Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1357/2024 ~ М-1116/2024 от 14.06.2024

УИД 02RS0001-01-2024-004236-26 Дело № 2-1357/2024

Категория 2.076

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2024 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,

при секретаре     Ушаковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тупикиной М.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, обязании назначить данное пособие со дня обращения,

УСТАНОВИЛ:

Тупикина М.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай (после уточнения исковых требований) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка от 05.06.2024 г. и назначить данное пособие со дня обращения, то есть с 03 июня 2024 года. Исковые требования мотивированы тем, что Тупикина М.А. является матерью несовершеннолетних детей Константиновой А.Г., 2012 года рождения, и Константиновой В.Г., 2016 года рождения. В декабре 2022 года Тупикина М.А. заключила брак с Гребенкиным Д.А., у которого от предыдущего брака есть трое детей, на которых он ежемесячно платит алименты. Алименты от родного отца дочерей Тупикина М.А. не получает. В период с 11 по 20 марта 2024 года Тупикина М.А. через Госуслуги подавала документы на единое пособие на свою несовершеннолетнюю дочь Константинову А.Г., на что пришел отказ в предоставлении услуги по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения. 22 марта 2024 года Тупикиной М.А. было подано обращение в ОСФР по Республике Алтай о неправомерном отказе и разъяснении причины отказа в назначении пособия. 03 апреля 2024 года пришел ответ, в котором также была указана причина отказа «превышение СДД на каждого члена семьи». 22 апреля 2024 года Тупикина М.А. обратилась с жалобой в прокуратуру Республики Алтай, и 22 мая 2024 года получила ответ об обжаловании действий ОСФР по Республике Алтай в судебном порядке. Сумма выплаченных алиментов супруга истца Гребенкина Д.А. на детей от предыдущего брака в период с 01.02.2023 г. по 31.01.2024 г. составила 629 988 рублей 51 копейка. Указанная сумма не должна учитываться при расчете СДД в отношении детей Тупикиной М.А. В сведениях о доходах в отношении Тупикиной М.А. указанная сума неправомерно учтена при расчете СДД семьи Тупикиной М.А.

В судебном заседании истец Тупикина М.А. исковые требования в уточненном исковом заявлении поддержала в полном объеме.

Представители ответчика ОСФР по Республике Алтай Сергеева Т.А., Резниченко И.Е. в судебном заседании возражали относительно удовлетворения искового заявления.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Тупикина М.А. является матерью двоих малолетних детей Константиновой А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Константиновой В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что следует из свидетельств о рождении детей.

02 декабря 2022 года Тупикина М.А. заключила брак с Гребенкиным Д.А., что подтверждается свидетельством о заключении брака.

Таким образом, семья Тупикиной М.А. состоит из 4 человек – она, супруг Гребенкин Д.А. и малолетние дети Константинова А. и Константинова В..

11, 18, 20 марта и 27 мая 2024 года Тупикина М.А. обращалась в ОСФР по Республике Алтай с заявлениями об установлении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте до 17 лет в отношении старшей дочери Константиновой А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однако решениями пенсионного органа от 11.03.2024 г., от 18.03.2024 г., от 20.03.2024 г., от 28.05.2024 г. отказано Тупикиной М.А. в назначении данного ежемесячного пособия в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.

03 июня 2024 года Тупикина М.А. в пятый раз обратилась в ОСФР по Республике Алтай с заявлением об установлении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте до 17 лет в отношении старшей дочери Константиновой А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением ОСФР по Республике Алтай № от 05.06.2024 г. Тупикиной М.А. вновь отказано в назначении данного ежемесячного пособия в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения по подп. «б» п. 31 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Перечнем документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 г. № 2330 (далее по тексту – Правила). Так, размер прожитого минимума на душу населения в регионе 14 526 рублей, а с 01.05.2023 г. по 30.04.2024 г. СДД семьи составил 21 028,41 рублей (1 009 363,87 рублей /12 месяцев / 4 членов семьи).

Не согласившись с данным отказным решением, Тупикина М.А. обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что пенсионный орган необоснованно при расчете среднедушевого дохода (СДД) семьи учел алименты, уплачиваемые ее супругом Гребенкиным Д.А. на содержание своих троих детей от предыдущего брака, а также получаемые ежемесячные пособия гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.

В соответствии с действующим правовым регулированием с 01 января 2023 года нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации, предоставляется право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает, если рассчитанный в установленном порядке размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину регионального прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя на дату обращения за назначением пособия.

Среднедушевой доход семьи, как правило, рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением пособия, путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (часть 2 статьи 3, часть 6 статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ; пункты 48, 49 Правил).

В состав семьи включаются заявитель, его супруг (супруга), а также не состоящие в браке его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам) (части 7, 8 статьи 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ).

В соответствии с подп. "г" п. 47 Правил при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается в качестве дохода, полученная в денежной форме сумма полученных алиментов.

Подпунктом "н" пункту 53 Правил установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются пособия и иные аналогичные выплаты, а также алименты на ребенка, который на день подачи заявления о назначении ежемесячного пособия достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и выполнение ею социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством, позволяющих улучшить материальное положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.

По смыслу приведенных положений Правил алименты учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

Действительно, при расчете СДД семьи Тупикиной М.А. пенсионным органом необоснованно взят в полном объеме доход Гребенкиным Д.А. по месту службы в Управлении Росгвардии по Республике Алтай за последние 12 месяцев без вычета алиментов, уплаченных на содержание малолетних детей от предыдущего брака Гребенкина А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гребенкиной А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гребенкина А.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Поскольку по оспариваемому решению Тупикина М.А. обратилась в ОСФР по Республике Алтай с заявлением об установлении данного ежемесячного пособия 03 июня 2024 года, то для расчета СДД семьи берется период с мая 2023 года по апрель 2024 года.

Согласно справкам Управления Росгвардии по Республике Алтай от 20.05.2024 г., от 16.07.2024 г. за период с мая 2023 года по апрель 2024 года с денежного довольствия Гребенкина Д.А. удержано алиментов на содержание троих малолетних детей в размере 382 504,08 рубля.

Как следует из справок о доходах Гребенкина Д.А. по месту службы в Управлении Росгвардии по Республике Алтай за 2023 и 2024 годы, размер его денежного довольствия за период с мая 2023 года по апрель 2024 года составил 744 038,20 рублей.

Таким образом, для расчета СДД семьи подлежит учету доход Гребенкина Д.А. по месту службы в Управлении Росгвардии по Республике Алтай за период с мая 2023 года по апрель 2024 года в размере 361 534,12 рубля (744 038,20 рублей – 382 504,08 рублей).

Кроме того, Гребенкина Д.А. имеет банковский вклад (103,68% годовых) и за указанный период им получен доход от процентов в размере 47 619,24 рублей.

Тем самым общий доход Гребенкина Д.А. за период с мая 2023 года по апрель 2024 года составил 409 153,36 рубля (361 534,12 рубля + 47 619,24 рублей).

Согласно п. 54 Правил доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи пенсионный орган при расчете СДД семьи правомерно учитывал доходы Гребенкина Д.А. до вычета НДФЛ.

Что же касается довода Тупикиной М.А. о необоснованным учете пенсионным органом при расчете СДД семьи полученных ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, то суд полагает необходим указать следующее.

Как установлено судом, Тупикина М.А. являлась получателем ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, и ежемесячной денежной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Ежемесячную денежную выплату осуществляло БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска», а ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, – ОСФР по Республике Алтай.

По общему правилу, закрепленному в подп. «б» п. 47 Правил, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления.

Исключения из этого общего правила закреплены в пункте 53 Правил, согласно которому при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются предусмотренное настоящими Правилами ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, произведенное за прошлые периоды в отношении детей, на которых подается заявление о назначении ежемесячного пособия, а также в отношении детей, достигших возраста 17 лет (подпункт «б») и ежемесячная денежная выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 г.), произведенная за прошлые периоды в отношении детей, на которых подается заявление о назначении ежемесячного пособия (подпункт «д»).

Таким образом, данные ежемесячное пособие и ежемесячная денежная выплата при расчете СДД семьи не учитываются только в отношении детей, на которых подается заявление о назначении ежемесячного пособия. В отношении остальных детей данные ежемесячное пособие и ежемесячная денежная выплата полежат учету при расчете СДД семьи.

Поскольку Тупикина М.А. обратилась в ОСФР по Республике Алтай с заявлением об установлении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в возрасте до 17 лет в отношении старшей дочери Константиновой Анжелики, 12.02.2012 года рождения, то пенсионный орган правомерно при расчете СДД семьи учел только полученные ежемесячное пособие и ежемесячную денежную выплату в отношении младшей дочери Константиновой Варвары, 18.06.2016 года рождения. Полученное ежемесячное пособие в отношении Анжелики в расчет СДД семьи не вошли.

Как установлено судом, за вышеуказанный период Тупикиной М.А. получен доход в связи с назначением ей ежемесячного пособия и ежемесячной денежной выплаты в размере 388 203,70 рубля.

Таким образом, за период с мая 2023 года по апрель 2024 года общий доход семьи Тупикиной М.А. составил в размере 797 357,06 рублей (409 153,36 рубля + 388 203,70), поэтому СДД семьи составил 16 611,61 рублей (797 357,06 рублей / 12 месяцев / 4 членов семьи).

Постановлением Правительства Республики Алтай от 12.09.2023 г. № 338 «О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Алтай на 2024 год» в Республике Алтай на 2024 год величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составляла 14 526 рублей.

При таких обстоятельствах СДД семьи Тупикиной М.А. за период с мая 2023 года по апрель 2024 года (16 611,61 рублей) превышал установленную в Республике Алтай на 2024 год величину прожиточного минимума в расчете на душу населения (14 526 рублей) даже после вычета из дохода ее супруга Гребенкина Д.А. уплаченных алиментов на содержание троих малолетних детей от предыдущего брака, а потому оспариваемое решение пенсионного органа об отказе в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка от 05.06.2024 г. является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 03 ░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░

2-1357/2024 ~ М-1116/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тупикина Мария Андреевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай
Другие
Управление Росгвардии по Республике Алтай
Гребёнкина Яна Юрьевна
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Судья
Сумачаков Игорь Николаевич
Дело на сайте суда
gorno-altaisky--ralt.sudrf.ru
14.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2024Передача материалов судье
19.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2024Судебное заседание
10.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее