Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1305/2024 (2-5655/2023;) ~ М-4011/2023 от 13.11.2023

Дело 2-1305/2024

УИД: 24RS0032-01-2023-005413-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                              18 марта 2024 г.

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Чешуевой А.А.,

      с участием представителя истца - помощника Красноярского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры ФИО2,

     представителя ответчика АНО ЦДПО «КРАСПРОФ» - ФИО3,

     представителя ответчика - ГУ МЧС по <адрес> ФИО4,

     при секретаре ФИО5,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского транспортного прокурора к АНО Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», Главному управлению МЧС России по <адрес>, ФИО1 о признании недействительным свидетельства о прохождении обучения и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к автономной некоммерческой организации Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф» (далее по тексту - АНО ЦДПО «Краспроф»), ФИО1, Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании недействительным свидетельства с регистрационным номером выданного АНО ЦДПО «Краспроф» на имя ФИО1, подтверждающего прохождение последним обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)» недействительным, возложении обязанности на ФИО1 сдать в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> удостоверение на право управления маломерным судном, выданное на имя последнего, для его замены в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, возложить обязанность на ГУ МЧС России по <адрес> после предоставления ФИО1 удостоверения на право управления маломерным судном, выданного на имя последнего, исключить из него запись о категории типа маломерного судна: «Судно особой конструкции (аэробот)» путем замены удостоверения на право управления маломерным судном в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 40 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию. Частью 4 статьи 91 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утвержден приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ . АНО ЦДПО «Краспроф» на территории <адрес> осуществляет образовательную услугу, в том числе по подготовке судоводителей маломерных судов. АНО ЦДПО «Краспроф» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии Л035-01211-24/00241897 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности по виду образования «Профессиональное обучение» и подвиду дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование». Подготовка судоводителей маломерных судов для эксплуатации в некоммерческих целях не предполагает освоение какой-либо профессии, а также не требует наличия среднего профессионального и высшего образования и относится к подвиду дополнительного образования детей и взрослых и реализуется в соответствии со ст.12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ. Такое обучение не может рассматриваться как обязательное для осуществления какой-либо деятельности и реализуется в соответствии со ст.12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ, относится к подвиду дополнительного образования детей и взрослых.

Образовательные программы, по которым АНО ЦДПО «Краспроф» осуществляет обучение: «Судоводитель маломерных судов (моторное судно, гидроцикл), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ, «Судоводитель маломерных судов особой конструкции («судно на воздушной подушке), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ, «Судоводитель маломерных судов особой конструкции (аэролодка/аэроглиссер), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ, «Судоводитель маломерных судов « (гидроцикл), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ по своему содержанию относятся к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», отсутствующему в лицензии АНО ЦДПО «Краспроф», что является нарушение лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных частями 1, 4 статьи 91 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ АНО ЦДПО «Краспроф» осуществляет образовательную деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, поскольку в лицензии Л035-01211-24/00241897 от ДД.ММ.ГГГГ на момент обучения ФИО1 отсутствовали сведения о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых».

В соответствии с пунктом 4.2 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) заявитель вправе при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа для аттестации, принимается к рассмотрению аттестационной комиссией. При аттестации для управления маломерным судном особой конструкции заявитель в составе входных документов представляет документ об обучении для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией производителя данного судна или аналогичных судов и имеющей соответствующую лицензию для проведения такого обучения, в связи с этим, содержание аттестации изменяется и к заявителю применяется специальный порядок ее проведения, при котором проверка практических навыков не проводится.

В ходе проверки, проведенной Транспортной прокуратурой на предмет исполнения АНО ЦДПО «Краспроф» требований законодательства об образовании при подготовке судоводителей маломерных судов, установлено, что ФИО1 по окончании обучения в АНО ЦДПО «Краспроф» выдано свидетельство с регистрационным номером , подтверждающее освоение программы «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер, судно на воздушной подушке)». ФИО1 предъявлено данное свидетельство в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> при получении в 2022 году услуги по аттестации на право управления маломерным судном и к последнему был применен специальный порядок, то есть без проведения проверки практических навыков с последующим открытием в удостоверении на право управления маломерными судами новой категории типа маломерного суда «Судно особой конструкции (аэробот)». Необоснованная выдача ФИО1 свидетельства с регистрационным номером 043/20СА, 041/20СВП, подтверждающее прохождение обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер, судно на воздушной подушке) повлекло неправомерное открытие ФИО1 Центром ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> новой категории типа маломерного судна.

Поскольку запись о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» по лицензиату АНО ЦДПО «Краспроф» в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности на момент обучения ФИО1 отсутствовала, следовательно, ответчик не мог осуществлять образовательную деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. Законные основания для выдачи итоговых документов (свидетельства) по окончании такого обучения отсутствовали. Проведенным Красноярской транспортной прокуратурой мониторингом состояния законности на поднадзорной территории установлено, что за 2022 год увеличилось количество транспортных происшествий с маломерными судами. Произошло 13 событий, связанных с эксплуатацией маломерных судов, в результате которых погибло 12 человек.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, обосновывая их обстоятельствами, изложенными в иске, просил удовлетворить.

Представитель ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала и показала, что АНО ЦДПО «Краспроф» имеет лицензию по подвиду образования, первая лицензия выдана в 2012 году, по результатам проверок Министерства образования АНО ЦДПО «Краспроф» признано соблюдавшим лицензионные требования. Доказательств наличия вины граждан в представленных материалах не имеется. Прокурором пропущены сроки исковой давности. В справке Министерства образования от 2022 г. представлены искаженные и недостоверные сведения. Также представитель ответчика поддержала ранее представленные директором АНО ЦДПО «Краспроф» ФИО6 возражения на иск, согласно которым АНО ЦДПО «Краспроф» с 2012 года занимается обучением судоводителей маломерного судна и образовательная лицензия была получена по программе «Обучение судоводителей маломерных судов поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России». Лицензия -л от ДД.ММ.ГГГГ получена под вышеуказанную программу, которая была определена лицензирующим органом в подвид «Дополнительная профессиональная программа». В 2014 году АНО ЦДПО «Краспроф» получило обновленную лицензию -л от ДД.ММ.ГГГГ. Программа обучения судоводителей может относиться как к дополнительному профессиональному образованию, так и к профессиональному обучению, что подтверждается многочисленными проверками на предмет соблюдения лицензионных требований организацией в период с 2013 года по 2018 год. В 2018 году была разработана программа профессионального обучения «Обучение судоводителей маломерных судов поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России» и по результатам плановой выездной проверки в 2018 году установлено соблюдение лицензионных требований, установленных под. г пункта 6 «положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . После этого были разработаны программы обучения «Судоводитель маломерных судов особой конструкции (судно на воздушной подушке) и «Судоводитель маломерных судов особой конструкции (аэролодка/аэроглиссер). Поэтому АНО ЦДПО «Краспроф» расценивали данные программы как программы профессионального обучения повышения квалификации. Доводы прокурора о том, что по своему содержанию программы, по которым осуществляется подготовка судоводителей маломерных судов АНО ЦДПО «Краспроф» по своему содержанию относятся к подвиду дополнительного образования, являются субъективными и не имеют подтверждения в Законе об образовании. В АНО ЦДПО «Краспроф» проходят обучение сотрудники МЧС и спасатели для выполнения своих служебных обязанностей. Поскольку свидетельство о прохождении обучения в АНО ЦДПО «Краспроф» выдано слушателям в соответствии со ст.60 Федерального закона «Об образовании», как лицам, прошедшим обучение и итоговую аттестацию в образовательной организации, оснований для признания недействительным указанных свидетельств не имеется. Красноярская транспортная прокуратура принимала участие в контроле за деятельностью АНО ЦДПО «Краспроф», по результатам изучения представленных сведений прокуратурой аналитические документы не составлялись. Также обращает внимание на то, что ни один из слушателей АНО ЦДПО «Краспроф» за весь период не совершил административных правонарушений при использовании водного транспорта. АНО ЦДПО «Краспроф» действовало в соответствии с разрешительными документами, выданными Министерством образования и науки <адрес>, а именно в соответствии с имеющейся лицензией и актом проверки соблюдения лицензионных требований. В настоящее время АНО ЦДПО «Краспроф» устранило выявленные формальные недостатки по оформлению применяемой спорной программы, при этом наполняемая часть действий по проведению курса по обучению «Судоводителей маломерных судов» не изменилась, что говорит о том, что АНО ЦДПО «Краспроф» фактически проводило все это время спорный курс в полном соответствии по содержательной части. Закон об образовании не запрещает образовательной организации самостоятельно составлять дополнительные образовательные программы и обучать по этим программам, указав требования по наличию образования в самой образовательной программе.

В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель ответчика - Главного управления МЧС России по <адрес> в лице ФИО4, действующей на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении оказать, поддержала поданные ранее возражения на исковое заявление, согласно которым ответчик АНО ЦДПО «Краспроф» с 2012 года осуществляет подготовку судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России в соответствии с учебной программой от 2012 г. по выданной лицензии -л от ДД.ММ.ГГГГ. В 2014 году АНО ЦДПО «Краспроф» вынуждено было переоформить лицензию на осуществление своей образовательной деятельности в связи с внесением изменений в действующее законодательство. Министерство образования и науки <адрес> представленные АНО ЦДПО «Краспроф» образовательные программы, в том числе, программу обучения судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России от 2012 г., определило данную образовательную деятельность по виду образования «Профессиональное обучение» подвид дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование» с выдачей соответствующей лицензии -л от ДД.ММ.ГГГГ. Акты проверок от ДД.ММ.ГГГГ и -ККА/1074-19-02 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают, что нарушений лицензионных требований при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности не выявлено. Все программы подготовки судоводителей маломерных судов особой конструкции, которые были проанализированы при проверке, относятся к программам обучения судоводителей маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России и не могут быть отнесены к разным видам (подвидам) образовательных программ. Красноярская транспортная прокуратура не вправе предъявить исковые требования к гражданам, которые проходили обучение в 2019, 2020 и 2021 годах, поскольку факт выявления нарушения в части соблюдения лицензионных требований был выявлен только ДД.ММ.ГГГГ. Для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов, проводится аттестация претендующего на данное право лица в соответствии с Правилами аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС РФ по делам гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ). ФИО1 выдано удостоверение на право управления маломерным судном, тип маломерного судна - моторное судно, на основании протокола комиссии от ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение на право управления маломерным судном, тип - моторное судно особой конструкции аэробот. На момент выдачи данных удостоверений действовали указанные Правила аттестации и Административный регламент , согласно которым наличие свидетельства о прохождении подготовки по программе судоводитель маломерных судов не является необходимым условием доступа к сдаче экзамена на право управления маломерным судном. Согласно п. 4.2 Правил аттестации от ДД.ММ.ГГГГ заявитель вправе, при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа в заявленном районе плавания. Такой документ, представленный для аттестации, принимался к рассмотрению аттестационной комиссией. В соответствии с разделом 3, п.3.3 Правил аттестации к ФИО1 при выдаче удостоверения на право управления маломерным судном особой конструкции был применен специальный порядок. С ДД.ММ.ГГГГ действуют новые правила аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которыми удостоверение выдается только по результатам проверки теоретических знаний и практических навыков заявителя, выдача удостоверения взамен ранее выданного без проверки знаний возможна только при замене удостоверения в связи с истечением его срока, по волеизъявлению заявителя, при замене в связи с изменением фамилии, имя, отчества заявителя; порядок исключения из удостоверения на право управления маломерным судном записи о категории типа маломерного судна отсутствует. Доказательств вины ФИО1 в представленных материалах не имеется, факт прохождения обучения истцом не оспаривается. Доработка Подсистемы ГИМС ЕИС ЦГУ может быть включена в техническое задание через Центральный аппарат МЧС России и осуществлена лицензируемыми разработчиками. ГУ МЧС России по <адрес> как самостоятельное юридическое лицо не наделано полномочиями выполнить исковые требования прокурора в части исключения из удостоверения на право управления маломерным судном записи о категории типа маломерного судна. Также дополнила, что среди этих граждан - действующие спасатели КГПУ «Спасатель», т.е. будет нарушена оперативная деятельность по поиску и спасению людей в воде.

Представитель третьего лица Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений, ходатайств не представил.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (часть 2 статьи 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п.6 ст.10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Согласно части 1 статьи 73 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий (далее - Перечень) утвержден приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ .

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утвержден приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ ( в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со статьей 76 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), к освоению которых допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование либо лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

В соответствии с пунктом 40 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Частью 4 статьи 91 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что АНО ЦДПО «Краспроф» на территории <адрес> осуществляет экономическую деятельность по виду «Образование профессиональное среднее», а также дополнительные виды деятельности «образование высшее», «образование профессиональное дополнительное».

АНО ЦДПО «Краспроф» имеет лицензию № Л035-01211- 24/00241897 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности по виду образования «Профессиональное обучение» и «Дополнительное образование» с указанием подвида дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование» (на момент возникновения спорных правоотношений).

Подготовка судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (то есть используемых исключительно для отдыха и туризма), не предполагает освоение какой-либо профессии, а также не требует наличия среднего профессионального и (или) высшего образования и относится к подвиду дополнительного образования детей и взрослых. Такое обучение не может рассматриваться как обязательное для осуществления какой-либо деятельности и реализуется в соответствии со статьей 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ.

Главным отличием является тот факт, что дополнительное образование взрослых и детей осуществляется по общеобразовательным программам, в то время как дополнительное профессиональное образование осуществляется в рамках повышения квалификации или переподготовки людей, уже обладающих определенной специальностью, и требует наличие среднего профессионального и (или) высшего образования, профессиональное обучение осуществляется по конкретным специальностям и должностям, закрепленным в Перечне. В перечне профессий отсутствует профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции».

В связи с чем, образовательные программы, по которым осуществляется подготовка судоводителей маломерных судов АНО ЦДПО «Краспроф»: «Судоводитель маломерных судов» (моторное судно, гидроцикл), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ, «Судоводитель маломерных судов особой конструкции» (судно на воздушной подушке), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ, «Судоводитель маломерных судов особой конструкции» (аэролодка/аэроглиссер), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ, «Судоводитель маломерных судов» (гидроцикл), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ, по своему содержанию относятся к общеобразовательным программам, относятся к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», отсутствующему в лицензии АНО ЦДЛ О «КРАСПРОФ» № Л035-01211- 24/00241897 от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки, проведенной Красноярской транспортной прокуратурой в период с 15.06.2020г. по 19.06.2020г. в АНО ЦДПО «Краспроф» обучающемуся ФИО1 по окончанию обучения в Организации по программе: «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер, судно на воздушной подушке)» ДД.ММ.ГГГГ выданы Свидетельства с регистрационным номером 043/20СА, 041/20СВП, подтверждающее освоение указанной программы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании данных Свидетельств, предъявленных ФИО1 в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> при получении услуги по аттестации на право управления маломерным судном, к последнему был применен специальный порядок, т.е. без проведения проверки практических навыков, с последующим открытием в удостоверении на право управления маломерными судами новой категории типа маломерного судна: «Судно особой конструкции (аэробот)».

Согласно письму Министерства образования <адрес> (исх. мк от ДД.ММ.ГГГГ), на основании части 4 статьи 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам на законных основаниях возможно только при наличии в реестре лицензий на образовательную деятельность записи о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» по конкретному лицензиату. Поскольку запись о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» по лицензиату АНО ЦДПО «Краспроф» в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности отсутствует, то осуществлять образовательную деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ АНО ЦДПО «Краспроф» не вправе.

С учетом изложенного, АНО ЦДПО «Краспроф» образовательную деятельность по подготовке судоводителя маломерного судна ФИО1 осуществило с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, поскольку в лицензии № Л035-01211-24/00241897 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых».

АНО ЦДПО «Краспроф» необоснованно выдало ФИО1 свидетельства с регистрационным номером , подтверждающее прохождение обучения по программе: «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер, судно на воздушной подушке)», что в свою очередь повлекло неправомерное открытие последнему Центром ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> новой категории типа маломерного судна.

Обучение ФИО1 по общеобразовательной программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции», не включенной в лицензию, является нарушением лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных частями 1, 4 статьи 91 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное нарушение влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которого обратился прокурор с данным иском, по следующим мотивам.

Согласно пункту 4.2 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ и утративших силу с ДД.ММ.ГГГГ, заявитель вправе, при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа в заявленном районе плавания.

Такой документ, представленный для аттестации, принимается к рассмотрению аттестационной комиссией. В соответствии с пунктом 3.10 Правил аттестации от ДД.ММ.ГГГГ аттестация для управления маломерным судном особой конструкции включала проверку входных документов и проверку теоретических знаний по заявленному району плавания. Проверка практических навыков заявителя не проводится. При аттестации для управления маломерным судном особой конструкции заявитель в составе входных документов представляет документ об обучении для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией производителя данного судна или аналогичных судов и имеющей соответствующую лицензию для проведения такого обучения.

Таким образом, в соответствии с Правилами аттестации от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшими в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, при аттестации для управления маломерным судном особой конструкции, в случае предъявления заявителем документа, подтверждающим прохождение обучения для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией и имеющей соответствующую лицензию (свидетельства об обучении), содержание аттестации изменяется, и к заявителю применяется специальный порядок ее проведения, при котором проверка практических навыков не проводилась. Принимая во внимание, что ФИО1 проверку практических навыков на управление маломерным судном при аттестации не проходил, имеются основания ставить под сомнение решение аттестационной комиссии, его объективность и обоснованность о выдаче ФИО1 удостоверения на право управления маломерными судами.

Согласно рапорту помощника Красноярского транспортного прокурора ФИО2, по результатам проведенного анализа состояния законности в сфере образовательной деятельности в области подготовки специалистов внутреннего водного транспорта, судоводителей маломерных судов, по результатам мониторинга установлено, что в 2022 году увеличилось количество транспортных происшествий, происшедших в Енисейском бассейне внутренних водных путей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основной причиной транспортных происшествий является нарушение командным составом правил плавания (судоводительская ошибка). В навигацию 2022 года также выросло количество происшествий с маломерными судами: за истекший период 2022 года произошло 11 событий, связанных с эксплуатацией маломерных судов, в результате которых погибло 11 человек. Нарушения законодательства в сфере безопасности внутреннего водного транспорта, а также при эксплуатации маломерных судов создают угрозу безопасности граждан, могут повлечь за собой причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу.

Доводы представителя ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» о том, что обучение ФИО1 проводилось в АНО ЦДПО «Краспроф» в соответствии с программой профессионального обучения повышения квалификации судоводителей маломерных судов от ДД.ММ.ГГГГ, то есть по программе профессионального обучения, а не дополнительного общеобразовательного, что Центр обучения вправе самостоятельно определить профессиональное обучение или обучение дополнительное по общеобразовательным программам, суд находит не состоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку из представленных данных видно, что ФИО1 никогда не имел квалификацию судоводитель, профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции» отсутствует в Списке профессий, в связи с чем, программы обучения судоводителей маломерного судна не могут расцениваться как программы профессионального обучения повышения квалификации, а являются общеобразовательными для дополнительного обучения.

Доводы представителя ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» о том, что с 2012 года подготовка судоводителей маломерных судов относилась к подвиду дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование» суд находит не состоятельными, поскольку с 2013 года и по настоящее время «судоводитель маломерных судов» не относится к рабочей профессии или должности служащих (в отличие от профессии «водолаз»). В связи с этим, при внесении изменений в лицензию в 2014 году ответчик АНО ЦДПО «Краспроф» был обязан внести изменения в лицензию в соответствии с Перечнем профессий рабочий, должностей служащих (в редакции, действовавшей на момент изменения лицензии).

Как видно из материалов дела, основанием для проведения проверки Красноярской транспортной прокуратурой послужил рапорт помощника Красноярского транспортного прокурора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о возрастающем количестве транспортных нарушений на внутренних водных путях. О проводимой проверке АНО ЦДПО «Краспроф» было уведомлено за сутки до проведения проверки, в связи с чем, права юридического лица нарушены не были.

Как установлено в судебном заседании при осуществлении образовательной деятельности по специальностям «водолаз», «матрос» и другим специальностям на основании лицензии №Л035-01211-24/00241897 от ДД.ММ.ГГГГ, АНО ЦДПО «Краспроф» включило в данную деятельность и дополнительное обучение судоводителей маломерного судна особой конструкции, которое не относится к подвиду дополнительного профессионального обучения, при этом, не включая в лицензию подвид дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», который на момент прокурорской проверки отсутствовал в лицензии АНО ЦДПО «Краспроф». При этом, доводы АНО ЦДПО «Краспроф» о том, что они вправе самостоятельно устанавливать дополнительное профессиональное образование по общеразвивающим программам нельзя признать состоятельными, поскольку они противоречат ФЗ «Об образовании», вводят в заблуждение потребителей, получающих образовательную услугу о стандартах и качестве образования.

При предоставлении дополнительного профессионального образования к содержанию образовательных программ предъявляются обязательные требования. Из содержания образовательных программ, предоставленных АНО ЦДПО «Краспроф» видно (во вводной части), что программы являются общеразвивающими. Следовательно, АНО ЦДПО «Краспроф» при оказании услуги по обучению судоводителей маломерных судов особой конструкции не предоставляло дополнительного профессионального образования.

Данный вывод суда, подтверждается справкой, составленной по результатам проверки АНО ЦДПО «Краспроф» от 31.08.2022г. начальником отдела лицензирования и государственной аккредитации министерства образования <адрес> ФИО7 и консультантом отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства образования <адрес> ФИО8 из которой следует, что представленные при проведении проверки образовательные программы подготовки судоводителей маломерных судов относятся к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», отсутствующему в лицензии АНО ЦДПО «Краспроф», что является нарушением лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных частью 1, частью 4 статьи 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации». Теоретическая часть образовательных программ подготовки судоводителей маломерных судов с 2020 года полностью реализуется в дистанционной форме с использованием системы Moodle. Программный материал изучается обучающимися самостоятельно, без участия педагогического работника, после чего предоставляется возможность прохождения пробного теста и итогового теста. К реализации практической части образовательных программ подготовки судоводителей маломерных судов привлекается педагогический работник ФИО9, занимаемая должность педагогического работника которого не определена договором оказания услуг и установить его соответствие квалификационному справочнику и (или) профессиональному стандарту по должности педагогического работника не представляется возможным. К реализации практической части образовательных программ привлекается педагогический работник ФИО10 по договору возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, педагогическая должность которого не определена договором возмездного оказания услуг, в связи с чем, установить его соответствие квалификационному справочнику и (или) профессиональному стандарту по должности педагогического работника не представилось возможным. Также организацией не соблюдаются лицензионные требования к осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (дополнительным общеразвивающим программам), установленные подпунктом «б», «д» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , а также условия, установленные действующей лицензией. Также в организации не разработаны правила внутреннего распорядка обучающегося, не осуществляется текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, не обеспечивается реализация в полном объеме образовательных программ. АНО ЦДПО «Краспроф» нарушаются правила оказания платных образовательных услуг: фактически АНО ЦДПО «Краспроф» оказывает платные образовательные услуги по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам, вместе с тем пункт 5 Положения об оказании платных образовательных услуг, утвержденное директором ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, не содержит в перечне оказываемых платных образовательных услуг: осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1.2 Положения о документах, установленного образца, выдаваемых АНО ЦДПО «Краспроф», утвержденного приказом директора ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, в результате освоения дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ выдаются документы об обучении – удостоверения о прохождении обучения по дополнительной общеразвивающей программе.

Вместе с тем, как указано в справке от ДД.ММ.ГГГГ, фактически вместо удостоверения о прохождении обучения по дополнительной общеразвивающей программе выдается свидетельство об обучении по программе «Судоводитель маломерного судна» (вид реализуемой образовательной программы, также как и в Договоре об оказании платных образовательных услуг, не указывается). АНО ЦДПО «Краспроф» к освоению дополнительной общеобразовательной программы «Судоводитель маломерных судов» допускают лиц, не имеющих и не получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование, что подтверждается заявлениями о приеме обучающихся. В связи с чем, специалисты министерства образования пришли к выводу о невозможности идентифицировать образовательные программы «Судоводитель маломерных судов», реализуемые АНО ЦДПО «Краспроф» как дополнительное профессиональное образование.

Доводы представителей ответчиков о том, что в ходе ранее проведенных проверок (с 2013 по 2018 гг.) указанные нарушения не устанавливались, претензий к отсутствию у АНО ЦДПО «Краспроф» лицензии на осуществление дополнительного образования детей и взрослых, проверяющими органами не предъявлялось, не свидетельствуют о незаконности прокурорской проверки, по результатом которой подан настоящий иск, исходя из установленных судом обстоятельств спора и его правового регулирования.

Доводы представителя ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» о пропуске срока исковой давности по требованиям о признании свидетельства недействительным, являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Учитывая, что Красноярскому транспортному прокурору об осуществлении АНО ЦДПО «Краспроф» образовательной деятельности по подготовке судоводителя маломерного судна с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией и необоснованной выдаче свидетельства стало известно в ходе прокурорской проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обращение в суд с настоящим иском последовало ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок исковой давности по заявленным истцом требованиям не пропущен.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что при отсутствии у АНО ЦДПО «Краспроф» записи о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» в лицензии на осуществление образовательной деятельности, и незаконности осуществления образовательной деятельности по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ, названное свидетельство является недействительным независимо от признания его таковым судом. В противном случае, отказ в признании свидетельства недействительным по существу будет свидетельствовать о придании ему юридической силы, что противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд считает правильным удовлетворить требования прокурора о признании недействительным свидетельства о прохождении курса обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер, судно на воздушной подушке) в АНО ЦДПО «Краспроф», выданного на имя ФИО1, возложить на ответчика ФИО1 обязанность сдать удостоверение в Центр ГИМС для внесения изменений и исключении сведений о категории типа маломерного судна особой конструкции (аэроглиссер, аэролодка) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Оснований для возложения обязанности на ГУ МЧС России по <адрес> предоставить ФИО1 удостоверение на право управления маломерным судном, исключив из него запись о категории маломерного судна «судно особой конструкции (аэробот)» путем замены удостоверения суд не усматривает, поскольку незаконных действий ГУ МЧС России по <адрес> судом в ходе рассмотрения спора не установлено, замена удостоверения производится на основании Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях», и возложение судом такой обязанности на ГУ МЧС России по <адрес> будет являться декларативной.

В силу ст.103 ГПК РФ в связи с удовлетворением исковых требований с ответчика АНО Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой Красноярский транспортный прокурор был освобожден, в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать недействительным свидетельство о прохождении обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер, судно на воздушной подушке) СА, СВП выданное Автономной некоммерческой организацией Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», ОГРН , на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ р.

Возложить обязанность на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>.Кыргызстан (паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ) сдать в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> удостоверение на право управления маломерным судном, выданное на имя ФИО1 на основании свидетельств о прохождении обучения СА, СВП, для его замены, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение является основанием для исключения из ранее выданного удостоверения на имя ФИО1 записи о категории типа маломерного судна (амфибия).

Взыскать с Автономной некоммерческой организации Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», ОГРН , государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

В удовлетворении исковых требований Красноярского транспортного прокурора к ГУ МЧС России по <адрес> о возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в апелляционном порядке с подачей жалобы через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий:                                                                              Чешуева А.А.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1305/2024 (2-5655/2023;) ~ М-4011/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Красноярская транспортная прокуратура
Ответчики
Главное управление МЧС России по Красноярскому краю
АНО Центр дополнительного образования " КРАСПРОФ"
Гузов Максим Петрович
Другие
Министерство образования Красноярского края
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярска
Судья
Чешуева Анастасия Александровна
Дело на странице суда
lenins--krk.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.01.2024Предварительное судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее