Дело № 2-5446/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Васильевой Ю.О.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе в государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ № 30/023/14-73, возложении соответствующей обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее – Управление Росреестра по МО) об отказе в государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ № 30/023/14-73, возложении соответствующей обязанности.
В обоснование заявления указано, что заявитель ФИО2 в 2010 году в порядке наследования по завещанию приобрел право собственности на 5/12 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Колычево, <адрес>, а также на 5/12 долей придомового участка с кадастровым номером 50:30:005 01 10:0037. На момент оформления наследственных прав границы земельного участка были определены, его площадь составила 2500 кв.м. Между тем, из первичных правоустанавливающих документов, подтверждающих права наследодателя на придомовый земельный участок, усматривается, что его фактическая площадь с момента предоставления составляла 3000 кв.м.
ФИО2 обратился в территориальное подразделение Управления Росреестра по МО с заявлением о государственной регистрации за ним права собственности на соответствующую долю придомового земельного участка, площадью 3000 кв.м. Между тем, заинтересованным лицом ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении соответствующего заявления ФИО2 (№ 30/023/14-73).
ФИО2 полагает, что решение Управления Росреестра по МО от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 3000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Колычево, <адрес>, противоречит требованиям действующего законодательства, уточнив заявленные требования (л.д. 185-197), просит признать отказ незаконным, возложить на заинтересованное лицо обязанность зарегистрировать право собственности на соответствующий объект недвижимого имущества.
Заявитель ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, на личном участии в судебном заседании не настаивал (л.д. 203, 205). Представители заявителя ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50), и адвокат ФИО5, действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 53), в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 184), против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 200-201).
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленных ФИО2 требований следует отказать по следующим основаниям.
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с ГК РФ законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 12 закона идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. 19 закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям). Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем.
На основании п. 1.2 ст. 20 Закона не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Судом установлено, что ФИО2 в 2010 году в порядке наследования по завещанию к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, приобрел право собственности на 5/12 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Колычево, <адрес> (л.д. 25-27), а также на 5/12 долей придомового земельного участка с кадастровым номером 50:30:005 01 10:0037 (л.д. 28). Сособственниками вышеуказанных дома и земельного участка являются ФИО4, ФИО2 (л.д. 80, 81, 120). На момент оформления наследственных прав границы земельного участка были определены, его площадь составила 2500 кв.м. (л.д. 91-97).
Между тем, из первичных правоустанавливающих документов (л.д. 23, 24, 33-35), подтверждающих права наследодателя (ФИО1) на придомовый земельный участок, усматривается, что его фактическая площадь в момент предоставления составляла 3000 кв.м.
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в территориальное подразделение Управления Росреестра по МО с заявлением о государственной регистрации за ним права собственности на соответствующую долю придомового земельного участка, площадью 3000 кв.м. (л.д. 19-22). Кадастровый паспорт на соответствующий земельный участок заявителем представлен не был.
Государственным регистратором направлен внутриведомственный запрос в ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> с целью предоставления кадастрового паспорта объекта, в ответ на который получено уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был проинформирован о приостановлении государственной регистрации сроком на один месяц (л.д. 75-76). При этом, государственным регистратором указано, что на государственную регистрацию представлены заявления, в которых не указан кадастровый номер земельного участка, доля и вид права, а также не представлен документ, определяющий доли объекта недвижимого имущества, заявленного к регистрации. Кроме того, согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), за заявителем и ФИО4 уже зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный при домовладении по адресу: <адрес>, д. Колычево, <адрес>, иной площади (2500 кв.м.).
Поскольку указанные недостатки не были устранены, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в государственной регистрации права собственности (л.д. 14-16, 72-74). Из соответствующего сообщения следует, что согласно дополнительно представленным документам от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:30:0050110:37. Однако, на земельный участок с кадастровым номером 50:30:0050110:37 в ЕГРП уже зарегистрировано право общей долевой собственности за ФИО4, ФИО2 (по 5/12 долей) и ФИО2 (1/6 доля).
В судебном заседании представители заявителя подтвердили, что земельный участок, площадью 2500 кв.м., границы которого определены на местности, полностью входит в земельный участок, площадью 3000 кв.м., права на который заявлены к регистрации. При этом, работы по формированию земельного участка, площадью 3000 кв.м., не производились, на кадастровом учете он не стоит. Кроме того, заявителем не предпринималось мер по уточнению границ земельного участка, площадью 2500 кв.м., в целях увеличения его площади в соответствии с первичными правоустанавливающими документами, оформленными на наследодателя.
Таким образом, государственный регистратор правомерно отказал в государственной регистрации права собственности ФИО2 на долю земельного участка, площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д. Колычево, <адрес>.
Требований об оспаривании действий уполномоченного органа по регистрации прав заявителя на земельный участок, площадью 2500 кв.м., ФИО2 не заявлялось. Кроме того, срок оспаривания соответствующих действий пропущен.
Необходимо отметить, что отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не препятствует заявителю в уточнении границ принадлежащего ему земельного участка, в том числе в порядке искового судопроизводства с соблюдением правил об исключительной подсудности спора.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что заявление ФИО2 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194, 199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявления ФИО2 об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе в государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ № 30/023/14-73, возложении соответствующей обязанности - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Васильева Ю.О.