Решение по делу № 12-422/2018 от 24.09.2018

Дело № 12-422/2018

РЕШЕНИЕ

г. Выборг                                 26 ноября 2018 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Петров Р.Ю.,

с участием защитника ГУП «Петербургский метрополитен» - Беляева А.А.,

ведущего специалиста – эксперта отдела правового обеспечения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо – Западному федеральному округу Крымской А.В.,

прокурора Петербургского метрополитена Шонина С.П.,

рассмотрев жалобу защитника ГУП «Петербургский метрополитен» - Зибровой О.А., действующей на основании доверенности, на постановление о назначении административного наказания № АД-13-281/2018 от 05.09.2018, вынесенное государственным инспектором РФ по СЗФО, главным специалистом – экспертом отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо – Западному федеральному округу Сапович М.В. в отношении ГУП «Петербургский метрополитен» по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением о назначении административного наказания № АД-13-281/2018 от 05.09.2018, вынесенным государственным инспектором РФ по СЗФО главным специалистом – экспертом отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо – Западному федеральному округу Сапович М.В., юридическое лицо ГУП «Петербургский метрополитен» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник ГУП «Петербургский метрополитен» - Зиброва О.А., действующая на основании доверенности, подала жалобу, в которой просила постановление отменить, производство по делу – прекратить, указывая, что своевременно разрешение не было получено по независящим от предприятия обстоятельствам.

В судебном заседании защитник ГУП «Петербургский метрополитен» - Беляев А.А., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, постановление просил отменить, производство по делу – прекратить. Полагал возможным прекратить производство по делу ввиду малозначительности. Также указал, что меры приняты к предотвращению правонарушения, а также при вынесении постановления не учтено, что 20.08.2018, то есть спустя трое суток после возбуждения дела об административном правонарушении, выдано разрешение

В судебном заседании ведущий специалист – эксперт отдела правового обеспечения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо – Западному федеральному округу Крымская А.В. пояснила, что о выдаче разрешения 20.08.2018 при вынесении постановления известно не было, так как в Департаменте много отделов.

В судебном заседании прокурор Петербургского метрополитена Шонин С.П. полагал постановление законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.

В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела, 13.08.2018 выявлено, что ГУП «Петербургский метрополитен» на территории объекта ДОЛ «...» осуществляет деятельность, связанная с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без соответствующего разрешения, в нарушение требований пункта 1 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха, пункта 4 статьи 23, пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды.

Стационарными источниками выбросов в атмосферу являются: котельная (номера источников 0001, 0002, 0003) от которой в атмосферный воздух выделяются вредные вещества: азот диоксид (азот (IV) оксид), углерод оксид, бенз/а/пирен (3,4 – бензпирен); столовая, в которой для приготовления горячих блюд, в помещении горячего цеха, установлены три электрических плиты с жарочными шкафами, два электрических котла для приготовления первых блюд и кипячения питьевой воды, электросковорода для приготовления кондитерских изделий установлены машина тестомесильная и жарочный шкаф. От деятельности столовой в атмосферный воздух выделяются вредные вещества: углерод оксид; этанол (спирт этиловый); проп-2-ен-1-аль (акролеин); ацетальдегид; этановая кислота (уксусная кислота).

Факт совершения описанного нарушения ГУП «Петербургский метрополитен» не оспаривало, фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, а именно: ксерокопией разрешения, срок действия которого по 31.12.2017; ксерокопией акта прокурорской проверки от 13.08.2018; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.08.2018; другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.Проанализировав положения названных выше правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства, должностное лицо пришло к правильному выводу о том, что ГУП «Петербургский метрополитен» осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух, без специального разрешения, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод, что предприятие не могло получить своевременно разрешение, не может служить основанием к отмене постановления, так как данное обстоятельство не освобождает ГУП «Петербургский метрополитен» от ответственности и не влияет на правильность выводов о квалификации его действий.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки утверждению заявителя, оснований для признания совершенного им административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5), если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Разрешительный порядок негативного воздействия на окружающую природную среду установлен в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Совершенное обществом административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Указанное с учетом умышленного характера и длительности допущенного обществом правонарушения, не позволяет признать его малозначительным.

Вместе с тем, при назначении наказания не учтено наличие смягчающего (принятие мер к устранению допущенных нарушений – наличие разрешения от 20.08.2018) обстоятельства.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. За совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ, установлено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц – от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Принимая во внимание вышеназванные положения КоАП РФ, положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П и Постановлении от 17.01.2013 N 1-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, а также характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое состояние общества, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств судья считает возможным назначить размер административного штрафа ниже низшего предела, установив его в размере 150 000 рублей.

По мнению суда, данное наказание будет являться справедливым, соответствующим характеру совершенного административного правонарушения, предупреждению совершения ГУП «Петербургский метрополитен» новых правонарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление о назначении административного наказания № АД-13-281/2018 от 05.09.2018, вынесенное государственным инспектором РФ по СЗФО, главным специалистом – экспертом отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо – Западному федеральному округу Сапович М.В. в отношении ГУП «Петербургский метрополитен» по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, изменить, снизив размер штрафа до 150 000 рублей, в остальной части жалобу защитника ГУП «Петербургский метрополитен» - Зибровой О.А., действующей на основании доверенности, оставить без удовлетворения, постановление о назначении административного наказания № АД-13-281/2018 от 05.09.2018 без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

    

Судья Р.Ю. Петров

12-422/2018

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Истцы
Прокурор Петербургского метрополитена
Ответчики
ГУП "Петербургский метрополитен"
Другие
Зиброва Ольга Анатольевна
Суд
Выборгский городской суд
Судья
Петров Роман Юрьевич
Статьи

КоАП: ст. 8.21 ч.1

24.09.2018Материалы переданы в производство судье
24.09.2018Истребованы материалы
23.10.2018Поступили истребованные материалы
14.11.2018Судебное заседание
26.11.2018Судебное заседание
26.11.2018Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2018Вступило в законную силу
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее