Дело №2-1427/2021
22RS0068-01-2020-009500-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Аникиной Л.А.,
при секретаре Дмитриевой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминых Екатерины Викторовны к Министерству социальной защиты Алтайского края, МЧС России о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Фоминых Е.В. обратилась в суд с данным иском.
В обоснование исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ родилась в .... Республики Казахстан. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в .... в ...., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной аппаратом акима ..... При обращении в Министерство социальной защиты .... с заявлением о выдаче удостоверения, дающего в Российской Федерации право на предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, истец получила отказ по тому основанию, что факт проживания в зоне радиационного риска позднее периода, установленного Федеральным законом №2-ФЗ от 10.01.2002 «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Между тем, в результате проживания в зоне радиационного риска истец получила значительный вред здоровью, поскольку подвергался радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний.
В связи с изложенным, истец просит признать ее лицом, подвергшимся радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, с получением суммарной (накопленной) дозы облучения более 5 сЗВ(бэр), в период проживания в .... с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года, обязать .... включить истца в реестр учета граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, на выдачу удостоверение единого образца, с указанием сведений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, более 5 сЗВ, но не более 25 сЗв (бэр) и направить в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий необходимые документы для оформления удостоверения единого образца.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика к участию в деле привлечено МЧС России.
В судебном заседании истец Фоминых Е.В. на исковых требованиях настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, третьего лица Алексанова К.А. в суде возражала против иска, указывая на отсутствие правовых оснований для признания за истцом права на льготы.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В суд направлены возражения на иск, в которых представитель просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Фоминых Е.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в .... ....
ДД.ММ.ГГГГ истцу в .... выдано удовлетворение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, в соответствии с Законом Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне».
В настоящее время Фоминых Е.В. является гражданином Российской Федерации и проживает на территории РФ.
Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 N 634, отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам.
Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно письму МЧС России на основании государственного контракта от 18.06.2012 N 27/3.5.1.3-1008600, заключенного МЧС России в рамках реализации Федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 523, функции определения суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи соответствующих заключений возложены на краевое государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" г. Барнаула.
Таким образом, из содержания правовых норм, подлежащих применению к спорным отношениям, следует, что обязательными условиями для признания за гражданином права на получение удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и в связи с этим предоставление мер социальной поддержки являются: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), подтвержденной заключением краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" г. Барнаула.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 N 356-р. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
.... бывшей Казахской ССР, в котором истец проживала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включено в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-р.
Таким образом, в спорные периоды истец проживала в населенном пункте, не включенных в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, применяемый на территории Российской Федерации. Факт проживания в зоне радиационного риска позднее периода, установленного Федеральным законом №2-ФЗ от 10.01.2002 «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», т.е. выходит за пределы 1949-1963 годы.
Представленное истцом удостоверение № и справка №, выданные в ...., не могут свидетельствовать о наличии у Фоминых Е.В. суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Согласно позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 960-О-П, меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов. Субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний.
Для проверки обоснованности заявленных требований, судом назначена экспертиза.
Согласно заключению КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что истец Фоминых Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживая в .... .... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения не более 5 сЗв, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в .... бывшей Казахской ССР, в заявленные истцом место и период проживания, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения, более 5 сЗВ, при проведении ядерных истытаний на Семипалатинском полигоне. К заключению приложен протокол расчета доз облучения.
Экспертное заключение соответствует требованиям ФЗ «Об экспертной деятельности в РФ», экспертиза проведена в соответствии с Методическими указаниями (МУ 2.ДД.ММ.ГГГГ-2010) утв. постановлением Главного санитарного врача от ДД.ММ.ГГГГ №, на основе теоретических исследований путем расчетов, предусмотренных нормативной документацией. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Принимая во внимание, что эксперт дал полный и последовательный ответ на поставленные вопросы, неясностей и противоречий не содержит, исполнен лицом, имеющим соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства данного вида работ, вопреки доводам истца, оснований не доверять указанному отчету у суда не имеется, в связи, с чем его результаты принимаются за основу данного решения.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что населенный пункт, в котором проживал истец, не перечислен в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, факт проживания в зоне радиационного риска позднее периода, установленного Федеральным законом №2-ФЗ от 10.01.2002 «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», т.е. выходит за пределы 1949-1963 годы, учитывая заключение судебной экспертизы об отсутствии у истца суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), суд приходит к выводу об отсутствии обязательных условий для отнесения истца к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований об оспаривании бездействия ответчика, о возложении на него обязанности.
Факт признания за истцом право на льготы граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне» и выдача ему соответствующего удостоверения в .... не может свидетельствовать о наличии у последнего суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с вышеуказанным Законом Республики Казахстан от 18.12.1992. Предоставление в Российской Федерации на основании указанного документа мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ст. 98 ГПК РФ судебные расходы не подлежат взысканию в пользу истца, ввиду отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Фоминых Екатерины Викторовны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.А. Аникина