УИД 91RS0023-01-2022-000268-68
Дело № 2-275\2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2022 года.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Черноморский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Ильичевой Н.П.
при помощнике судьи - ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>, Республики Крым гражданское дело, по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований: <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора, о признании права собственности на сарай,
УСТАНОВИЛ:
В Черноморский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление ФИО1 к Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании права собственности на сарай.
Свои требования мотивируя тем, что истец является собственником жилых домов и земельного участка под ними, расположенных по адресу: <адрес>, пгт. Черноморское, <адрес>. Право собственности на жилой дом площадью 532,9 кв.м. с кадастровым номером 90:14:010101:749 и на жилой дом площадью 266,7 кв.м. с кадастровым номером 90:14:010101:3166 зарегистрировано за истцом на основании Декларации о готовности объекта к эксплуатации № КР 182133571691 от ДД.ММ.ГГГГ и государственного акта о праве частной собственности на землю серия III-КМ № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме вышеуказанных объектов недвижимости имеется хозяйственная постройка под литерой «Г» - сарай, построенный в 2002 году, регистрация права собственности на который была приостановлена, так как технический паспорт подготовлен на основании Декларации о готовности объекта к эксплуатации, выданной Инспекцией ГАСК в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КР 182133571691, которая не является правопреемником Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной <адрес> (Инспекция ГАСК), документами государственных органов Украины не обладает, архивами не располагает, информацией о местонахождении архивов Инспекции ГАСК Служба также не владеет, в связи с этим установить подлинность документа не предоставляется возможным, в связи с чем прекращена государственная регистрация, о чем указано в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что испрашиваемое знание не оформлено должным образом, истец не может им распоряжаться; во внесудебном порядке не предоставляется возможным оформить спорное имущество. Просит признать за истцом право собственности на литеру «Г» - сарай, площадью 151,50 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, пгт. Черноморское, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Определением суда привлечены к участию в деле <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежаще, подала в суд заявление о рассмотрении дела без её участия, просила требования иска удовлетворить; в случае удовлетворения исковых требований просила указать в резолютивной части решения кадастровый номер испрашиваемого здания 90:14:010101:3168, к заявлению приложила копию Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на спорное нежилое здание.
Представитель ответчика - Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, подал в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя, возражений не подавал.
Представитель третьего лица - <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, подал в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя, возражений не подавал.
Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений, возражений в суд не подавал.
Представитель третьего лица - Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений, возражений в суд не подавал.
Суд считает возможным рассматривать дело без сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Украины утратило силу на территории Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ.
На территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе, подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Документы, выданные компетентными органами в Украине, подтверждающие или предоставляющие право лица на имущество, являются действительными на территории Республики Крым и не требуют дополнительного подтверждения со стороны компетентных органов Российской Федерации. Реализация принадлежащего истцу права на недвижимое имущество на основании документов, выданных в Украине, возможна только в судебном порядке, в связи с отсутствием нормативного регулирования возникших правоотношений в Российской Федерации.
Статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита гражданских прав.
Согласно ч.3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, выданному ДД.ММ.ГГГГ ФМС 900-003, ФИО истца – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, УССР, зарегистрирована по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Судом установлено, что ФИО1 является собственником двух жилых домов и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, пгт. Черноморское, <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12,13, 71-73).
Судом установлено, что право собственности на вышеуказанные: жилой дом площадью 532,9 кв.м. с кадастровым номером 90:14:010101:749, жилой дом площадью 266,7 кв.м. с кадастровым номером 90:14:010101:3166 зарегистрировано за ФИО1 на основании Декларации о готовности объекта к эксплуатации № КР 182133571691 от ДД.ММ.ГГГГ, орган выдачи: инспекция ГАСК в АР Крым и Государственного акта о праве частной собственности на землю серия III-КМ № от ДД.ММ.ГГГГ, орган выдачи: <адрес> отдел земельных ресурсов; дата регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации - 1054582 (л.д.12,13), что также подтверждается ответом Госкомрегистра от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.43).
Судом установлено, что Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО3 дано разрешение на строительные работы по строительству индивидуального жилого дома и хозяйственных построек в пгт Черноморское по <адрес>, в соответствии с проектной документацией, утвержденной и зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ главным архитектором <адрес> (л.д.70).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля Автономной Республики Крым зарегистрирована Декларация № КР 182133571691 о готовности объекта к эксплуатации. Согласно данной декларации № КР 182133571691 объектом строительства являлось – два жилых здания с хозяйственными строениями и сооружениями по адресу: <адрес>, пгт. Черноморское, <адрес>. Начало строительства – 2002 год, окончание строительства – 2010 год. <адрес> жилого дома лит «Б» - 266,7 кв.м.; жилого дома лит. «В-в» - 532,90 кв.м.; площадь хозяйственных строений и сооружений сарай лит «Г» - 151,50 кв.м., котельная лит. «Е» - 6,00 кв.м., душ-уборная лит. «Ж» - 6,40 кв.м.. Информация о земельном участке: участок расположен по адресу: пгт. Черноморское, <адрес>, площадь 1232,0 кв.м., целевое назначение – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений; документ, что подтверждает право собственности земельного участка – Государственный акт о праве частной собственности на землю серия III-КМ № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.9-11).
Согласно сведениям БТИ от ДД.ММ.ГГГГ № в материалах инвентарного дела на домовладение по адресу: пгт. Черноморское, <адрес>, имеется запись о зарегистрированных правах ФИО1, в целом, на основании договора купли-продажи дома, удостоверенного государственным нотариусом Черноморской нотариальной конторы ДД.ММ.ГГГГ по реестру №; площадь застройки, нежилого здания, сарай (литера Г) составляет 151,5 кв.м.; право собственности не оформлено (л.д.60), что также подтверждается Договором купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ по реестру № (л.д.66).
Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ нежилому зданию, площадью 131,5 кв.м., по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, <адрес>, присвоен кадастровый №, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтённые.
Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подавала заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации права, к заявлениям приложены все необходимые правоустанавливающие документы (т.1 л.д.22-24); ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии уведомила ФИО1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с тем, что Служба не является правопреемником Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республики Крым (т.1 л.д.25-26); ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии уведомила ФИО1 о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права (т.1 л.д.27).
Судом установлено, что в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины в <адрес> ликвидированы. Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора является исполнительным органом государственной власти Республики Крым - субъекта Российской Федерации, не является правопреемником Инспекции государственного архитектурностроительного контроля в АРК.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости) (далее – Закон № 218-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 2 вышеуказанной статьи, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального Закона № 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Часть 1 ст.8 Закона №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» устанавливает, что к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Судом считает, что декларация о готовности объекта к эксплуатации на территории Республики Крым в переходный период выполняет роль акта ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, а регистрация данной декларации службой означает принятие в эксплуатацию объекта капитального строительства, датой принятия в эксплуатацию объекта является дата регистрации декларации; зарегистрированная декларация является, в том числе, основанием для оформления права собственности на объект недвижимости. Постановлением Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) был утвержден Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов (далее – Порядок №). В соответствии с п. 11 Порядка № зарегистрированная декларация о готовности объекта к эксплуатации или выданный сертификат являются основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов – воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в статистическую отчетность и оформлении права собственности на него. В настоящее время Порядок 2039-6/14 утратил свою силу.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что разрешительные документы, выданные государственными органами Автономной Республики Крым, не могут быть подтверждены государственными органами Российской Федерации, в связи с чем, нарушаются права и законные интересы ФИО1, в части нарушения её права на законное владение нежилым зданием общей площадью 151,50 м.кв. по адресу: <адрес>, пгт Черноморское, <адрес>.
Кроме того, при вынесении решения, суд также учитывает, что право собственности на жилой дом площадью 532,9 кв.м. с кадастровым номером 90:14:010101:749 и на жилой дом площадью 266,7 кв.м. с кадастровым номером 90:14:010101:3166 зарегистрировано за истцом на основании той же Декларации о готовности объекта к эксплуатации № КР 182133571691 от ДД.ММ.ГГГГ и государственного акта о праве частной собственности на землю серия III-КМ № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть тех же документов, которые не были приняты во внимание регистрирующим органом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу статьи 5 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-XII «Об основах градостроительства», статьи 9 Закона Украины ДД.ММ.ГГГГ №-XIV «Об архитектурной деятельности» строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, государственными стандартами, нормами и правилами в порядке, установленным действующим законодательством.
Порядком предоставления разрешения на выполнение строительных работ, утвержденным Министерством Украины по делам строительства и архитектуры 1993 года установлен порядок и условия предоставления разрешения на выполнение работ по новому строительству, расширению, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту объектов строительства.
На основании вышеизложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ вступившее в законную силу решение суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на вышеуказанные объекты за истцом.
Расходы по оплате государственной пошлины, понесенные истцом при предъявлении настоящего иска, с ответчика не взыскиваются и подлежат отнесению на самого истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление, ФИО1 к Администрации Черноморского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований: <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора, о признании права собственности на сарай, удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, УССР, гражданкой Российской Федерации, право собственности на сарай литер «Г», площадью 151,50 кв.м., КН 90:14:010101;3168, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Черноморское, <адрес>.
Решение является основанием для внесения данных в ФГИС ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд Республики Крым в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Н.П. Ильичева