дело №1-23/2017
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
7 августа 2017г. г.Славгород
И.о. Мировой судья судебного участка №3 г.Славгорода Алтайского края Ластовская Е.А., при секретаре Васьковой Е.В., с участием государственного обвинителя Олейникова Д.А., защитника адвоката Репенёк Е.Ю., представившего ордер № *** от *** года и удостоверение №*** подсудимого Асташова П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
Асташова *** , родившегося ***. в ***, гражданина ***, зарегистрированного и ***, имеющего средне образование, женатого, имеющего на иждивении ***, работающего ***военнообязанного, ранее не судимого
в совершении преступления, предусмотренного с.3 ст.30, ч.1 ст.291.2 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Асташов совершил покушение на мелкое взяточничество, то есть умышленные действия лица, непосредственно направленные на дачу взятки лично в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, если преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам, при следующих обстоятельствах:
Приказом командира войсковой части 2131 (начальника Пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю) № 92 л/с от 09.09.2016 <ФИО1> назначен на должность начальника смены поста пограничного контроля «Славгород» войсковой части 2131 (Пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю) - далее по тексту начальник смены ППК «Славгород» <ФИО1>.
В соответствие со ст. 1, ст. 3 Закона РФ от 01.04.1993 «О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации; защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.
В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 03.04.1995 «О федеральной службе безопасности» к органам федеральной службы безопасности относятся, помимо прочего, управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы).
В соответствие со ст. 8 Федерального закона от 03.04.1995 «О федеральной службе безопасности» одним из направлений деятельности органов федеральной службы безопасности является пограничная деятельность.
В соответствие со ст. 11.1 Федерального закона от 03.04.1995 «О федеральной службе безопасности» одним из направлений пограничной деятельности является защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В соответствие с п. «м» ст. 12 Федерального закона от 03.04.1995 «О федеральной службе безопасности» <ФИО1> как сотрудник пограничного органа федеральной службы безопасности РФ обязан осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.
В соответствие со ст. 30 Закона РФ от 01.04.1993 «О Государственной границе Российской Федерации» <ФИО1> как сотрудник пограничного органа федеральной службы безопасности РФ обязан охранять Государственную границу в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществлять пропуск через Государственную границу, в целях чего осуществляет контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; осуществляет контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу.
Реализуя указанные обязанности, <ФИО1> как сотрудник пограничного органа федеральной службы безопасности РФ вправе в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов.
В соответствии с п. 5 Должностного регламента <ФИО1>, как начальник смены поста пограничного контроля «Славгород» отдела (погк) в г. Славгороде Пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю, в своей деятельности руководствуется международными договорами РФ, законодательными, иными нормативными актами РФ, ведомственными (межведомственными) правовыми актами, а также правовыми актами Пограничный службы ФСБ России, Пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю и начальника отдела (погк) в г. Славгороде.
В соответствие с п.п. 1, 3, 6, 9, 25, 26, 27 п. 10 Должностного регламента <ФИО1>, как начальник смены поста пограничного контроля «Славгород» отдела (погк) в г. Славгороде Пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю, обязан твердо знать в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей, международные договоры и соглашения Российской Федерации, законодательные и другие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие пересечение государственной границы лицами, транспортными средствами, перемещение грузов и товаров, порядок осуществления пограничного контроля и иных видов контроля в пунктах пропуска; знать виды и содержание документов на право пересечения государственной границы, порядок их проверки и пропуска, следующих по ним лиц; знать устройство, конструктивные особенности, порядок осмотра (досмотра) транспортных средств и грузов в период несения службы организовывать служебную деятельность пограничных нарядов.
В соответствие с п.п. 25, 26, 27 п. 10 Должностного регламента <ФИО1>, как начальник смены поста пограничного контроля «Славгород» отдела (погк) в г. Славгороде Пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю, обязан знать законодательную базу РФ, ведомственные нормативные акты и указания по борьбе с коррупцией; уведомлять устно и в письменной форме непосредственного начальника обо всех случаях обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений; принимать меры по недопущению любой возможности возникновения коррупционных проявлений.
Реализуя указанные обязанности, <ФИО1> как начальник смены поста пограничного контроля *** отдела (погк) в г. Славгороде Пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю, в соответствие с п.п. 1 п. 11 Должностного регламента вправе проверять необходимые документы у лиц, производить осмотр (досмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов.
В соответствие со ст. 17 Федерального закона от 03.04.1995 «О федеральной службе безопасности» <ФИО1> как сотрудник органа федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей является представителем федерального органа государственной власти и находится под защитой государства.
Таким образом, в силу возложенных на него должностных полномочий, регламентированных вышеуказанными Федеральным законом от 03.04.1995 «О федеральной службе безопасности», Законом РФ от 01.04.1993 «О Государственной границе Российской Федерации», нормативными актами и должностным регламентом, <ФИО1> является должностным лицом, наделенным функциями представителя власти, то есть должностного лица правоохранительного органа, наделенного в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, и правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
*** в период с *** до ***, точное время следствием не установлено, у Асташова П.В., находящегося в помещении автомобильного пункта пропуска «*** поста пограничного контроля *** отдела (полк) в г. Славгороде ПУ ФСБ России по Алтайскому краю, расположенного на *** автодороги «***, следовавшего с территории *** на территорию Российской Федерации на автомобиле марки «***», государственный регистрационный знак «***», руководствующегося мотивом корысти, желавшего избежать досмотра указанного транспортного средства, возник преступный умысел, направленный на дачу взятки лично в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, должностному лицу - начальнику смены ППК *** <ФИО1> в виде денег за заведомо незаконное бездействие - непроведение досмотра транспортного средства - автомобиля марки «***», государственный регистрационный знак «***», с партией товара - нектарин.
Реализуя свой преступный умысел, направленный на дачу взятки лично в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, Асташов П.В., находясь *** в период с *** до ***, точное время следствием не установлено, в помещении автомобильного пункта пропуска «*** поста пограничного контроля *** отдела (погк) в г. Славгороде ПУ ФСБ России по Алтайскому краю, расположенного на *** автодороги «***, передал должностному лицу - начальнику смены ППК *** <ФИО1> взятку в виде денег в размере 1000 рублей за заведомо незаконное бездействие - непроведение досмотра транспортного средства - автомобиля марки «***», государственный регистрационный знак «***», с партией товара - нектарин.
Однако, Асташов П.В. не смог довести свой преступный умысел до конца по независящим от него обстоятельствам, поскольку <ФИО1> отказался принять взятку, и доложил о противоправных действиях Асташова П.В. своему руководству.
Таким образом, при описанных выше обстоятельствах Асташов П.В. совершил покушение на дачу взятки лично в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, должностному лицу - начальнику смены ППК *** <ФИО1> в виде денег в размере 1000 рублей за совершение им описанного выше заведомо незаконного бездействия в пользу Асташова П.В..
Совершая эти действия, Асташов П.В.2 понимал, что начальник смены ППК *** <ФИО1> является должностным лицом правоохранительного органа, осознавал противоправный характер и общественную опасность своих действий, предвидел неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, выразившегося в нарушении правильного, надлежащего и законного порядка деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности РФ, при которой обеспечивается выполнение задач и принципов этих органов по защите и охране Государственной границы Российской Федерации; в подрыве авторитета, доверия и уважения, а также в дискредитации правоохранительной системы и государственной политики в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, пограничных органов федеральной службы безопасности РФ в целом, их сотрудников в частности, и желал наступления таких последствий.
В судебном заседании Асташов вину признал полностью, подтвердил ранее заявленное ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, которое заявлено добровольно, после консультаций с защитником, последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства ему разъяснены и понятны.
Защитник, потерпевшая, государственный обвинитель согласились с постановлением приговора без проведения судебного разбирательства. Судья приходит к выводу, что условия гл.40 УПК РФ соблюдены, обвинение обоснованно и подтверждено доказательствами, собранными по уголовному делу, наказание за совершенное преступление не превышает 10 лет лишения свободы, в связи с чем, постановляет обвинительный приговор без проведения судебного разбирательства.
Действия Асташова судья квалифицирует по ч.3 ст.30 УК РФ ч.1 ст.291.2 УК РФ - покушение на мелкое взяточничество, то есть умышленные действия лица, непосредственно направленные на дачу взятки лично в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, если преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
При назначении вида и размера наказания подсудимой судья в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Асташовым преступления, его личность и влияние назначаемого наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Оценивая характер и степень общественной опасности преступления, судья принимает во внимание, что деяние направлено против собственности, является умышленным, неоконченным, законом отнесено к категории небольшой тяжести.
Смягчающими наказание Асташова обстоятельствами судья признает и учитывает: признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, совершение преступления впервые, наличие на иждивении ***.
Оснований для признания других обстоятельств смягчающими наказание, не имеется.
Отягчающий наказание обстоятельств по делу не усматривается.
Асташов совершил преступление небольшой тяжести, характеризуется по месту жительства участкового уполномоченного полиции - положительно, на учете у врача нарколога и психиатра не состоит, ранее не привлекался к уголовной и административной ответственности, он работает, женат, воспитывает троих детей.
Учитывая изложенные обстоятельства, личность подсудимого, наличие совокупности смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, судья приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде штрафа, принимая при этом во внимание положения ст.6 УК РФ, ч.1,5 ст.62 УК РФ ч.7 ст. 316 УПК РФ.
Обстоятельств, существенно уменьшающих общественную опасность содеянного, по делу не усматривается. Исключительных оснований для смягчения наказания, в том числе для применения положений ст. 64, ст.73 УК РФ не имеется.
В то же время наличие смягчающих наказание обстоятельств позволяют суду не назначать максимального наказания, предусмотренного санкцией ч.3 ст.30 ч.1 ст. 291.2 УК РФ.
В силу ч.10 ст.316 УПК РФ процессуальные издержки в виде оплаты труда адвоката взысканию с подсудимого не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.307-309, 314-317 УПК РФ, судья
ПРИГОВОРИЛ:
Асташова *** признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 , ч.1 ст.291.2 УК РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 15000 (пятнадцати тысяч) рублей.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении после вступления приговора в законную силу, отменить.
Вещественные доказательства: денежную купюру, достоинством 1000 (одна тысяча) рублей, как предмет преступления, хранящийся у следователя Славгородского МСО СУ СК РФ по Алтайскому краю <ФИО3>, - обратить в доход государства, оптический диск в бумажном конверте - хранить в материалах уголовного дела.
От взыскания процессуальных издержек в виде оплаты труда адвоката Асташова П.В. освободить.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Славгородский городской суд Алтайского края в течение 10 суток со дня провозглашения путем подачи апелляционной жалобы мировому судье.
Осужденный вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, а также об обеспечении его защитником.
Мировой судья Е.А. Ластовская