр социальных выплат» обязанность предоставить Алексееву Валерию Васильевичу,<дата> года рождения и Алексеевой Раисе Фёдоровне,<дата> года рождения,единовременную денежную выплату в размере 50 000 руб. (каждому), предусмотренную в качестве меры социальной поддержки п. 4 ч.1 ст.3 Закона Костромской области от 29 июня 2016 г. № 107-6-ЗКО «О поддержке граждан старшего поколения в Костромской области».
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Нефёдова Л.А.
Решение принято в окончательной форме:04 декабря 2023 г.
Судья: Нефёдова Л.А.