Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-868/2024 ~ М-85/2024 от 15.01.2024

    Дело № 2-868/2024

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    14 марта 2024 года                                                              г. Севастополь

    Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Байметова А.А.., при секретаре – Назарове В.Ю., при участии помощника прокурора – Вороновой Д.Н., представителя ответчика – Силкина Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гагаринского района г. Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о понуждении совершить определенные действия,

    У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Гагаринского района города Севастополя обратился в суд, с вышеуказанным иском, мотивируя следующим.

    Прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения требований законодательства при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя, в результате которой выявлены нарушения при эксплуатации встроенных нежилых помещений бомбоубежища (защитное сооружение гражданской обороны инв. № 99223), расположенного по адресу: <адрес>. Защитное сооружение гражданской обороны (далее – ЗС ГО) требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, и неприведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

    Прокурор просит обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести встроенные нежилые помещения бомбоубежища (защитное сооружение гражданской обороны инв. )», расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 1062,4 кв.м., в соответствии с предъявляемым требованиям, путем обеспечения защитного сооружения гражданской обороны следующей документацией: журналом оценки технического состояния ЗС ГО; планом перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; планом ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списком личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационной схемой систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационной схемой электроснабжения ЗС ГО; инструкцией по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцией по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правилами пользования приборами; правилами поведения, укрываемых в ЗС ГО; журналом регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище; журналом учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журналом регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемой эвакуации укрываемых из очага поражения; определить перечень необходимого инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов, необходимых для укомплектования ЗС ГО, согласно приложению . Установить знак обозначения защитного сооружения, установленном на видном месте при всех входах; создать группы (звенья) по обслуживанию и поддержанию ЗС ГО в готовности и использованию по предназначению; при использовании ЗС ГО в мирное время закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а так же санузлы не используемые в хозяйственных целях; разработать нормы создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО и укомплектовать их; установить сигналы оповещения гражданской обороны ЗС ГО. Назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Подключить инженерно-технические системы: энергообеспечения, водоснабжения, водоотведения. Сохранившиеся инженерные системы внутри ЗС ГО окрасить в установленные цвета. Провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения. Провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств, с составлением актов и дефектовочных ведомостей.

    В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в возражениях.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

    Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения ответчиком требований законодательства при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя.

    В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон «О гражданской обороне»), гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

    -     мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    -     требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

    В силу ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

    - планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

    - проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

    - создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее - Положение о гражданской обороне).

    В соответствии с п. 3 Положений о гражданской обороне федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

    Исходя из требований п. 10 Положений о гражданской обороне в Российской Федерации основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является, в том числе, строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

    Вместе с тем, в ст. 7 Федерального Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указано, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

    Правила эксплуатации защитных сооружений утверждены Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений» (далее - Правила). Указанными Правилами регламентированы требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений в мирное время.

    В соответствии с приказом МЧС России № 575 от 21.07.2005 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» (далее - Приказ № 575), содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений для безопасного пребывания в них укрываемых, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

    Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент), действуя в рамках полномочий, определённых Положением, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП (далее - Положение), осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества города Севастополя, учет которого осуществляется в Реестре собственности города Севастополя.

    Пунктом 4.45 Положения установлено, что Департамент осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством необходимые меры для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.

    Согласно выписке из реестра собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Встроенные нежилые помещения бомбоубежища (защитное сооружение гражданской обороны инв. )», расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 1062,4 кв.м, находятся в собственности города федерального значения Севастополь, правообладатель не определен, имущество числится в имущественной казне <адрес>.

    Как показала проверка, проведенная прокуратурой района совместно с специалистом УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес>, указанное защитное сооружение гражданской обороны не соответствует предъявляемым требованиям, о чем свидетельствует письмо УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

    Выявлены следующие нарушения:

    -     в нарушение п. 6.2.1 Правил отсутствует знак обозначения защитного сооружения, установленном на видном месте при всех входах;

    -     в нарушение п. 2 Приказа № 575 Не созданы группы (звенья) по обслуживанию и поддержанию ЗС ГО в готовности и использованию по предназначению;

    -     в нарушение п. 9 Приказ № 575, при использовании ЗС ГО в мирное время не закрыты и не опечатаны вспомогательные помещения, а так же санузлы не используемые в хозяйственных целях;

    -     в нарушение п. 1.6 Правил, не укомплектованы и отсутствуют нормы создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО;

    -     п.п. 2 п. 2.6 Правил, отсутствует Журнал оценки технического состояния ЗС ГО;

    -     п.п. 3 п. 3.6 Правил отсутствуют сигналы оповещение гражданской обороны ЗС ГО;

    -     п.п. 4 п. 3.6 Правил отсутствует план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых;

    -     п.п. 5 п. 3.6 Правил отсутствует план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;

    -     п.п. 6 п. 3.6 Правил отсутствуют планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;

    -     п.п. п. 7 3.6 Правил, отсутствует список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО;

    -     п.п. 8 п. 3.6 Правил отсутствует эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО;

    -     п.п. 9 п. 3.6 Правил отсутствует эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО;

    -     п.п. 10 п. 3.6 Правил, отсутствует эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО;

    -     п.п. 11 п. 3.6 Правил отсутствует инструкция по использованию средств индивидуальной защиты;

    -     п.п. 12 п. 3.6 Правил отсутствует инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами;

    -     п.п. 15 п. 3.6 Правил отсутствуют Правила поведения, укрываемых в ЗС ГО;

    -     п.п. 16 п. 3.6 Правил отсутствует журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище;

    -     п.п. 17 п. 3.6 Правил, отсутствует журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью;

    -     п.п. 19 п. 3.6 Правил отсутствует журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;

    -     п.п. 20 п. 3.6 Правил, отсутствует схема эвакуации укрываемых из очага поражения;

    -     п. 1.3 Правил не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

    -     п. 6.1.1. Правил не определен перечень необходимого инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов, необходимых для укомплектования ЗС ГО, согласно приложению № 18;

    -     п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.11 Правил, п. 5 Приказ 575, инженерно-технические системы отключены: энергообеспечение, водоснабжение, водоотведение;

    -     п. 3.2.10 Правил элементы сохранившихся инженерных систем внутри ЗС ГО не окрашены в установленные цвета;

    -     п. 5.1.1 - 5.1.7, 5.2.1 - 5.2.4, 5.3.1. - 5.3.4 Правил не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения;

    -     п. 4.1.1 - 4.1.7, 4.2.1 - 4.2.6, 4.3.11, 4.4.1 - 4.4.5, 4.5.1 - 4.5.5 Правил не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств, с составлением актов и дефектовочных ведомостей.

    Вместе с тем установлено, что согласно договору безвозмездного пользования, государственным имуществом от 01.07.2021 № 05-21БП указанные помещения переданы в пользование Автономной некоммерческой организации туристического и культурного развития «<данные изъяты>

    В период с 27.10.2022 по 01.11.2022 УНДиПР ГУ МЧС России по г. Севастополю в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 12.10.2022 № ДГ-П4-17220, проводилась внеплановая выездная проверка, в ходе которой проверено указанное защитное сооружение.

    По результатам проведенной проверки УНДиПР ГУ МЧС России по г. Севастополю выявлены нарушения порядка, Приказа № 583, в связи с чем директору <данные изъяты>» 23.11.2022 выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 89-ГО срок устранения нарушений: 01.10.2023.

    Однако, 31.10.2023 за исх. 31-10/2023 директором <данные изъяты> адрес УНДиПР ГУ МЧС России по г. Севастополю направлена информация, о том, что защитное сооружение по адресу: <адрес>, передано в казну города.

    Проведенная прокуратурой района проверка показала, что в течение срока для устранения выявленных нарушений конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, не принято.

    Таким образом очевидно, что защитное сооружение гражданской обороны требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, не приведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

    Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что осуществление деятельности с нарушением законодательства при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя и непринятие мер по устранению допущенных нарушений может причинить ущерб жизни и здоровью укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена, в связи с чем, требование прокурора о возложении соответствующей обязанности, суд находит целесообразными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Доводы ответчика судом отклоняются, поскольку опровергаются материалами гражданского дела. Защитные сооружения находятся на балансе ответчика, а отсутствие финансирования не является основанием для отказа в привидении защитных сооружений в соответствии с требованиями закона.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

    РЕШИЛ:

    Исковое заявление прокурора <адрес> к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.

    Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести встроенные нежилые помещения бомбоубежища (защитное сооружение гражданской обороны инв. )», расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 1062,4 кв.м., в соответствии с предъявляемым требованиям, путем обеспечения защитного сооружения гражданской обороны следующей документацией: журналом оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны; планом перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых; планом защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списком личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемой систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемой водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационной схемой электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкцией по использованию средств индивидуальной защиты; инструкцией по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правилами пользования приборами; правилами поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журналом регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище; журналом учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журналом регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемой эвакуации укрываемых из очага поражения; определить перечень необходимого инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов, необходимых для укомплектования защитного сооружения гражданской обороны, согласно приложению № 18. Установить знак обозначения защитного сооружения, установленном на видном месте при всех входах; создать группы (звенья) по обслуживанию и поддержанию защитного сооружения гражданской обороны в готовности и использованию по предназначению; при использовании защитного сооружения гражданской обороны в мирное время закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а так же санузлы не используемые в хозяйственных целях; разработать нормы создания комплектов медицинских изделий для защитного сооружения гражданской обороны и укомплектовать их; установить сигналы оповещения гражданской обороны защитного сооружения гражданской обороны. Назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Подключить инженерно-технические системы: энергообеспечения, водоснабжения, водоотведения. Сохранившиеся инженерные системы внутри защитного сооружения гражданской обороны окрасить в установленные цвета. Провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения. Провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств, с составлением актов и дефектовочных ведомостей.

    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.

    Судья                                    А.А. Байметов

    Мотивированный текст решения составлен 15 марта 2024 года.

2-868/2024 ~ М-85/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Гагаринского района
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Байметов Александр Анатольевич
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
15.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2024Передача материалов судье
16.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2024Подготовка дела (собеседование)
19.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2024Дело оформлено
29.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее