Дело № 2-13/2022
УИД 43RS0041-01-2021-000331-12
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИпгт. Ленинское 11 января 2022 г.
Шабалинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Олина П.В.
с участием прокурора Игошина С.Г.
при секретаре Глушковой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шабалинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Новотроицкое сельское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Новотроицкого сельского поселения о возложении обязанности по проведению межевания, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых общественными кладбищами,
у с т а н о в и л :
Прокурор Шабалинского района Кировской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Новотроицкое сельское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Новотроицкого сельского поселения о возложении обязанности по проведению межевания, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых общественными кладбищами, по тем основаниям, что прокуратурой Шабалинского района Кировской области проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой в деятельности ответчика выявлены нарушения указанного законодательства. На территории муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение Шабалинского района Кировской области» имеется три земельных участка, на которых размещены муниципальные общественные кладбища, расположенные в кадастровом квартале 43:37:320220 вблизи с.Новотроицкое на землях населенных пунктов, в кадастровом квартале 43:37:320247 вблизи с.Архангельское и в кадастровом квартале 43:37:320344 вблизи с. Соловецкое на землях сельскохозяйственного назначения. В отношении указанных земельных участков межевание не проведено, границы их не определены, земельные участки не поставлены на государственный кадастровый учет. 20.10.2021 года главе администрации Новотроицкого сельского поселения направлен запрос, на который поступил ответ о том, что земельные участки, на которых расположены общественные кладбища не поставлены на государственный кадастровый учет, работы по межеванию земельных участков не проведены. Не проведение межевания занятых кладбищами трех земельных участков, их не постановка на государственный кадастровый учет, свидетельствует о не приведении территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства. Указанное обстоятельство влечет обезличивание территорий данных кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Отсутствие установленных в натуре границ земельных участков не позволяет дать оценку исполнения санитарно-эпидемиологических правил, препятствует определению санитарно-защитной зоны кладбища.
В судебном заседании прокурор Игошин С.Г. исковые требования поддержал по тем же основаниям, что указаны в исковом заявлении, просил их удовлетворить, возложить на муниципальное образование «Новотроицкое сельское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Новотроицкого сельского поселения Шабалинского района Кировской области обязанность по проведению межевания и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков на которых размещены общественные кладбища, расположенные в кадастровом квартале 43:37:320220 вблизи с.Новотроицкое, в кадастровом квартале 43:37:320247 вблизи с.Архангельское, а также в кадастровом квартале 43:37:320344 вблизи с.Соловецкое Шабалинского района Кировской области.
Представитель администрации Новотроицкого сельского поселения в судебном заседании не присутствует, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя, исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Выслушав доводы истца, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора Шабалинского района Кировской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона №131-ФЗ Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Частью 2 ст. 7 Закона Кировской области от 29.12.2004 N 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения сельских поселений.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Шабалинского района Кировской области проведена проверка исполнения требований земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой в деятельности ответчика выявлены нарушения указанного законодательства. На территории муниципального образования «Новотроицкое сельское поселение Шабалинского района Кировской области» имеется три земельных участка, на которых размещены муниципальные общественные кладбища, расположенные в кадастровом квартале 43:37:320220 вблизи с.Новотроицкое на землях населенных пунктов, в кадастровом квартале 43:37:320247 вблизи с. Архангельское и в кадастровом квартале 43:37:320344 вблизи с. Соловецкое на землях сельскохозяйственного назначения.
Администрация Новотроицкого сельского поселения является исполнительным органом местного самоуправления Новотроицкого сельского поселения Шабалинского района Кировской области.
Как следует из ответа главы администрации Новотроицкого сельского поселения от 09.11.2021, земельные участки, на которых расположены общественные кладбища не поставлены на государственный кадастровый учет, работы по межеванию земельных участков не проведены.
Не проведение межевания занятых кладбищами трех земельных участков, их не постановка на государственный кадастровый учет, свидетельствует о не приведении территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства.
В силу ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
На основании ст. 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 данного Федерального закона предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления, но не может превышать сорока гектаров.
В силу п. 3ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерацииземельный участок как объект права собственности и иных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пункту 13 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ зоны, занятые кладбищами, входят в состав зон специального назначения, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 и менее га пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» отнесены к IV классу опасности, для которых устанавливается санитарно - защитная зона 100м. В границах санитарно-защитной зоны запрещено размещение жилой застройки, промышленных объектов, садоводческих хозяйств, сооружений водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и входе прокурорской проверки, в нарушение указанных выше требований закона, администрацией Новотроицкого сельского поселения до настоящего времени в отношении указанных земельных участков межевание не проведено, границы их не определены, земельные участки не поставлены на государственный кадастровый учет.
Таким образом, неисполнение данной обязанности влечет обезличивание территорий данных кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Отсутствие установленных в натуре границ земельных участков не позволяет дать оценку исполнения санитарно-эпидемиологических правил, препятствует определению санитарно-защитной зоны кладбища.
При изложенных обстоятельствах обоснованным является способ защиты нарушенного права неопределенного круга лиц в виде возложения на ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений законодательства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Шабалинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц, предъявленное к муниципальному образованию «Новотроицкое сельское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Новотроицкого сельского поселения, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Обязать муниципальное образование «Новотроицкое сельское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Новотроицкого сельского поселения Шабалинского района Кировской области провести межевание и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков на которых размещены общественные кладбища, расположенные в кадастровом квартале 43:37:320220 вблизи с.Новотроицкое, в кадастровом квартале 43:37:320247 вблизи с.Архангельское, а также в кадастровом квартале 43:37:320344 вблизи с. Соловецкое Шабалинского района Кировской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12 января 2022 года.
С у д ь я : П.В. Олин