Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-458/2023 ~ М-378/2023 от 03.05.2023

Дело № 2-458/2023     Мотивированное решение составлено 03.07.2023

УИД 51RS0011-01-2023-000438-46    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2023 года                             город Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Двойнишниковой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Ростиславиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Мончегорске, городе Оленегорске и Ловозерском районе к Акционерному обществу «Оленегорские тепловые сети» и Администрации города Оленегорска о защите прав неопределенного круга потребителей,

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Мончегорске, городе Оленегорске и Ловозерском районе (далее – Территориальный отдел Роспотребнадзора) обратился в суд с уточненным иском к АО «Оленегорские тепловые сети» и Администрации города Оленегорска о защите прав неопределенного круга потребителей.

В обоснование требований ссылается на то, что 13, 14, 15, 16, 17 и 27 февраля 2023 года, 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 20, 22, 23, 24, 27, 28, 29 и 30 марта 2023 года, а также 4, 5, 6, 7, 10 и 11 апреля 2023 года холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения в пределах населенного пункта Высокий осуществлялось АО «Оленегорские тепловые сети» с превышением установленного гигиеническим нормативом качества по показателю (значению) «цветность», что является нарушением прав потребителей.

АО «Оленегорские тепловые сети», наделенное статусом гарантирующей организацией, осуществляющее холодное водоснабжение населенного пункта Высокий, признано банкротом, каких – либо мер по организации водоснабжения надлежащего качества не предпринимает в связи с отсутствием финансовой возможности.

Администрация города Оленегорска является органом местного самоуправления и единственным акционером АО «Оленегорские тепловые сети», однако не организовало питьевое холодное водоснабжение надлежащего качества.

Уточнив требования, просил признать действия АО «Оленегорские тепловые сети» по осуществлению 13, 14, 15, 16, 17 и 27 февраля 2023 года, 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 20, 22, 23, 24, 27, 28, 29 и 30 марта 2023 года, а также 4, 5, 6, 7, 10 и 11 апреля 2023 года холодного водоснабжения с использованием централизованной системы холодного водоснабжения в пределах населенного пункта Высокий с превышением установленного гигиеническим нормативом качества по показателю (значению) «цветность» противоправными в отношении неопределенного краг потребителей (абонентов); обязать Администрацию города Оленегорска в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу организовать питьевое холодное водоснабжение населения населенного пункта Высокий муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области в соответствии с пунктом 3 Таблицы 3.1 главы III Санитарных правил и норм 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2021 года № 62296) (СанПин 1.2.3685-21), качества по показателю «цветность» (не более чем 20 градусов).

В судебном заседании представитель истца Территориального отдела Роспотребнадзора Г.С.В. на уточненных исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика АО «Оленегорские тепловые сети» В.Ю.А.. (по доверенности) не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований к Обществу. Подтвердила факт подачи холодной воды с использованием централизованной системы холодного водоснабжения в пределах населенного пункта Высокий 13, 14, 15, 16, 17 и 27 февраля 2023 года, 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 20, 22, 23, 24, 27, 28, 29 и 30 марта 2023 года, а также 4, 5, 6, 7, 10 и 11 апреля 2023 года с превышением установленного гигиеническим нормативом качества по показателю (значению) «цветность», о чем в силу закона общество уведомляло Территориальный отдел Роспотребнадзора. Пояснила, что АО «Оленегорские тепловые сети» признано банкротом, на счетах общества отсутствуют денежные средства, поэтому выполнить какие – либо мероприятия с целью подачи воды надлежащего качества общество не имеет возможности. Указала, что для улучшения качества питьевой воды в населенном пункте Высокий необходимо провести ряд мероприятий, в том числе: оценку риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду (Р 2.1.10.1920-04); замену ветхих сетей водоснабжения; модернизацию водозаборных сооружений с установкой станции водоподготовки.

Конкурсный управляющий З.Ю.В.., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимала. По телефону просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований к АО «Оленегорские тепловые сети», ссылаясь на то, что обществом был установлен факт ненадлежащего качества воды в указанные истцом даты.

Представитель ответчика Администрации города Оленегорска Т.К.Е.. (по доверенности) с иском не согласна. Считает, что поскольку АО «Оленегорские тепловые сети» является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение населенного пункта Высокий, поэтому общество должно нести ответственность по иску. Запрета на осуществление хозяйственной деятельности должником – банкротом Закон о банкротстве не содержит. Не оспаривала подачу холодной воды ненадлежащего качества в населенный пункт Высокий в заявленные истцом даты, а также уведомление Администрации города Оленегорска Территориальным отделом Роспотребнадзора о данных фактах.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Подпунктом «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ред. 14 ноября 2022 года) установлено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Согласно статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

На основании Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 (ред. от 15 сентября 2005 года), нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

В силу пункта 75 СанПиП 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

Согласно пункту 3 таблицы 3.1 главы III Санитарных правил и норм 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2, вода питьевая централизованного водоснабжения по органолептическим показателям не должна превышать по показателю «цветность» 20 градусов.

В судебном заседании установлено, что Администрация города Оленегорска является учредителем АО «Оленегорские тепловые сети» (т. 1 л.д. 222).

Постановлениями Администрации города Оленегорска от 28 апреля 2014 года № 135 и 8 февраля 2023 года № 69 АО «Оленегорские тепловые сети» наделено статусом гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение населенного пункта Высокий (т. 1 л.д. 38, т. 2 л.д. 101).

АО «Оленегорские тепловые сети» является собственником водопроводно – канализационного комплекса населенного пункта Высокий (т. 1 л.д. 147-188).

Начальником Территориального отдела Роспотребнадзора от 19 июля 2021 года утверждена рабочая программа качества питьевой воды населенного пункта Высокий АО «Оленегорские тепловые сети» для контроля качества воды с целью обеспечения безопасности для жизни и здоровья (т. 1 л.д. 99-115).

Вместе с тем, 13, 14, 15, 16, 17 и 27 февраля 2023 года, 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 20, 22, 23, 24, 27, 28, 29 и 30 марта 2023 года, а также 4, 5, 6, 7, 10 и 11 апреля 2023 года подача холодного водоснабжения с использованием централизованной системы холодного водоснабжения в пределах населенного пункта Высокий осуществлялась АО «Оленегорские тепловые сети» с превышением установленного гигиеническим нормативом качества по показателю (значению) «цветность». Указанные факты были установлены АО «Оленегорские тепловые сети», о чем уведомлялся Территориальный отдел Роспотребнадзора (т. 1 л.д. 35-37).

Данные нарушения признаются представителем ответчика АО «Оленегорские тепловые сети» В.Ю.А., конкурсным управляющим З.Ю.В. и не оспариваются представителем ответчика Администрации города Оленегорска Т.К.Е.

Кроме того, на основании решения о проведении выездной (плановой) проверки от 28 февраля 2023 года Территориальным отделом Роспотребнадзора в период с 13 по 24 марта 2023 года осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия в отношении АО «Оленегорские тепловые сети» (т. 2 л.д. 11-18).

По результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы установлено, что лабораторные исследования по химическим, биологическим показателям отобранных проб на объектах АО «Оленегорские тепловые сети» в населенном пункте Высокий (водозабор, головные сооружения, распределительная сеть) не соответствуют требованиям санитарного законодательства, в нарушение пункта 75 СанПин 2.1.3684-21:

1) в пробе воды питьевой перед поступлением в распределительную сеть централизованной системы холодного водоснабжения населенного пункта Высокий, отобранной 13 марта 2023 года в 09 часов 30 минут по адресу: ..., измеренное значение показателя «цветность» 29,3 градусов превышает установленное значение (не более 20 градусов) более чем на величину допустимой ошибки метода определения (± 5,9 градусов);

2) в пробе воды питьевой из распределительной сети централизованной системы холодного водоснабжения в населенном пункте Высокий, отобранной 13 марта 2023 года в 10 часов 30 минут по адресу: ... измеренное значение показателя «цветность» 30,3 градусов превышает установленное значение (не более 20 градусов) более чем на величину допустимой ошибки метода определения (± 6,1 градусов) т. 1 л.д. 25-28).

По результатам проверки составлен акт от 24 марта 2023 года (т. 1 л.д. 29).

Порядок проведения проверки Территориальным отделом Роспотребнадзоара не нарушен.

Администрация города Оленегорска в 2023 году регулярно уведомлялась Территориальным отделом Роспотребнадзора о несоответствии качества поставляемой АО «Оленегорские тепловые сети» воды в населенный пункт Высокий нормативным требованиям (т. 2 л.д. 1-3, 60-62, 70-72).

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 11 мая 2022 года № А42-6103/2021 АО «Оленегорские тепловые сети» признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство, конкурсным управляющим назначена З.Ю.В.В. (л.д. 57-58).

АО «Оленегорские тепловые сети» с целью установления причин ненадлежащего качества воды обращалось в ООО РСУ «Оринтекс» для оценки стоимости работ по обследованию водозабора насосной станции населенного пункта .... Общая стоимость работ по состоянию на 2 ноября 2022 года определена в размере 1500000 рублей (т. 1 л.д. 189).

Из пояснений представителя ответчика АО «Оленегорские тепловые сети» В.Ю.А. установлено в судебном заседании, что обследование не проведено в связи с отсутствием финансовой возможности.

АО «Оленегорские тепловые сети» на протяжении 2022 – 2023 годов регулярно обращалось в Администрацию города Оленегорска и к Губернатору Мурманской области в связи с невозможностью принятия мер для обеспечения населения пункта Высокий коммунальными ресурсами холодного водоснабжения надлежащего качества в связи с признанием общества банкротом и наложением УФССП 24 августа 2022 года ареста на счета общества сумму, превышающую 4 миллиона рублей (т. 1 л.д. 70-71, 94-95, 215-221).

17 ноября 2022 года АО «Оленегорские тепловые сети» обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Администрации города Оленегорска об обязании принять имущество водопроводно – канализационного комплекса населенного пункта Высокий. До настоящего времени решение не принято (л.д. 59-64).

Собранием кредиторов АО «Оленегорские тепловые сети» от 8 июня 2023 года было принято решение о прекращении хозяйственной деятельности по водоснабжению и водоотведению населенного пункта Высокий (т. 1 л.д. 121). В силу части 6 статьи 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.

Таким образом, судом установлено, что АО «Оленегорские тепловые сети» 13, 14, 15, 16, 17 и 27 февраля 2023 года, 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 20, 22, 23, 24, 27, 28, 29 и 30 марта 2023 года, а также 4, 5, 6, 7, 10 и 11 апреля 2023 года осуществлялась подача холодной воды с использованием централизованной системы холодного водоснабжения в пределах населенного пункта Высокий с превышением установленного гигиеническим нормативом качества по показателю (значению) «цветность».

Данные действия АО «Оленегорские тепловые сети» суд признает противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Вместе с тем, каких – либо мер по организации водоснабжения надлежащего качества в соответствии с пунктом 3 Таблицы 3.1 главы III СанПин 1.2.3685-21 по показателю «цветность» (не более чем 20 градусов) АО «Оленегорские тепловые сети» не предпринимается, поскольку общество признано несостоятельным (банкротом), на счета наложен арест, что свидетельствует об отсутствии финансовой возможности.

Однако, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований создает угрозу жизни и здоровью людей.

22 июня 2023 года состоялось совещание под председательством Министерства энергетики и жилищно – коммунального хозяйства Мурманской области по вопросу передачи объектов центральной системы холодного водоснабжения и водоотведения в населенном пункте Высокий в областную собственность Мурманской области и последующего их закрепления на праве хозяйственного ведения за ГОУП «Мурманскводоканал» (т. 2 л.д. 99-100). На дату принятия решения по настоящему иску представителем Администрации города Оленегорска не представлено каких - либо доказательств выполнения Администрацией города Оленегорска запланированных совещанием мероприятий.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (пункт 5); согласование инвестиционных программ (пункт 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 10).

Принимая во внимание, что до настоящего времени передача объектов центральной системы холодного водоснабжения в населенном пункте Высокий в областную собственность Мурманской области и последующее их закрепление на праве хозяйственного ведения за ГОУП «Мурманскводоканал» не произведено, подача воды ненадлежащего качества создает угрозу жизни и здоровью потребителей, органы местного самоуправления в силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ обязаны принять меры по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств, суд считает необходимым обязать Администрацию города Оленегорска в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу организовать питьевое холодное водоснабжение населения населенного пункта Высокий в соответствии с пунктом 3 Таблицы 3.1 главы III СанПин 1.2.3685-21 по показателю «цветность» (не более чем 20 градусов) – до момента передачи объектов центральной системы холодного водоснабжения в населенном пункте Высокий в областную собственность Мурманской области и последующего их закрепления на праве хозяйственного ведения за ГОУП «Мурманскводоканал».

В соответствии с пунктом 76 СанПиН 2.1.3684-21 при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой; отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.

Срок, установленный истцом - в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу, суд находит обоснованным.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Мончегорске, городе Оленегорске и Ловозерском районе к Акционерному обществу «Оленегорские тепловые сети» и Администрации города Оленегорска о защите прав неопределенного круга потребителей – удовлетворить.

Признать действия Акционерного общества «Оленегорские тепловые сети» <данные изъяты> по осуществлению 13, 14, 15, 16, 17 и 27 февраля 2023 года, 01, 02, 03, 06, 07, 09, 10, 13, 20, 22, 23, 24, 27, 28, 29 и 30 марта 2023 года, а также 04, 05, 06, 07, 10 и 11 апреля 2023 года холодного водоснабжения с использованием централизованной системы холодного водоснабжения в пределах населенного пункта Высокий с превышением установленного гигиеническим нормативом качества по показателю (значению) «цветность» противоправными в отношении неопределенного краг потребителей (абонентов).

Обязать Администрацию города Оленегорска в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу организовать питьевое холодное водоснабжение населения населенного пункта Высокий муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области в соответствии с пунктом 3 Таблицы 3.1 главы III Санитарных правил и норм 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2021 года № 62296) (СанПин 1.2.3685-21), качества по показателю «цветность» (не более чем 20 градусов).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня составления мотивированного текста.

Судья И.Н. Двойнишникова

2-458/2023 ~ М-378/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Мончегорске, городе Оленегорске и Ловозерском районе
Ответчики
Акционерное общество "Оленегорские тепловые сети"
Администрация муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области
Другие
Горбунов Сергей Валерьевич
Закирова Юлия Викторовна
Макеев Валерий Анатольевич
Лоцманова Юлия Сергеевна
Суд
Оленегорский городской суд Мурманской области
Судья
Двойнишникова Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
ole--mrm.sudrf.ru
03.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2023Передача материалов судье
05.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2023Судебное заседание
13.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2024Дело оформлено
15.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее