Дело №5-5/2024 (5-45/2023)
УИД 70RS0016-01-2023-000604-69
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 января 2024 года судья Каргасокского районного суда Томской области Аниканова Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Томской области (адрес: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, ул. Голещихина, 32) материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, <данные изъяты> места жительства и проживающей по адресу: <адрес>, ОГРНИП №, ИНН №,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение в Каргасокский районный суд Томской области из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области поступил протокол ЖУАП № серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный участковым уполномоченным полиции отделения УУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ФИО3 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно протоколу индивидуальному предпринимателю ФИО1 вменяется, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, являясь индивидуальным предпринимателем ОГРНИП №, ИНН №, осуществляющим оказание бытовых услуг по адресу: <адрес>, не заключила договор с региональным оператором ООО «Партнёр» на вывоз твердых коммунальных отходов, чем нарушила требования в области охраны окружающей среды, установленные п.4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.2.3 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - индивидуальный предприниматель ФИО1, извещалась судом путем направления судебной повестки по месту ее жительства, от получения почтовой корреспонденции уклонилась, в связи с чем повестка возвращена в суд с отметкой «Истек срок хранения».
В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Таким образом, ФИО1 считается надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного заседания.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - ФИО3, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Определив о рассмотрении дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – индивидуального предпринимателя ФИО1, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья считает, что производство по делу подлежит прекращению.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 1, 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
На основании ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают наличие законных оснований для применения административного взыскания и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 287-ФЗ) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641».
В соответствии с положениями пункта 8(4) Правил №1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается при направлении региональным оператором соответствующего предложения потребителю либо в случае непосредственного направления потребителем заявки на заключение договора.
Из пунктов 8(11), 8(12) указанных Правил следует, что потребитель обязан в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения соответствующего предложения регионального оператора подписать договор на осуществление обращения с твердыми коммунальными отходами либо представить мотивированный отказ от его подписания. В случае непредставления мотивированного отказа от подписания договора в установленный срок, такое соглашение считается заключенным на условиях типового договора на обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно положениям пункта 8(17) Правил №1156 договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и требуемые документы в указанный срок.
До дня заключения договора услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Правил №1156).
Судом установлено, что в период ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, осуществляя предпринимательскую деятельность, ОГРНИП №, ИНН № по адресу: <адрес>, основным видом которой является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, не заключила договор с региональным оператором ООО «Партнёр» на вывоз твердых коммунальных отходов, что было выявлено участковым уполномоченным полиции ДД.ММ.ГГГГ.
Так же судом установлено, что между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и обществом с ограниченной ответственностью «Партнёр» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории второй зоны деятельности регионального оператора, согласно условиям которого региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) на территории второй зоны деятельности, включающей в себя Каргасокское сельское поселение. Началом выполнения региональным оператором обязанностей является момент подписания соглашения. Пунктом 3.6 вышеприведенного соглашения установлено, что региональный оператор обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, по форме и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Партнёр» обратилось в ОМВД России по Каргасокскому району по факту не заключения индивидуальными предпринимателями, в частности ФИО1, договора с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов, с просьбой провести проверку в соответствии с действующим законодательством, привлечь виновных к административной ответственности. В обоснование заявитель ссылается на нормы законодательства, установленные п.4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ и пункт 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Данное обращение зарегистрировано в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях под регистрационным номером <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 не направляла региональному оператору заявку на заключение договора, то есть между ней и региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора. Соответствующие услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами должны оказываться региональным оператором.
Описанное бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 само по себе не причинило и не способно было причинить вред окружающей среде. Предметом бездействия явились не сами твердые коммунальные отходы, а оформление гражданско-правовых отношений, связанных с их вывозом. То есть, это бездействие носит сугубо гражданско-правовой характер и связано с оформлением отношений и взаимными расчетами между двумя хозяйствующими субъектами, а не в сборе, накоплении, транспортировании, обработке твердых коммунальных отходов либо иных действиях в отношении твердых коммунальных отходов, способных причинить вред окружающей среде. Интересы регионального оператора в этой части могут быть защищены путем обращения в суд в гражданском порядке.
Следовательно, нарушений требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, образующих объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, индивидуальным предпринимателем ФИО1, допущено не было.
Аналогичная позиция изложена в пункте 49 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 года.
При таких обстоятельствах, состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 отсутствует.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что в соответствии с положениями, содержащимися в ст. 29.9 КоАП РФ, влечет за собой необходимость прекращения производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, ОГРНИП №, ИНН №, прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Резолютивная часть постановления оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированный текст постановления изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Аниканова Н.С.