РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
15.03.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре судебного заседания Туроншоевой М.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-858/2022 по административному исковому заявлению ЗАО "Энергетика и Связь Строительства" об установлении архивной кадастровой стоимости земельных участков в размере равном рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Энергетика и Связь Строительства" (далее административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит:
1) установить кадастровую стоимость Земельного участка, кадастровый номер №, площадью 10 570 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации под производственную базу (зона № ПК-3), местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2020, в размере 5 536 631 рубль 04 копейки;
2) установить кадастровую стоимость Земельного участка, кадастровый номер №, площадью 10 409 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание (3.1), местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2020, в размере 5 464 027 рублей 06 копеек;
3) установить кадастровую стоимость Земельного участка, кадастровый номер №, площадью 9 056 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2020, в размере 4 847 372 рубля 67 копеек;
4) установить кадастровую стоимость Земельного участка, кадастровый номер №, площадью 15 616 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации подстанции 110-35-6 КВ «Комсомольская», аппаратной маслохозяйства со складом, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2020, в размере 7 744 816 рублей 33 копейки;
5) установить кадастровую стоимость Земельного участка, кадастровый номер №, площадью 8 901 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации электроподстанции 110/35/6кв «ВАЗ-Строительная», местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2020, в размере 4 775 935 рублей 61 копейка;
6) установить кадастровую стоимость Земельного участка, кадастровый номер №, площадью 6 992 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты электроснабжения, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2020, в размере 3 880 594 рубля 96 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их действительной рыночной стоимости, определенный в Отчете об оценке, тем самым затронуты права и обязанности общества как налогоплательщика.
С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.
Представитель административного истца Вяльцева М.В., действующая на основании доверенности, просила административный иск удовлетворить.
Представители административных ответчиков – Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, заинтересованных лиц: Администрации г. Тольятти, ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ГБУ Самарской области "Центр Кадастровой оценки" в письменном отзыве оставляет принятие решение на усмотрение суда и просит рассмотреть по существу административное исковое заявление в отсутствие представителей.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования ЗАО "Энергетика и Связь Строительства" подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельных участках:
1) с кадастровым номером №, площадью 10 570 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации под производственную базу (зона № ПК-3), местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>;
2) с кадастровым номером №, площадью 10 409 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание (3.1), местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>;
3) с кадастровым номером №, площадью 9 056 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>;
4) с кадастровым номером №, площадью 15 616 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации подстанции 110-35-6 КВ «Комсомольская», аппаратной маслохозяйства со складом, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>;
5) с кадастровым номером №, площадью 8 901 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации электроподстанции 110/35/6кв «ВАЗ-Строительная», местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>;
6) с кадастровым номером №, площадью 6 992 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: объекты электроснабжения, местоположение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Общество является собственником вышеуказанных земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их действительной рыночной стоимости, определенный в Отчетах об оценке, тем самым затронуты права и обязанности общества как налогоплательщика.
Кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 и по состоянию на 01.01.2020 составляет:
- для земельного участка с кадастровым номером № – 10 668 618,1 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером № – 10 514 963,62 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером № – 9 213 574,4 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером № – 15 348 487,92 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером № – 9 063 265,23 рублей;
- для земельного участка с кадастровым номером № – 7 191 411,84 рублей.
Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
В обоснование рыночной стоимости земельных участков административным истцом представлен отчет об оценке от 07.02.2022 подготовленный ООО «Центр оценки и судебной экспертизы, согласно которым рыночная стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером № составляет 5 536 631 рубль 04 копейки;
- земельного участка с кадастровым номером № составляет 5 464 027 рублей 06 копеек;
- земельного участка с кадастровым номером № составляет 4 847 372 рубля 67 копеек;
- земельного участка с кадастровым номером № составляет 7 744 816 рублей 33 копейки;
- земельного участка с кадастровым номером № составляет 4 775 935 рублей 61 копейка;
- земельного участка с кадастровым номером № составляет 3 880 594 рубля 96 копеек.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, указанной в выписках из ЕГРН о кадастровой стоимости данных объектов.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
В представленном отчете, содержится подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости.
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.
Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки.
В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельных участков, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда не имеется.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке по состоянию и на дату определения их кадастровой стоимости, указанной в выписках из ЕГРН, подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 22.02.2022 что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ "░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░░.
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░ 10 570 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░ № ░░-3), ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2020, ░ ░░░░░░░ 5 536 631 ░░░░░ 04 ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░ 10 409 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (3.1), ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2020, ░ ░░░░░░░ 5 464 027 ░░░░░░ 06 ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░ 9 056 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2020, ░ ░░░░░░░ 4 847 372 ░░░░░ 67 ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░ 15 616 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 110-35-6 ░░ «░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2020, ░ ░░░░░░░ 7 744 816 ░░░░░░ 33 ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░ 8 901 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ 110/35/6░░ «░░░-░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2020, ░ ░░░░░░░ 4 775 935 ░░░░░░ 61 ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░ 6 992 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2020, ░ ░░░░░░░ 3 880 594 ░░░░░ 96 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░ "░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ 22.02.2022.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.03.2022.