Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-766/2022 ~ М-696/2022 от 30.08.2022

УИД:                                                    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                               ДД.ММ.ГГГГ                                                                               

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                     Корольковой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания              Лябегиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию «Синиранта» о взыскании задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском о взыскании задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно, мотивируя требования тем, что она осуществляет трудовую деятельность в МУП «Синиранта» в период ежегодного оплачиваемого отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выезжала на отдых в <адрес>, по маршруту <адрес> и обратно <адрес>, стоимость проезда составила 18098 руб. 50 коп., однако, ответчиком указанные расходы были возмещены только в сумме 15000 руб. Просит взыскать с МУП «Синиранта» задолженность по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 3098 руб. 50 коп.

В судебное заседание стороны не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Ответчиком МУП «Синиранта» представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых указали, что оплата стоимости проезда им произведена на основании локального нормативного акта, не ограничивающего возможности работника выехать за пределы районов Крайнего Севера для отдыха и оздоровления, с которым истец была ознакомлена.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 состоит в трудовых отношениях с МУП «Синиранта», о чем свидетельствуют копия трудового договора, иные документы. Работник выполняет трудовые обязанности в должности администратора службы оздоровительного центра. Трудовым договором установлено, что работнику ежегодно предоставляется отпуск с сохранением среднего заработка продолжительностью 28 календарных дней, а также дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня за работу в районах Крайнего Севера.

Распоряжением директора МУП «Синиранта» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены с ДД.ММ.ГГГГ Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников МУП «Синиранта» и членам их семей (далее - Правила), с которыми работник был ознакомлен под роспись. Так, пункт 1.1 Правил предусматривает право работника один раз в два года за счет работодателя компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в т.ч. личным (за исключением такси). Оплата стоимости проезда производится при возвращении работка из отпуска на основании письменного заявления работника, предоставляемого в течение 5 рабочих дней со дня выхода из отпуска (п. 1.3 Правил). На основании абз.3 п. 1.4 Правил расходы, подлежащие компенсации, включают в себя оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника предприятия и членов его семьи и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не более 15 000 рублей насемью. К оплате по проезду к месту отпуска и обратно могут быть представлены проездные документы в форме электронного билета (распечатка электронного документа) (абз.4 п. 1.4 Правил). При проезде к месту использования отпуска и обратно железнодорожным транспортом расходы компенсируются исходя из фактической стоимости проезда, но не выше стоимости проезда по тарифу купейного вагона скорого поезда. При проезде железнодорожным транспортом в вагонах повышенной комфортности фирменных поездов расходы компенсируются на основании справки транспортной организации о стоимости проезда по этому маршруту в купейном вагоне скорого поезда (п. 2.1 Правил). При проведении отпуска за пределами РФ компенсируются расходы по проезду до ближайшей к государственной границе РФ железнодорожной станции и обратно на основании представленной справки транспортной организации о стоимости такого проезда с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Положением. Стоимость справки не возмещается (п. 2.2 Правил).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работнику был предоставлен очередной отпуск продолжительностью 43 дня. В отпуске истец ездила на отдых в <адрес>, затратив на проезд к месту использования отпуска и обратно 18098 руб. 50 коп. Проезд осуществлен поездом в купейном вагоне по маршруту <адрес> и обратно <адрес> в плацкартном вагоне. После возвращения из отпуска работник обратился к работодателю с заявлением об оплате проезда, к которому были приложены проездные документы. Оплата компенсации была произведена в размере 15000 руб. 00 коп.

На основании абзаца 4 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Как устанавливает статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В соответствии с частью 1 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Частью восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Как установлено в статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон о государственных гарантиях), компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями) г.Костомукша отнесен к районам Крайнего Севера.

В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 № 2-П «По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса РФ в связи с жалобой гражданки ФИО2» оплата проезда граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту использования отдыха и обратно является дополнительной гарантией реализации работающими гражданами своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает (пункт 4 Постановления от 09.022012 № 2-П).

Вводя правовой механизм, предусматривающий применительно к работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах, федеральный законодатель преследовал цель защитить таких работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных правовых форм. Тем самым на основе принципов трудового законодательства, включая сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, достигается баланс интересов граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и их работодателей. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (пункт 3 названного Постановления).

Таким образом, из приведенных выше нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере и осуществляющие предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, самостоятельно в рамках коллективного договора, локального нормативного акта или в трудовом договоре с работником устанавливают размер, условия и порядок предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. В случае достижения соглашения между сторонами трудовых правоотношений о выплате такой компенсации ее объем может быть отличным от того, который установлен в частях первой - седьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, но в то же время учитывающим целевое назначение такой компенсации (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны).

Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников МУП «Синиранта» и членам их семей, действуют с ДД.ММ.ГГГГ, предельный размер компенсации в размере 15000 руб. в течение шести лет не пересматривался.

По мнению суда, установленный вышеуказанными Правилами порядок оплаты проезда в отпуск в части максимально возможного размера для оплаты проезда ничем объективно и экономически не оправдан, не обеспечивает баланс конституционно значимых интересов сторон трудового договора, не соответствует истинному предназначению установленной компенсации. Это противоречит положениям главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации и не свидетельствует о том, что работодатель исполнил свои обязательства перед истцом в полном объеме, в связи с чем у работника имеются основания требовать компенсации.

Основания для взыскания стоимости проезда железнодорожным транспортом имеются не только в связи с Правилами, но и по следующим основаниям.

Как предписывает часть 5 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Во исполнение части 5 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила компенсации расходов).

Согласно пункту 2 Правил компенсации расходов работникам учреждений и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 килограммов (далее - компенсация расходов).

В соответствии с пунктом 5 Правил компенсации расходов расходы, подлежащие компенсации, включают в себя: оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда, в частности: железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического класса. При использовании воздушного транспорта для проезда работника учреждения и членов его семьи к месту использования отпуска указанного работника и (или) обратно к месту постоянного жительства проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту использования отпуска либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту использования отпуска и (или) обратно.

Противоречий пункта 5 Правил компенсации расходов части первой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации не имеется.

Суд установил несоответствие установленной компенсации расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно (в части ее размера) назначению данной компенсации. В материалы дела представлены сведения о ее неоправданном занижении и необеспечении работнику возможности выезда за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны в материалы дела. В частности, стоимость перелета значительно выше установленного размера компенсации. При этом, работник может избрать для отдыха и иной более отдаленный район, но из-за низкого размера компенсации вынужден будет либо отказаться от отдыха, либо тратить на проезд собственные средства, что делает указанную меру социальной поддержки фактически формальной и не соответствующей истинным сложившимся рыночным ценам.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 9 февраля 2012 года № 2-П, работник явно ограничен работодателем в праве компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно.

Определенный в локальном нормативном акте порядок и условия оплаты проезда работникам предприятия к месту использования отпуска и обратно в своей совокупности не обеспечивали возможность выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представленные проездные документы, иные документы содержат достаточные сведения о нахождении истца и несовершеннолетнего ребенка в отпуске в указанные даты. Проездные документы являются именными, что является достаточным доказательством тому, что истец действительно пребывал в названном месте отдыха.

Ответчиком возражений в отношении расчета и размера стоимости проезда, а также доказательств отсутствия права на получение соответствующей компенсации в материалы дела представлено не было. Ответчик, не сомневаясь в несении расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно лично истцом, либо её супругом, произвел компенсацию расходов в размере 15000 руб. Каких-либо доказательств, опровергающих обстоятельства, на которые ссылается истец, МУП «СИНИРАНТА» в материалы дела также не представило. По этим причинам исковые требования были заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Суд взыскивает в пользу истца заявленную денежную сумму. Иным способом защитить свои трудовые права истец не может.

Истец в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьями 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску подлежит взысканию с ответчика в бюджет Костомукшского городского округа в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Синиранта» (<данные изъяты>) в пользу ФИО1 в счет компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно 3098 руб. 50 коп.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Синиранта» (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход бюджета Костомукшского городского округа в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.

Судья                                                Е.Н. Королькова

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-766/2022 ~ М-696/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усова Кристина Андреевна
Ответчики
МУП "Синиранта"
Другие
Администрация Костомукшского городского округа
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Королькова Елена Николаевна
Дело на странице суда
kostomukshsky--kar.sudrf.ru
30.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2022Передача материалов судье
01.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2022Дело оформлено
27.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее