УИД: № №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Корольковой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Лябегиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию «Синиранта» о взыскании задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском о взыскании задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно, мотивируя требования тем, что она осуществляет трудовую деятельность в МУП «Синиранта» в период ежегодного оплачиваемого отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выезжала на отдых в <адрес>, по маршруту <адрес> и обратно <адрес>, стоимость проезда составила 18098 руб. 50 коп., однако, ответчиком указанные расходы были возмещены только в сумме 15000 руб. Просит взыскать с МУП «Синиранта» задолженность по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 3098 руб. 50 коп.
В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ответчиком МУП «Синиранта» представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых указали, что оплата стоимости проезда им произведена на основании локального нормативного акта, не ограничивающего возможности работника выехать за пределы районов Крайнего Севера для отдыха и оздоровления, с которым истец была ознакомлена.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 состоит в трудовых отношениях с МУП «Синиранта», о чем свидетельствуют копия трудового договора, иные документы. Работник выполняет трудовые обязанности в должности администратора службы оздоровительного центра. Трудовым договором установлено, что работнику ежегодно предоставляется отпуск с сохранением среднего заработка продолжительностью 28 календарных дней, а также дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня за работу в районах Крайнего Севера.
Распоряжением директора МУП «Синиранта» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены с ДД.ММ.ГГГГ Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников МУП «Синиранта» и членам их семей (далее - Правила), с которыми работник был ознакомлен под роспись. Так, пункт 1.1 Правил предусматривает право работника один раз в два года за счет работодателя компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в т.ч. личным (за исключением такси). Оплата стоимости проезда производится при возвращении работка из отпуска на основании письменного заявления работника, предоставляемого в течение 5 рабочих дней со дня выхода из отпуска (п. 1.3 Правил). На основании абз.3 п. 1.4 Правил расходы, подлежащие компенсации, включают в себя оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника предприятия и членов его семьи и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не более 15 000 рублей насемью. К оплате по проезду к месту отпуска и обратно могут быть представлены проездные документы в форме электронного билета (распечатка электронного документа) (абз.4 п. 1.4 Правил). При проезде к месту использования отпуска и обратно железнодорожным транспортом расходы компенсируются исходя из фактической стоимости проезда, но не выше стоимости проезда по тарифу купейного вагона скорого поезда. При проезде железнодорожным транспортом в вагонах повышенной комфортности фирменных поездов расходы компенсируются на основании справки транспортной организации о стоимости проезда по этому маршруту в купейном вагоне скорого поезда (п. 2.1 Правил). При проведении отпуска за пределами РФ компенсируются расходы по проезду до ближайшей к государственной границе РФ железнодорожной станции и обратно на основании представленной справки транспортной организации о стоимости такого проезда с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Положением. Стоимость справки не возмещается (п. 2.2 Правил).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работнику был предоставлен очередной отпуск продолжительностью 43 дня. В отпуске истец ездила на отдых в <адрес>, затратив на проезд к месту использования отпуска и обратно 18098 руб. 50 коп. Проезд осуществлен поездом в купейном вагоне по маршруту <адрес> и обратно <адрес> в плацкартном вагоне. После возвращения из отпуска работник обратился к работодателю с заявлением об оплате проезда, к которому были приложены проездные документы. Оплата компенсации была произведена в размере 15000 руб. 00 коп.
На основании абзаца 4 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Как устанавливает статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
В соответствии с частью 1 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Частью восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Как установлено в статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон о государственных гарантиях), компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями) г.Костомукша отнесен к районам Крайнего Севера.
В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 № 2-П «По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса РФ в связи с жалобой гражданки ФИО2» оплата проезда граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту использования отдыха и обратно является дополнительной гарантией реализации работающими гражданами своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает (пункт 4 Постановления от 09.022012 № 2-П).
Вводя правовой механизм, предусматривающий применительно к работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах, федеральный законодатель преследовал цель защитить таких работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных правовых форм. Тем самым на основе принципов трудового законодательства, включая сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, достигается баланс интересов граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и их работодателей. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (пункт 3 названного Постановления).
Таким образом, из приведенных выше нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере и осуществляющие предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, самостоятельно в рамках коллективного договора, локального нормативного акта или в трудовом договоре с работником устанавливают размер, условия и порядок предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. В случае достижения соглашения между сторонами трудовых правоотношений о выплате такой компенсации ее объем может быть отличным от того, который установлен в частях первой - седьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, но в то же время учитывающим целевое назначение такой компенсации (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны).
Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников МУП «Синиранта» и членам их семей, действуют с ДД.ММ.ГГГГ, предельный размер компенсации в размере 15000 руб. в течение шести лет не пересматривался.
По мнению суда, установленный вышеуказанными Правилами порядок оплаты проезда в отпуск в части максимально возможного размера для оплаты проезда ничем объективно и экономически не оправдан, не обеспечивает баланс конституционно значимых интересов сторон трудового договора, не соответствует истинному предназначению установленной компенсации. Это противоречит положениям главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации и не свидетельствует о том, что работодатель исполнил свои обязательства перед истцом в полном объеме, в связи с чем у работника имеются основания требовать компенсации.
Основания для взыскания стоимости проезда железнодорожным транспортом имеются не только в связи с Правилами, но и по следующим основаниям.
Как предписывает часть 5 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Во исполнение части 5 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила компенсации расходов).
Согласно пункту 2 Правил компенсации расходов работникам учреждений и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 килограммов (далее - компенсация расходов).
В соответствии с пунктом 5 Правил компенсации расходов расходы, подлежащие компенсации, включают в себя: оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда, в частности: железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического класса. При использовании воздушного транспорта для проезда работника учреждения и членов его семьи к месту использования отпуска указанного работника и (или) обратно к месту постоянного жительства проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту использования отпуска либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту использования отпуска и (или) обратно.
Противоречий пункта 5 Правил компенсации расходов части первой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации не имеется.
Суд установил несоответствие установленной компенсации расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно (в части ее размера) назначению данной компенсации. В материалы дела представлены сведения о ее неоправданном занижении и необеспечении работнику возможности выезда за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны в материалы дела. В частности, стоимость перелета значительно выше установленного размера компенсации. При этом, работник может избрать для отдыха и иной более отдаленный район, но из-за низкого размера компенсации вынужден будет либо отказаться от отдыха, либо тратить на проезд собственные средства, что делает указанную меру социальной поддержки фактически формальной и не соответствующей истинным сложившимся рыночным ценам.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 9 февраля 2012 года № 2-П, работник явно ограничен работодателем в праве компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно.
Определенный в локальном нормативном акте порядок и условия оплаты проезда работникам предприятия к месту использования отпуска и обратно в своей совокупности не обеспечивали возможность выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представленные проездные документы, иные документы содержат достаточные сведения о нахождении истца и несовершеннолетнего ребенка в отпуске в указанные даты. Проездные документы являются именными, что является достаточным доказательством тому, что истец действительно пребывал в названном месте отдыха.
Ответчиком возражений в отношении расчета и размера стоимости проезда, а также доказательств отсутствия права на получение соответствующей компенсации в материалы дела представлено не было. Ответчик, не сомневаясь в несении расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно лично истцом, либо её супругом, произвел компенсацию расходов в размере 15000 руб. Каких-либо доказательств, опровергающих обстоятельства, на которые ссылается истец, МУП «СИНИРАНТА» в материалы дела также не представило. По этим причинам исковые требования были заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Суд взыскивает в пользу истца заявленную денежную сумму. Иным способом защитить свои трудовые права истец не может.
Истец в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьями 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску подлежит взысканию с ответчика в бюджет Костомукшского городского округа в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Синиранта» (<данные изъяты>) в пользу ФИО1 в счет компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно 3098 руб. 50 коп.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Синиранта» (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход бюджета Костомукшского городского округа в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья Е.Н. Королькова
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.