Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-292/2022 от 05.05.2022

УИД: 68RS0№_________-57

Дело №_________

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«03» августа 2022 года                    АДРЕС

Котовский городской суд АДРЕС в составе:

председательствующего судьи Медведевой Л.А.,

при секретаре Лукьяновой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к Управлению топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства АДРЕС, Управлению градостроительства и архитектуры АДРЕС о признании дома многоквартирным и изменении статуса дома в реестре аварийных домов,

у с т а н о в и л:

    ФИО2 и ФИО3 обратились в Ленинский районный суд АДРЕС с иском к Управлению топливно –энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства АДРЕС, в котором просят аварийный дом, расположенный по адресу: АДРЕС, признать многоквартирным и обязать Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства АДРЕС изменить статус дома в реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными в АДРЕС, с жилого дома блокировкой застройки на многоквартирный дом.

В обоснование исковых требований истцы указали, что ФИО2 и ФИО3 являются собственниками квартир по адресу: АДРЕС, который в соответствии с заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 16.08.2013 года и постановлением администрации АДРЕС от ДАТА №_________ признан аварийным и подлежащим сносу.

Информация о доме размещена на портале Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, представляющей целевые средства на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья.

ДАТА дом включен в программу переселения, финансируемую с участием средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и плановая дата окончания расселения дома ДАТА.

Также истцы указали, что уведомлением администрации АДРЕС от ДАТА им было разъяснено, что дом является четырехквартирным, блокированной застройки и не был включен в программу переселения.

Истцы считают изменения, внесенные в реестр аварийных домов в части изменения статуса многоквартирного АДРЕС на статус дома блокированной застройки, с последующим исключением его из адресной программы переселения, необоснованными и незаконными.

Далее в исковом заявлении приводится законодательство, на котором истцы основывают свои требования: ч. 1, 4 ст. 15,ч. 1, 2, 3 ст. 16, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п.39 ст. 1, п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», пункт 13.1 комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1743-р, Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 30.07.2015 года № 536/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными", п. 2 Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, а также Постановление администрации Тамбовской области от 04.04.2019г. № 443 «Об утверждении областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории АДРЕС на 2019-2025 годы» после чего указывается, что в соответствии с техническим паспортом на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, составленным по состоянию на ДАТА, имеющим инвентарный №_________, реестровый №_________, наименование объекта - многоквартирный жилой дом. Дом имеет площадь 175,10 кв.м., общую площадь жилых помещений – 175,10 кв.м., жилую площадь – 104,20 кв.м., и состоит из четырёх изолированных друг от друга помещений: АДРЕС, №_________, №_________, №_________.

Многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №_________, площадь земельного участка 964 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования (по документам) – под многоквартирный дом. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДАТА. Указанный жилой дом расположен на едином земельном участке, разрешенное использование которого – под многоквартирный дом, что не позволяет собственникам квартир выделить в индивидуальное пользование земельный участок непосредственно под своей квартирой.

Таким образом, факт отсутствия самостоятельного земельного участка у каждого из владельцев квартир исследуемого дома указывает на то, что объект исследования не относится к домам блокированной застройки.

Также в иске обращается внимание на то, что данный земельный участок в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а согласно п.п.1,3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в доме следует отнести крышу, чердачное помещение, не имеющее перегородок внутри, фундамент на котором установлены наружные стены.

При этом истцы просят учесть, что на момент постройки вышеуказанного дома действовавшим законодательством термин «дом блокированной застройки» отсутствовал. Дом строился за счет государственных средств и состоял из четырех квартир, которые впоследствии были предоставлены для проживания. В связи с чем, данный дом не может относится к объектам индивидуального жилищного строительства, что также подтверждается экспертным заключением №_________с-21 от 01.12.2021г., согласно которого жилой дом расположенный по адресу: АДРЕС, не отвечает требованиям блокированной жилой застройки, установленным СП 55.13330.2016 «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные», Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ни в части конструктивного устройства, ни в части соблюдения противопожарных требований, предъявляемых к конструкциям блокированной застройки.

Жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, отвечает требованиям многоквартирного жилого дома, установленным СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003, в части соблюдения противопожарных норм, а также наличия общих для всех квартир помещений.

Также жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, расположен на едином земельном участке, разрешенное использование которого – под многоквартирный дом, что не отвечает требованиям СП 55.13330.2016 «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные» в части наличия приусадебного участка для каждого блока в отдельности.

Ленинским районным судом АДРЕС к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление градостроительства и архитектуры АДРЕС, в качестве третьего лица - администрация АДРЕС.

Определением Ленинского районного суда АДРЕС от 29.03.2022г. гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к Управлению топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства АДРЕС, Управлению градостроительства и архитектуры АДРЕС о признании дома многоквартирным и изменении статуса дома в реестре аварийных домов передано для рассмотрения по подсудности в Котовский городской суд АДРЕС.

Котовским городским судом АДРЕС к участию в деле привлечен ФИО1, собственник ? доли в праве общей долевой собственности на АДРЕС. 8 по АДРЕС.

Истцы ФИО2 и ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель истцов - адвокат НО «Первая коллегия адвокатов АДРЕС» ФИО11, действующий на основании ордеров №_________ и 76 от 31.01.2022г., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель истцов исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске. Указал, что материалы гражданского дела бесспорно подтверждают, что АДРЕС является многоквартирным домом, в связи с чем, его статус в реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными в АДРЕС, должен быть изменен с дома блокированной застройки на многоквартирный.

Представитель ответчика - управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства АДРЕС в судебное заседание не явился, но от начальника управления ФИО5 поступило письменное ходатайство в котором указано, что в соответствии с постановлением главы администрации области от ДАТА №_________ «О внесении изменений в постановление главы администрации области от ДАТА №_________ «Об утверждении Положения об управлении топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области» функция по реализации областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории АДРЕС, исключена из Положения об управлении топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области с ДАТА.

В соответствии с постановлением главы администрации области от ДАТА №_________ «О внесении изменений в положение об управлении градостроительства и архитектуры АДРЕС» указанная функция передана в управление градостроительства и архитектуры АДРЕС. Все мероприятия по реализации областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории АДРЕС, в том числе ведение реестра многоквартирных домов, в настоящее время осуществляет управление градостроительства и архитектуры АДРЕС.

В связи с тем, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, содержащимся в исковом заявлении, ответчик считает себя ненадлежащим ответчиком и в соответствии со ст. 35, 41 ГПК РФ ходатайствует о признании надлежащим ответчиком - управление градостроительства и архитектуры АДРЕС. Также в ходатайстве просит рассмотреть указанное дело без участия управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области.

Представитель ответчика - управления градостроительства и архитектуры АДРЕС в судебное заседание также не явился.

Согласно ранее предоставленным письменным возражениям на исковое заявление и.о. начальника управления ФИО6 исковые требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. ДАТА Положения об управлении градостроительства и архитектуры АДРЕС, утвержденным Постановлением главы администрации АДРЕС от ДАТА №_________ «Об утверждении Положения об управлении градостроительства и архитектуры АДРЕС», с ДАТА управление выполняет функцию органа исполнительной власти области, ответственного за реализацию областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья, расположенного на территории АДРЕС. Порядок формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными (далее – Порядок), утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДАТА №_________/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными». Согласно п. 5 данного Порядка формирование реестров аварийных домов осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ, в данном случае управлением градостроительства и архитектуры АДРЕС путем внесения данных в экранные формы автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» (далее – система) государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд). При оформлении реестра ввод данных в систему осуществляется на основании данных органов местного самоуправления.

Согласно п. 3 Порядка в реестры многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными (далее реестры аварийных домов), включаются данные о домах следующего типа: многоквартирные дома; жилые дома блокированной застройки; жилые дома; специализированный жилищный фонд. При этом, п. 2 Порядка установлены следующие понятия:

1) многоквартирные дома - совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

2) жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Исходя из данных определений, к многоквартирным домам относятся дома, в том числе содержащие элементы общего имущества собственников помещений.

В возражениях также указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДАТА №_________ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» жилой АДРЕС в АДРЕС признан аварийным постановлением администрации АДРЕС №_________ от ДАТА. Дом является четырехквартирным, блокированной застройки.

Учитывая положения ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, АДРЕС в АДРЕС не содержит в себе элементы общего имущества, в связи с чем, он отнесен к домам блокированной застройки.

Согласно разъяснениям Фонда, указанным в письме от ДАТА №ОР-07/290, жилые дома блокированной застройки не отнесены законодательством к многоквартирным домам (согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ), жилой дом блокированной застройки определен как жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке, и имеет выход на территорию общего пользования. АДРЕС в АДРЕС полностью соответствует данному определению.

В данном определении речь идет о блоках, разделенных стеной без проемов. При этом, указания на то, какая это должна быть стена (капитальная, несущая или не несущая) нет. Таким образом, фактически в данном доме жилые помещения разделены внутренней (разделяющей) стеной. Следовательно, жилой дои по АДРЕС в АДРЕС полностью соответствует определению дома блокированной застройки.

Также в возражениях на исковое заявление указано, что согласно положениям Федерального закона от ДАТА № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предоставление финансовой поддержки за счет Фонда на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до ДАТА, из домов блокированной застройки не предусмотрено и, соответственно, требования статьи 16 данного Закона по включению многоквартирных домов в программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на дома блокированной застройки не распространяются.

Таким образом, в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения (органом МСУ). Указанная позиция отражена в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом ВС РФ ДАТА.

Далее в своих возражениях представитель управления ссылается на разъяснения, содержащиеся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА №_________ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», на п. 3 ч. 1 ст. 8, ст. 55. 26-1 Градостроительного кодекса РФ, ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, а также на п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (утв. постановлением Правительства РФ от ДАТА №_________), после чего приводит, что предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в случае признания занимаемого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания, а жилого дома аварийным, подлежащим сносу и не подлежащим ремонту либо реконструкции, производится с соблюдением общих требований жилищного законодательства (ст.15, 32, 49, 57, 86 ЖК РФ), применительно предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (п.1 ч.2 ст. 57, ч. 2 ст.49, ч.1 ст. 52 ЖК РФ). С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме, а также рассмотреть дело без участия представителя Управления.

Представитель третьего лица - администрации АДРЕС в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом. В ходе рассмотрения дела разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, дополнив, что постановлением администрации города от 22.10.2013г. АДРЕС был признан аварийным и подлежащим сносу, указанный дом являлся многоквартирным. Полномочиями по изменению статуса данного дома в реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными в АДРЕС, администрация АДРЕС не наделена.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов – ФИО12, а также его представитель Архипова Е.Н., действующая на основании доверенности АДРЕС1 от ДАТА, в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были своевременно извещены. От ФИО12 поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования оставляет на усмотрение суда.

В ходе рассмотрения дела представитель третьего лица на стороне истцов Архипова Е.Н. не возражала против удовлетворения исковых требований ФИО2 и ФИО3

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов - ФИО1 в судебное заседание не явился, но от него поступило письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования оставляет на усмотрение суда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов – ФИО9, в судебное заседание также не явился, хотя о явке в суд был уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

    Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения.

В силу части 4 той же статьи жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 49 ГрК РФ дано понятие домов блокированной застройки. Ими являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно определению, содержащемуся в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.

Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено предоставление финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года.

В целях реализации данного закона администрацией Тамбовской области вынесено постановление от 4 апреля 2019 г. N 443 "Об утверждении областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 годы".

Во исполнение пункта 13.1 комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1743-р в целях организации учета сведений о многоквартирных домах и жилых домах, признанных аварийными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации издан приказ от 30 июля 2015 г. № 536/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными» (далее Методические рекомендации).

На момент изменения статуса АДРЕС на дом блокированной застройки в реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными в АДРЕС, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на ведение данного реестра являлось управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства АДРЕС (далее - управление ТЭК и ЖКХ).

Согласно п. 3.1.42 Положения об управлении градостроительства и архитектуры Тамбовской области, утвержденного Постановлением главы администрации Тамбовской области от 14 марта 2017 года № 23 «Об утверждении Положения об управлении градостроительства и архитектуры Тамбовской области» (приложению к постановлению главы администрации области от 16.02.2022г. №_________), с ДАТА Управление выполняет функцию органа исполнительной власти области, ответственного за реализацию областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья, расположенного на территории АДРЕС.

Согласно пункту 2 Методических рекомендаций для целей этих рекомендаций используются следующие понятия:

1) многоквартирные дома - совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

2) жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

3) жилые дома - индивидуально-определенные здания, которые состоят из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

4) специализированный жилищный фонд - жилые помещения государственного и муниципального жилищных фонда, отнесенные к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, понятие домов блокированной застройки не соотносится в полной мере с понятиями, закрепленными в Жилищном кодексе Российской Федерации. Однако, данные в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ и в вышеуказанных Методических рекомендациях определения таких домов являются специальным при ведении учета сведений о многоквартирных домах и жилых домах, признанных аварийными.

Истцами представлен технический паспорт на жилой АДРЕС, составленный по состоянию на ДАТА, имеющий инвентарный №_________, реестровый №_________, наименование объекта – многоквартирный жилой дом.

Дом имеет площадь 175,10 кв.м., общую площадь жилых помещений – 175,10 кв.м., жилую площадь – 104,20 кв.м. и состоит из четырёх изолированных друг от друга помещений: АДРЕС, №_________, №_________, №_________. Указанные помещения предназначены для отдельного проживания четырех семей.

Как следует из инвентарного дела многоквартирного жилого АДРЕС, впервые техническая инвентаризация основных строений была проведена в 1971 году, категория владельца: другие государственные и общественные предприятия. В разделе «Общие сведения по строению» владельцем указан завод Стройматериалов.

На основании договора дарения от ДАТА было зарегистрировано право собственности ФИО2 на АДРЕС указанном доме, что подтверждается свидетельством о государственном регистрации права от ДАТА.

Согласно выписке из ЕГРН от ДАТА за ФИО3, ДАТА было зарегистрировано право собственности на АДРЕС данного дома.

Многоквартирный дом расположен на едином земельном участке с кадастровым номером №_________, площадь земельного участка 964 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под многоквартирный дом. Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДАТА.

Как следует из выписки из ЕГРН от 22.03.2022г., АДРЕС имеет кадастровый №_________, дата постановки на учет ДАТА, площадь 175,1 кв.м., назначение: жилой дом, наименование: многоквартирный дом.

Постановлением администрация АДРЕС от ДАТА №_________ многоквартирный дом, расположенный на земельном участке по адресу: АДРЕС, признан аварийным и подлежащим сносу.

Анализируя вышеприведенные нормы и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд пришел к выводу, что спорный дом не может быть признан домом блокированной застройки и является многоквартирным.

На момент постройки указанного дома действовавшим законодательством термин «дом блокированной застройки» отсутствовал. Дом строился за счет государственных средств и состоял из четырех квартир, которые впоследствии были предоставлены для проживания.

Таким образом, данный дом не может относиться к объектам индивидуального жилищного строительства.

В своем заключении №_________с-21 от 01» октября 2021 года эксперт ООО «Тамбов-Альянс» ФИО7 сделала выводы, что жилой дом расположенный по адресу: АДРЕС, не отвечает требованиям блокированной жилой застройки, установленным СП 55.13330.2016 «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные», Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ни в части конструктивного устройства, ни в части соблюдения противопожарных требований, предъявляемых к конструкциям блокированной застройки.

Жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС, отвечает требованиям многоквартирного жилого дома, установленным СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003, в части соблюдения противопожарных норм, а также наличия общих для всех квартир помещений.

Также жилой дом, находящийся по адресу: АДРЕС, расположен на едином земельном участке, разрешенное использование которого – под многоквартирный дом, что не отвечает требованиям СП 55.13330.2016 «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные» в части наличия приусадебного участка для каждого блока в отдельности.

Согласно представленного истцами технического заключения б/н, составленным ООО «Архитектурно-конструкторское бюро «АРХИТЕКТОР», имеющим свидетельство о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства №_________, целью настоящего обследования является определение технического состояния данного жилого дома, а также соответствие жилых помещений требованиям законодательства и нормам СНиП 31-01 2003 «Здания жилые многоквартирные». Дом сдан в эксплуатацию в 1960 году. Представляет каркасную кирпично-шлакоблочную конструкцию с толщиной стены 270 мм. В 1970 годах выполнена пристройка из красного керамического кирпича с толщиной стены 250 мм. Капитального ремонта не было, степень огнестойкости здания – III, по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф 1.3. Дом по АДРЕС находится в аварийном состоянии. Таким образом, согласно выводам технического заключения жилой АДРЕС признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Суд соглашается с приведенными выводами данного технического заключения.

Также суд учитывает, что согласно указанному выше определению домов блокированной застройки каждый блок в таких домах должен быть расположен на отдельном земельном участке и иметь выход на территорию общего пользования. Между тем, спорный дом расположен на одном земельном участке и выходы из квартир осуществляются не на территорию общего пользования, а на данный земельный участок, который в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, в соответствии с п.п. 1 и 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в АДРЕС следует отнести крышу, чердачное помещение, не имеющих перегородок внутри, фундамент, на котором установлены наружные стены.

Что касается позиции управления ТЭК и ЖКХ АДРЕС о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу и должно быть исключено из числа ответчиков, то суд находит такую позицию неверной и считает, что управление топливно –энергетического комплекса и жилищно – коммунального хозяйства АДРЕС, а также управление градостроительства и архитектуры АДРЕС являются надлежащими ответчиками по делу. При этом суд исходит из того, что именно управлением ТЭК и ЖКХ АДРЕС статус многоквартирного АДРЕС необоснованно был изменен в реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными в АДРЕС, на дом блокированной застройки, а обязанность по изменению статуса данного дома в реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными в АДРЕС, с жилого дома блокированной застройки на многоквартирный дом следует возложить на управление градостроительства и архитектуры АДРЕС. учитывая. что в настоящее время функцию органа исполнительной власти области, ответственного за реализацию областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья, расположенного на территории АДРЕС, выполняет управление градостроительства и архитектуры АДРЕС..

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО2 и ФИО3 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО2, ФИО3 удовлетворить.

Признать АДРЕС многоквартирным и обязать управление градостроительства и архитектуры АДРЕС изменить статус данного дома в реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными в АДРЕС, с жилого дома блокированной застройки на многоквартирный дом.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд АДРЕС в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                         Л.А. Медведева

Решение в окончательной форме изготовлено 15.08.2022г.

Судья:                                     Л.А. Медведева

Копия верна: Судья: Л.А. Медведева

2-292/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кулагина Галина Николаевна
Самойлов Валерий Владимирович
Ответчики
Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области
Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области
Другие
Архипова Екатерина Николаевна
Степанов Вячеслав Алексеевич
Администрация города Котовска Тамбовской области
Калинин Олег Иванович
Адвокат Ерохин Алексей Александрович
Суд
Котовский городской суд Тамбовской области
Судья
Медведева Лариса Анатольевна
Дело на странице суда
kotovsky--tmb.sudrf.ru
05.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.05.2022Передача материалов судье
06.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2022Судебное заседание
05.07.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Судебное заседание
03.08.2022Судебное заседание
15.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2022Дело оформлено
17.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее