Дело № 5-2/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Ижма, ул. Хатанзейского, 59
Мировой судья Ижемского судебного участка, Республики Коми Винокурова Л.В., рассмотрев в судебном заседании 18 января 2019 года (постановление изготовлено в окончательном виде 21 января 2019 года) дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Изьваспецтранс» (далее ООО «Изьваспецтранс») ОГРН 107110500053, ИНН/КПП 1119005505/111901001, юридический адрес д. Диюр ул. Школьная дом 9 Ижемского района, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
Заместителем министра энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми <ФИО1> 16.11.2018 составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении ООО «Изьваспецтранс», согласно которого юридическое лицо в нарушение статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказа № 12/2 Службы РК по тарифам от 28.04.2016 в деревне Диюр Ижемского района Республики Коми при осуществлении расчетов с ООО «Стройгранит» за оказанные транспортные услуги по пропуску вагонов по договору № 55-ИЦ/16 от 12.10.2016 применило завышенный размер тарифа в размере 750 рублей за вагон, чем неустановленный органом регулирования 143,48 руб.
В судебном заседании представитель юридического лица <ФИО2> представил возражения относительно доводов указанных в протоколе по делу об административном правонарушении, пояснив, что совершение вменяемого правонарушения юридическим лицом не признается. Правоотношения между ООО «Изьваспецтранс» и ООО «Стройгранит» возникшие при выполнении условий заключенного 12.10.2016 договора не подлежат госрегулированию, поскольку транспортные услуги не оказывались. Подача и уборка вагонов ООО «Изьваспецтранс» не осуществлялась. В соответствии с Уставом ж/д транспорта был заключён договор эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, содержание которого указывало на аренду имущества, а не пропуск вагонов. Со стороны ООО «Изьваспецтранс» был обеспечен доступ подвижного состава ООО «Стройгранит» на ж/д пути необщего пользования путем предоставления в пользование ж/д пути и не препятствие транзитному проезду вагонов. Отношения возникшие между сторонами относятся к предмету договора аренды ж/д пути необщего пользования и подчиняются принципу свободы договора. Условия договора не оспорены заинтересованными лицами. Нарушение установленного порядка ценообразования не допущено, в действиях ООО «Изьваспецтранс» отсутствует состав правонарушения. Плата по договору взималась за эксплуатацию ж/д пути необщего пользования, а не за оказание услуг по пропуску вагонов. Решением комиссии УФАС по РК от 15.10.2018 № 02-01/7196 установлено, что положение ООО «Изьваспецтранс» на рынке услуги по эксплуатации ж/д пути необщего пользования не может быть признано доминирующим. Цена договора установлена соглашением сторон, размер платы определен исходя из количества пройденных вагонов. Срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента заключения договора с завышением тарифа, поскольку тариф применен при заключении договора одномоментно. Таким образом, годичный срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица за вменяемое правонарушение истек 12.10.2017.
Представитель потерпевшего ООО «Стройгранит» В.Г.Жила в судебном заседании пояснил, что ООО «Стройгранит» арендовало ж/д тупик на ст. Ираель Северной ж/д для выгрузки вагонов с материалами необходимыми для строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар». До тупика вагоны должны были проследовать от стрелки примыкания к станционным путям по ж/д пути находящемуся в пользовании ООО «Изьваспецтранс». Для заключения договора на подачу и уборку вагонов локомотивом ОАО «РЖД» было обязательно согласие ООО «Изьваспецтранс» на пропуск вагонов. С целью бесперебойного и своевременного обеспечения строительства дороги материалами, во избежание срыва графика строительства автомобильной дороги, была достигнута договоренность на проследование вагонов с грузом по ж/д пути необщего пользования ООО «Изьваспецтранс». Поскольку на этом участке альтернативного подъездного ж/д пути не имеется. 12.10.2016 между ООО «Изьваспецтранс» и ООО «Стройгранит» был заключен договор, согласно которого цена услуги за проследование 1-го вагона с грузом весом до 6 тонн составила 600 руб., а вагона свыше 60 тонн 750 руб. по договору с 22.12.2016 по 18.06.2018 проследовало 2479 вагонов с различными грузами. ООО «Стройгранит» в рамках исполнения договора оплачено ООО «Изьваспецтранс» 1545560 руб. 15.06.2018 ООО «Стройгранит» стало известно, что приказом Службы по тарифам РК от 28.04.2016 для ООО «Изьваспецтранс» установлен предельно максимальный тариф за проследование одного вагона с грузом в сумме 143,48 руб. Так как, по договору от 12.10.2016 кроме пропуска вагонов другой деятельности не осуществлялось, следовательно ООО «Изьваспецтранс» сумма начислений за каждый вагон для ООО «Стройгранит» было установлена незаконно, т.е. было допущено завышение регулируемой государством цены (тарифа) на услугу по пропуску вагонов на подъездном ж/д пути необщего пользования, примыкающем к ж/д пути ст. Ираель.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, мировой судья пришел к следующему.
По части 1 ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственности за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Согласно пункту 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» правительство Российской Федерации утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установление номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации статьей 28 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Согласно положениям абз. 8 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 239, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 6 Перечня продукции производственно-технического назначения и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на территории Республики Коми осуществляется Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 03.12.2002 г. № 196, цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта с 01.01.2018 устанавливаются Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее - Министерство) (с 01.11.2016 по 31.12.2017 Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, с 29.04.2005 по 31.10.2016 Службой Республики Коми по тарифам).
В соответствии с подпунктами 27, 71 пункта 10 Положения о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 31.08.2017 № 459, Министерство устанавливает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, а также осуществляет контроль в области регулируемых цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Таким образом, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, являются регулируемыми видами деятельности, в отношении которых установление тарифов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
При этом хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы, оказывающие на территории Республики Коми транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, могут оказывать такие услуги исключительно по ценам (тарифам), установленным соответствующими нормативными правовыми актами органа регулирования.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «Изьваспецтранс» (ИНН 1119005505, адрес (место нахождения): 169471, Республика Коми, Ижемский район, деревня Диюр, ул. Школьная, д. 9) зарегистрировано в ЕГРЮЛ 30.01.2007.
Собственником сооружения - железнодородного подъездного пути протяженностью 700 м. на в северо-западной части ст. Ираель к северо-востоку от ул. Первомайской ООО является «Автотранс».
Как было установлено в судебном заседании ООО «Изьваспецтранс» осуществляет владение и пользование указанным сооружением.
Согласно договору на эксплуатацию и техническое обслуживание железнодорожного пути необщего пользования от 12.10.2016 № 55-ИЦ/16, заключенному между ООО «Изьваспецтранс», ООО «Стройгранит», ООО «Строительное управление - 926», ООО «Изьваспецтранс» передает ООО «Стройгранит» в эксплуатацию железнодорожный путь необщего пользования, расположенный в п. Ираель Сосногорского района от стыка рамного рельса стрелочного перевода № 27 до стрелочного перевода № 151, обслуживаемый локомотивом ООО «Стройгранит».
Пунктом 1.2. договора определено, что эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования включает подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 5.1. за эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Стройгранит» ежемесячно вносит плату в размерах 600 рублей за каждый вагон грузоподъемностью до 60 тонн, 750 рублей за каждый вагон грузоподъемностью свыше 61 тонны.
В соответствии с договором от 07.12.2016 № 7-05 между ООО «Стройгранит» и ОАО «РЖД», подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с железнодорожного необщего пользования для ООО «Стройгранит» осуществляет ОАО «РЖД».
В соответствии с заключенными договорами, исходя из установленных обстоятельств решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по делу № А10-07/18 от 02.10.2018, вагоны ООО «Стройгранит» проходили транзитом по путям ООО «Изьваспецтранс» локомотивом ОАО «РЖД».
Согласно разъяснений Министерства транспорта РФ от 29.02.2003 № БН-5/776-Ш и Минэконом развития России от 03.07.2003 № 05-635 под«транспортными услугами» следует понимать комплекс операций необходимых для доставки грузов, в том числе услуги связанные с пользованием подъездным путем. Предоставление арендатором ж/д подъездных путей для осуществления транспортных услуг является видом деятельности в отношении которой применяется государственное ценовое регулирование.
Условия договора от 12.10.2016 № 55-ИЦ/16 заключенного между ООО «Изьваспецтранс», ООО «Стройгранит», ООО «Строительное управление - 926» аналогичны условиям договора, действовавшего между ООО «Изьваспецтранс» и ООО «МагистральСервис», являющиеся транспортными услугами, указанная позиция также подтверждаются решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.04.2016 по делу А29-880/2016.
Оценив представленные суду материалы, изучив доводы представителей ООО «Изьваспецтранс» и ООО «Стройгранит», мировой судья пришел к выводу, что поскольку вагоны ООО «Стройгранит» проходили транзитом по путям ООО «Изьваспецтранс» локомотивом ОАО «РЖД»; ООО «Изьваспецтранс» обеспечивало доступ ж/д подвижного состава ОАО «РЖД» в целях доставки груза ООО «Стройгранит», и единицей измерения при расчетах ООО «Изьваспецтранс» с ООО «Стройгранит» является вагон, следовательно, ООО «Изьваспецтранс» непосредственно оказывает транспортную услугу ООО «Стройгранит» по пропуску вагонов.
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 28.04.2016 № 12/2 «Об установлении предельного максимального уровня тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые ООО «Изьваспецтранс» на подъездных железнодорожных путях ООО «Изьваспецтранс» установлен предельный максимальный уровень тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые ООО «Изьваспецтранс» на подъездных железнодорожных путях ООО «Изьваспецтранс», примыкающих к станции Ираель, в размере 143,48 рублей за один вагон.
Согласно счетам - фактурам от 31.01.2018 № 10, 20.02.2018 № 19, от 28.02.2018 № 40, от 31.03.2018 № 41, от 16.04.2018 № 52, от 30.04.2018 № 74, от 16.05.2018 № 78, от 31.05.2018 № 106, от 16.07.2018 № 151, от 22.06.2018 № 111, 30.06.2018 № 119, от 06.09.2018 № 197, 16.09.2018 № 202, актам на выполнение работ от 31.12.2017 № 268, от 31.01.2018 № 10, 20.02.2018 № 19, от 28.02.2018 № 40, от 31.03.2018 № 41, от 16.04.2018 № 52, от 30.04.2018 № 74, от 16.05.2018 № 78, от 31.05.2018 № 106, от 16.07.2018 № 151, от 06.09.2018 № 197, 16.09.2018 № 202 ООО «Изьваспецтранс» предъявило плату за оказанные транспортных услуги по пропуску вагонов по договору № 55-ИЦ/16 ООО «Стройгранит» исходя из тарифа в размере 750 рублей за вагон, вместо тарифа в размере 143,48 рублей за один вагон, установленного приказом № 12/2.
Таким образом, общий размер излишне полученной выручки от оказания транспортных услуг по пропуску вагонов по данным фактам составил 396057,56 руб.
Установленные судом обстоятельства, указывающие на событие административного правонарушения состоящего в том, что ООО «Изъваспецтранс» в нарушение требований ст. 424 ГК РФ, приказа № 12/2, находясь в Республике Коми Ижемский район д. Диюр31.12.2017, 31.01.2018, 20.02.2018, 28.02.2018, 31.03.2018, 16.04.2018, 30.04.2018, 16.05.2018, 31.05.2018, 16.07.2018, 22.06.2018, 30.06.2018, 06.09.2018, 16.09.2018, при осуществлении расчетов с ООО «Стройгранит» за оказанные транспортные услуги по пропуску вагонов по договору № 55-ИЦ/16 применило завышенный размер тарифа в размере 750 рублей за вагон, вместо установленного 143,48 руб., тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6. КоАП РФ.
Совершение ООО «Изьваспецтранс» административного правонарушения подтверждается сведениями из протокола по делу об административном правонарушении от 16.11.2018, сведениями из ЕГРЮЛ ООО «Изъваспецтранс» от 31.10.2018, объяснениями представителей ООО «Стройгранит» и ООО «Изьваспецтранс»; исследованными в судебном заседании материалами дела: сведениями установленными решением УФАС по РК от 02.10.2018; исследованными в судебном заседании сведениями из договора № 55-ИЦ/16 от 12.10.2016; актами контроля перемещения ж/д вагонов; актами сверки расчетов за период 01.01.2016-18.06.2018, 01.01.2017-07.08.2018; платежными поручениями по оплате; претензионным письмом от 18.07.2018 ООО «Изьваспецтранс» в адрес ООО «Стройгранит»; актами выполненных работ - по количеству пропущенных вагонов; выставленными счетами на оплату в размерах 600 рублей за каждый вагон грузоподъемностью до 60 тонн, 750 рублей за каждый вагон грузоподъемностью свыше 61 тонны.
Доводы представителя ООО «Изьваспецтранс» о том, что правоотношения между ООО «Изьваспецтранс» и ООО «Стройгранит» возникшие при выполнении условий заключенного 12.10.2016 договора не подлежат госрегулированию, эксплуатация железнодорожного пути является самостоятельным товарным рынком, договор заключен в соответствии с принципом свободы договора, плата по договору взималась за эксплуатацию ж/д пути необщего пользования, мировой судья находит несостоятельными поскольку эксплуатацию ж/д путь необщего пользования предоставлялся в период непосредственного пропуска вагонов, а также суд принимает во внимание и то обстоятельство, что оплата выставлялась непосредственно за количество пропущенных вагонов. Какой либо иной деятельности по эксплуатации ж/д пути необщего пользования в период действия договора не осуществлялось и счета на оплату не выставлялись.
Доводы том, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента заключения договора с завышением тарифа, поскольку тариф применен при заключении договора одномоментно, мировой судья находит необоснованным, поскольку завышение тарифа было применено ООО «Изьваспецтранс» при осуществления расчетов за оказанные ООО «Стройгранит» услуги по пропуску вагонов по договору № 55-ИЦ/16 по счетам - фактуры от 31.01.2018 № 10, 20.02.2018 № 19, от 28.02.2018 № 40, от 31.03.2018 № 41, от 16.04.2018 № 52, от 30.04.2018 № 74, от 16.05.2018 № 78, от 31.05.2018 № 106, от 16.07.2018 № 151, от 22.06.2018 № 111, 30.06.2018 № 119, от 06.09.2018 № 197, 16.09.2018 № 202, актам на выполнение работ от 31.12.2017 № 268, от 31.01.2018 № 10, 20.02.2018 № 19, от 28.02.2018 № 40, от 31.03.2018 № 41, от 16.04.2018 № 52, от 30.04.2018 № 74, от 16.05.2018 № 78, от 31.05.2018 № 106, от 16.07.2018 № 151, от 06.09.2018 № 197, 16.09.2018 № 202, годичный срок давности привлечения к административной ответственности по данным фактам осуществления расчетов за оказанные транспортные услуги по пропуску вагонов по неустановленному тарифу не истек, так как срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения действия, образующего состав административного правонарушения - выставление счета по завышенному тарифу.
При этом по факту осуществления ООО «Изьваспецтранс» расчетов за оказанные ООО «Стройгранит» транспортные услуги по пропуску вагонов по завышенному тарифу по счету от 31.12.2017 № 268, мировой судья находит, что на момент рассмотрения дела годичный срок давности привлечения к ответственности по выставленному счету за пропущенные вагоны по завышенному тарифу истек.
Действия ООО «Изьваспецтранс» по выставлению счетов 31.01.2018, 20.02.2018, 28.02.2018, 31.03.2018, 16.04.2018, 30.04.2018, 16.05.2018, 31.05.2018, 16.07.2018, 22.06.2018, 30.06.2018, 06.09.2018, 16.09.2018 образуют состав одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из имущественного и финансового положения юридического лица, суд находит возможным применить в отношении юридического лица положения п. 3.2, п. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, жалобы протесты на на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего кодекса.
С учетом установленных обстоятельств дела, руководствуясь вышеизложенным и принимая во внимание финансовое и имущественное положение юридического лица, учитывая, что назначение штрафа в пределах санкции не будет соответствовать задачам законодательства об административных правонарушениях - защите экономических интересов юридических лиц, а также критериям соразмерности наказания за совершенное административное правонарушение имущественному и финансовому положению, учитывая мнение представителя потерпевшей стороны, мировой судья находит возможным назначить юридическому лицу наказание ниже низшего предела административного штрафа, предусмотренного санкцией двукратного размера излишне полученной выручки вследствие неправомерного завышения регулируемых государством тарифа за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, уменьшив его до половины установленного санкцией размера, т.е. в размере излишне полученной выручки вследствие неправомерного завышения регулируемых государством тарифа за весь период, в течение которого совершалось правонарушение.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, мировой судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Изьваспецтранс» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ и назначить наказание с применением п. 3.2, п. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа 396057 рублей 56 копеек.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк: УФК по Республике Коми (Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (л/с 04072D53651) расчетный счет 40101810000000010004 Отделение НБ Республики Коми БИК 048702001 ИНН 1101160250 КПП 110101001 КБК86611602030020000140 ОКАТМО 87701000.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Ижемский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба может быть подана через Ижемский судебный участок Республики Коми либо непосредственно в Ижемский районныйсуд Республики Коми.
Мировой судья Л.В. Винокурова