Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-22/2023 ~ М-10/2023 от 20.01.2023

Дело № 2 – 22/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Сернур

08 февраля 2023 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием помощника прокурора Сернурского района Республики Марий Эл Александрова Н.В., представителя ответчика Сернурской городской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл Лежнина Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Сернурской городской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Сернурской городской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, указывая, что прокуратурой района проведен мониторинг информации, размещенной в сети Интернет на сайтах с доменными именами https://www.gosuslugi.ru – Портал государственных услуг Российской Федерации и https://mari-el.gov.ru/municipality/sernur/gsp - официальный сайт органов местного самоуправления Городского поселения Сернур Сернурского муниципального района Республики Марий Эл на предмет соблюдения органами местного самоуправления законодательства о предоставлении муниципальных услуг, в том числе связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, установлено, что администрацией сельского поселения не обеспечена возможность получения гражданами, юридическими лицами и иными лицами муниципальных услуг в электронной форме как на Едином портале государственных и муниципальных услуг, так и на официальном сайте органа местного самоуправления. Требования, предусмотренные п. 2 ст. 2, п. 6 ст. 4, п.п. 2, 3 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч.ч. 1, 2, 3 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 1 Положения «О Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 года № 861, п. 2 Требований к предоставлению в электронном форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236, Приложения 2 к распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» ответчиком не исполнены, возможность для заявителей представлять документы в электронном виде, осуществлять мониторинг хода предоставления муниципальных услуг, получения результатов предоставления услуги в электронном виде с использованием как Единого портала государственных и муниципальных услуг, так и официального сайта, не обеспечена; формы заявлений и иных документов, необходимых для получения муниципальных услуг, как на Едином портале государственных и муниципальных услуг, так и на официальном сайте не размещены, доступ к ним для копирования и заполнения в электронном виде не обеспечен. Для получения муниципальных услуг, предоставляемых ответчиком, в том числе по предоставлению информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма, предоставлению информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, принятию документов, а также выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение, выдаче копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов, выдаче копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей, предоставлению информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду, требуется личное, непосредственное обращение в администрацию поселения. Заявление прокурора направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц, что не позволяет индивидуализировать всех заинтересованных лиц, привлечь их в процессе в качестве истцов и разрешить вопрос о правах каждого из них. Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обращение и получение муниципальных услуг, не служит достижение целей по реализации приоритетного национального проекта. Просит обязать Сернурскую городскую администрацию Сернурского муниципального района Республики Марий Эл в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Из отзыва на исковое заявление, предоставленного представителем ответчика Сернурской городской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл, следует, что постановлением Сернурской городской администрации от 01 сентября 2020 года утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией, разработаны и утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг, предусматривающие предоставление таких услуг, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг. Административные регламенты предоставления муниципальных услуг, содержащие перечень документов и информации, необходимых для получения услуги, размещены на официальном сайте Городского поселения Сернур. В настоящее время по техническим причинам доступ к платформе государственных сервисов в Сернурской городской администрации не обеспечен, предоставление муниципальных услуг осуществляется при личном обращении получателя муниципальной услуги. Ведется работа по обеспечению подключения учетных записей ответственных должностных лиц администрации к Единому порталу государственных услуг.

Прокурор Александров Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Сернурской городской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл Лежнин Н.И. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласился, просит установить срок для устранения выявленных нарушений до конца 2023 года, поскольку необходимо приобрести дополнительную оргтехнику, установить необходимую программу на имеющийся в администрации компьютер не представляется возможным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством РФ.

На основании п.п. 1, 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: 1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 14 настоящего Федерального закона; 2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; 3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу ч.ч. 1, 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией. Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 22 июля 2014 года № 138-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 - 8 ст. 26 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», гражданам и иным установленным Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 5 названного Федерального закона). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.

Положениями п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

В соответствии с п. 2 Требований предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Распоряжением Правительства РФ № 1993-р от 17 декабря 2009 года утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Приложением № 2 к распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.

Так, первый этап перехода предусматривает размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен предельный срок его реализации до 01 декабря 2010 года. Второй этап предусматривает размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, предельный срок реализации данного этапа до 01 января 2011 года. Третий этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), предельный срок реализации этапа до июля 2012 года. Четвертый этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), предельный срок реализации до 01 января 2013 года. Пятый этап с предельным сроком реализации до 01 января 2014 года предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 1 Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 года № 861, федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал) обеспечивает, в том числе: а) доступ физических лиц и организаций (далее – заявители) к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в подпунктах «в» - «д» п. 2 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 года № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (далее соответственно - федеральный реестр, Положение о федеральном реестре); б) предоставление заявителям в электронной форме государственных и муниципальных услуг, в том числе в упреждающем (проактивном) режиме, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, которое осуществляется органами власти и организациями с возможностью последующей передачи заявителями результатов предоставления таких услуг и (или) документов (сведений) с использованием единого портала заинтересованным органам власти и организациям (по их запросу) в порядке, устанавливаемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ; в) учет обращений заявителей, связанных с функционированием единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить в электронной форме отзыв о качестве предоставления государственных и муниципальных услуг (осуществления функций), предоставления таких услуг учреждениями (организациями) посредством опросных форм, размещаемых оператором единого портала; г) доступ заявителей к иной информации, связанной с предоставлением государственных и муниципальных услуг и исполнением государственных и муниципальных функций, содержащейся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, размещение в открытом доступе которой предусмотрено законодательством Российской Федерации; д) доступ заявителей к сведениям, размещаемым в информационных системах в соответствии с абзацем вторым п. 5 настоящего Положения; е) возможность электронной записи на прием, в том числе для представления заявлений и документов, необходимых для получения государственной, муниципальной услуги, иных услуг, предусмотренных подпунктами «в» - «д» п. 2 Положения о федеральном реестре, а также для получения результата предоставления такой услуги или исполнения функции (далее - электронная запись); з) предоставление услуг, предусмотренных подпунктом «д» п. 2 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 года № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (далее - Положение о федеральном реестре); и) доступ заявителей с использованием подсистемы единого личного кабинета к сведениям о ходе рассмотрения заявления, истории обращений за получением государственных и муниципальных услуг, иных услуг, предусмотренных подпунктами «в» - «д» п. 2 Положения о федеральном реестре, а также возможности хранения полученных заявителем в электронной форме результатов предоставления таких услуг и иных связанных с предоставлением таких услуг документов в электронной форме.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Сернурской городской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл от 01 сентября 2020 года № 198 (в редакции постановления от 30 января 2023 года № 67) утверждены административные регламенты Сернурской городской администрации Сернурского муниципального района «Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», «Присвоение, изменение и аннулирование адресов объектам недвижимого имущества на территории Городского поселения Сернур», «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», «Регистрация уставов территориального общественного самоуправления», «Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности Городского поселения Сернур», «Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Городского поселения Сернур и включение указанного места (площадки) в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Городского поселения Сернур», «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», «Предоставление жилого помещения по договору социального найма на территории Городского поселения Сернур», «Выдача разрешения на вырубку деревьев и кустарников на территории Городского поселения Сернур», «Выдача документов на предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», «Направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства на территории Городского поселения Сернур», «Подготовка и утверждение документации по планировке территории».

Прокуратурой Сернурского района был проведен мониторинг информации, размещенной в сети Интернет на сайтах с доменными именами https://www.gosuslugi.ru – Портал государственных услуг Российской Федерации и https://mari-el.gov.ru/municipality/sernur/gsp – официальный сайт органов местного самоуправления Городского поселения Сернур Сернурского муниципального района Республики Марий Эл на предмет соблюдения органами местного самоуправления законодательства о предоставлении муниципальных услуг, в том числе связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате чего установлено, что администрацией поселения не обеспечена возможность получения гражданами, юридическими лицами и иными лицами муниципальных услуг в электронной форме как на Едином портале государственных и муниципальных услуг, так и на официальном сайте органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, для получения предоставляемых ответчиком муниципальных услуг, в том числе по предоставлению информации о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о признании жилого помещения непригодным для проживания, о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, а также по выдаче справок и иных документов, требуется личное, непосредственное обращение в городскую администрацию.

С учетом изложенного, отсутствие возможности получения услуги в электронной форме нарушает законные права граждан, юридических лиц на получение муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Учитывая положения вышеуказанного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является обязательным.

Таким образом, исковые требования прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц основаны на законе и подлежат удовлетворению.

При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ст. 206 ГПК РФ).

Суд считает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и с учетом пояснений представителя ответчика полагает разумным и достаточным для исполнения возложенной на ответчика обязанности установить срок до 30 декабря 2023 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Сернурскую городскую администрацию Сернурского муниципального района Республики Марий Эл в срок до 30 декабря 2023 года осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий:                         Д.Г. Попова

Мотивированное решение составлено 08 февраля 2023 года.

2-22/2023 ~ М-10/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл
Ответчики
Сернурская городская администрация Сернурского муниципального района Республики Марий Эл
Суд
Сернурский районный суд Республики Мари Эл
Судья
Попова Д.Г.
Дело на странице суда
sernursky--mari.sudrf.ru
20.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2023Передача материалов судье
23.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2023Дело оформлено
25.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее