УИД 05RS0013-01-2023-001628-42 Дело 2-1429/2023
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
02.11.2023г. г. Дербент
Дербентский районный суд РД в составе председательствующего - судьи Ахмедовой С.М.,
при секретаре судебного заседания Селимовой К.Д.,
с участием помощника прокурора Муртазалиева Д.Н., представителя ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Тагиева Р.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Дербент РД к ИП Шамхалову И.Ю. о признании незаконными действия по эксплуатации АГЗС «Нафта-24» расположенной по адресу: <адрес>. с нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности, обязании приостановить деятельность АГЗС и устранить указанные нарушения,
установил:
Прокурор г.Дербент РД обратился в суд с указанным исковым заявлением.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой г.Дербент во исполнение поручения прокуратуры РД проведена проверка исполнений действующего законодательства автозаправочной станции АГЗС «Нафта-24», расположенной по адресу: <адрес>
Проверка проведена с привлечением специалистов ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) - Кавказское управление.
Установлено, что предпринимательскую деятельность по реализации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на указанном АГЗС осуществляет ИП Шамхалов И.Ю. состоящий на учете с 07.03.2014г. в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП - №).
В ходе проверки указанного объекта выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности:
- расстояние от топливораздаточной колонки СУГ до автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) I, II, III категории составляет менее 25 метров (фактически 10 метров) (таблица 5 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности» (далее — СП 156.13130.2014);
- расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного (дизельное топливо) топлива до автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) I, II, III категории составляет менее 20 метров (фактически 7 метров) (таблица 1 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности» (далее — СП 156.13130.2014)
- расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного (бензин) топлива до автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) I, II, III категории составляет менее 20 метров (фактически 15 метров) (таблица 1 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности» (далее — СП 156.13130.2014)
- площадка для АЦ с СУГ не соответствует нормативным требованиям (п 8.18, СП 156.13130.2014);
- расстояние от МАЗС до стены общественного здания (Торговый центр) составляет менее 60 метров. (фактически 40 метров). (таблица 5, СП 156.13130.2014);
- помещения, расположенные на территории МАЗС (помещения для технического обслуживания, здание операторской), не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 6.39 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- отсутствуют указатели направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения (п. 48 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется без использования устройств препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара. (п.7.24 СП 156.13130.2014);
- стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ находятся в неисправном состоянии ( п.8.50 СП 156.13130.2014);
- территория МАЗС не укомплектована нормативным количеством первичных средств пожаротушения ( п.389 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения находятся в неисправном состоянии (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 373 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- не представлены документы подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива ( п. 7.10, СП 156.13130.2014 );
- не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м или не защищен иным негорючим материалом, обеспечивающим теплоизоляцию от воздействия пожара (п. 6.6 п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- не представлена документация о соответствии трубопроводов линий деаэрации резервуаров жидкого моторного топлива требованиям нормативных документов (п.7.15, СП 156.13130.2014);
- лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479).
- трубопроводы для топлива и его паров расположены с нарушением нормативных требований (п. 7.21, 7.23 СП 156.13130.2014).
Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГО МЧС России по РД от 25.08.2023.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Дальнейшее функционирование АГЗС "Нафта 24", расположенной по адресу: <адрес> при наличии нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности, представляет реальную и непосредственную угрозу жизни и здоровью многочисленного количества людей, наступления аварии или техногенной катастрофы, которая может причинить существенный вред экологии.
Просит признать незаконной деятельность АГЗС "Нафта 24", а также иных лиц по эксплуатации АГЗС "Нафта 24", расположенной по адресу: <адрес>
Обязать ИП Шамхалова И.Ю. привести осуществляемую деятельность АГЗС "Нафта 24" по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности и устранить указанные в исковом заявлении нарушения.
В судебном заседании помощник прокурора г.Дербент Муртазалиев Д.Н., поддержал исковые требования и просил удовлетворить их по изложенным в иске обстоятельствам. Ввиду частичного устранения указанных нарушений до рассмотрения дела, в части требований о приостановлении деятельности АГЗС не поддержал.
Представитель ОНД и ПР N7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД пояснил, что в настоящее время нарушения, указанные в исковом заявлении частично устранены, что подтверждается справкой № ИВ -191-4-10-210, выданной ОНД и ПР №7 МЧС России РД по г. Дербент и Дербентскому району. Устранены нарушения представляющие опасность и угрозу для жизни и здоровья населения, ввиду чего отпала необходимость в приостановлении деятельности указанной АГЗС.
Ответчик ИП Шамхалов в судебном заседании признал исковые требования истца и пояснил, что указанные нарушения в исковом заявлении частично устранены, оставшиеся нарушения находятся в процессе устранения.В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Кавказского управления, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В ходе рассмотрения дела, судом был направлен запрос в ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, которым были запрошены сведения об устранении ответчиком указанных нарушений.
Согласно ответа ОНД и ПР N7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД № ИВ-191-4-10-210 усматривается, что указанные в исковом заявлении нарушения ответчиком частично устранены, не устраненными нарушениями пожарной безопасности остаются такие как:
- расстояние от топливораздаточной колонки СУГ до автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) I, II, III категории составляет менее 25 метров (фактически 10 метров) (таблица 5 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности» (далее — СП 156.13130.2014);
- расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного (дизельное топливо) топлива до автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) I, II, III категории составляет менее 20 метров (фактически 7 метров) (таблица 1 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности» (далее — СП 156.13130.2014)
- расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного (бензин) топлива до автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) I, II, III категории составляет менее 20 метров (фактически 15 метров) (таблица 1 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности» (далее — СП 156.13130.2014)
- площадка для АЦ с СУГ не соответствует нормативным требованиям (п 8.18, СП 156.13130.2014);
- расстояние от МАЗС до стены общественного здания (Торговый центр) составляет менее 60 метров. (фактически 40 метров). (таблица 5, СП 156.13130.2014);
- резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется без использования устройств препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара. (п.7.24 СП 156.13130.2014);
- не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м или не защищен иным негорючим материалом, обеспечивающим теплоизоляцию от воздействия пожара (п. 6.6 п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479).
- трубопроводы для топлива и его паров расположены с нарушением нормативных требований (п. 7.21, 7.23 СП 156.13130.2014).
Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГО МЧС России по РД от 25.08.2023.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие нарушений ответчиком требований законодательства о пожарной безопасности, что и не оспаривается самим ответчиком.
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснения сторон, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключения экспертов, аудиовидеозаписей.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В связи с тем, что ответчиком на момент рассмотрения указанного дела нарушения федерального законодательства устранены не в полном объеме, суд приходит выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований истца.
Судом установлено, что нарушения, указанные в исковом заявлении, в настоящее время частично устранены, а именно устранены нарушения пожарной безопасности, которые могли бы создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковое заявление прокурора г.Дербент РД к ИП Шамхалову И.Ю. о признании незаконными действий по эксплуатации АГЗС "Нафта 24" расположенной по адресу: <адрес>. с нарушениями требований законодательства о пожарной, промышленной безопасности и устранении указанных нарушений, удовлетворить частично.
Обязать ИП Шамхалова И.Ю. (ОГРНИП – №) привести осуществляемую деятельность АГЗС "Нафта 24" по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и устранить выявленные нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно:
- расстояние от топливораздаточной колонки СУГ до автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) I, II, III категории составляет менее 25 метров (фактически 10 метров) (таблица 5 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности» (далее — СП 156.13130.2014);
- расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного (дизельное топливо) топлива до автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) I, II, III категории составляет менее 20 метров (фактически 7 метров) (таблица 1 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности» (далее — СП 156.13130.2014)
- расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного (бензин) топлива до автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) I, II, III категории составляет менее 20 метров (фактически 15 метров) (таблица 1 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные, требования пожарной безопасности» (далее — СП 156.13130.2014)
- площадка для АЦ с СУГ не соответствует нормативным требованиям (п 8.18, СП 156.13130.2014);
- расстояние от МАЗС до стены общественного здания (Торговый центр) составляет менее 60 метров. (фактически 40 метров). (таблица 5, СП 156.13130.2014);
- резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется без использования устройств препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара. (п.7.24 СП 156.13130.2014);
- не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м или не защищен иным негорючим материалом, обеспечивающим теплоизоляцию от воздействия пожара (п. 6.6 п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479).
- трубопроводы для топлива и его паров расположены с нарушением нормативных требований (п. 7.21, 7.23 СП 156.13130.2014).
В остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Дербентский районный суд РД.
Судья С.М. Ахмедова
Решение в окончательной форме принято 02 ноября 2023 года.