О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
и других материалов дела
г. Алдан 25 июня 2019 года
Мировой судья судебного участка № 1 Алданского района РС (Я) Коробкова Н.Н., изучив в порядке подготовки протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица бухгалтера Общества с ограниченной ответственностью «Энергия» - Разинской А.С. и другие материалыдела,
У С Т А Н О В И Л:
<ДАТА2> мировому судье судебного участка №1 Алданского района РС (Я) из Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району РС (Я) поступил вышеуказанный протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица- бухгалтера ООО «Энергия» - Разинской А.С. для рассмотрения по существу.
Из материалов дела установлено, <ДАТА3> государственным налоговым инспектором ИФНС по Алданскому району РС (Я) Чайченко М.И. составлен протокол в отношении Разинской А.С. по ст. 15.5 КоАП РФ, согласно которому ООО «Энергия» предоставил расчет по страховым взносам за 2018 год с нарушением установленного срока. Фактически первичный расчет по страховым взносам <ДАТА> ООО «Энергия» представлен в ИФНС России по <АДРЕС> району по телекоммуникационным каналам связи <ДАТА4>, т.е. с нарушением установленного законодательством срока на 1 неполный месяц, так как срок предоставления расчета по страховым взносам <ДАТА>- не позднее <ДАТА5>
Изучив поступивший в суд протокол и приложенные к нему материалы, судья приходит к выводу о его возвращении вместе с другими материалами дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2, 3 и 5 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Из материалов дела установлено, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 КоАП РФ от <ДАТА3> составлен в отношении Разинской А.С. в её отсутствие, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения Разинской А.С. о факте, времени и месте составления протокола.
Так, в материалах дела имеется уведомление от <ДАТА3> о месте и времени составления протокола, адресованное Разинской А.С., которое направлено по телекоммуникационным каналам связи в ООО «Энергия» <ДАТА3>. Однако, доказательств того, что привлекаемое к административной ответственности лицо - Разинская А.С. лично извещена о времени и месте составления протокола в материалах дела не имеется.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч.4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) привлекаемое к ответственности лицо о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Аналогичная позиция содержится в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 (вопрос N 18). В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторыхвопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Составление протокола об административном правонарушении в отношении лица, надлежаще не извещенного о времени и месте составления протокола, нарушает его процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. Указанные недостатки являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ судья приходит к выводу о возвращении протокола и иных материалов в орган, их составивший.
Должностному лицу необходимо надлежащим образом уведомить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления протокола, предоставить в суд вместе с протоколом доказательства надлежащего извещения привлекаемого лица, явившиеся основанием для составления протокола без его участия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.4, 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
О П Р Е Д Е Л И Л :
Протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - бухгалтера Общества с ограниченной ответственностью «Энергия» - Разинской А.С. - возвратить в Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району РС (Я),- для устранения выявленных нарушений. Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, а также опротестовано прокурором в Алданский районный суд РС (Я) через судебный участок № 1 Алданского района РС (Я) в течении 10 суток со дня вручения или получения определения. Жалоба может быть подана непосредственно в Алданский районныйсуд РС (Я).
Мировой судья Н.Н. Коробкова