Дело № 12-91/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
р.п. Светлый Яр Волгоградской области 15 апреля 2022 г.
Судья Светлоярского районного суда Волгоградской области Моляров А.А.,
рассмотрев жалобу исполняющего обязанности начальника Светлоярского почтампа УФПС Волгоградской области акционерного общества «Почта России» Саенко <данные изъяты> на постановление инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Котельниковскому, Октябрьскому и <адрес>м Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и <адрес>ов <адрес> по пожарному надзору ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Котельниковскому, Октябрьскому и <адрес>м Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и <адрес>ов <адрес> по пожарному надзору ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, Саенко Т.А. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 6 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, исполняющий обязанности начальника Светлоярского почтампа УФПС <адрес> АО «Почта России» Саенко Т.А. обратилась в суд с жалобой на предмет его отмены, просит принять во внимание, что в нарушение п.6 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» решение о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ не направлялось в адрес юридического лица, чем нарушена процедура проведения проверки. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено 15 постановлений по итогам одной проверки, поэтому факты, отраженные в вышеуказанных постановлениях, должны рассматриваться как эпизоды одного нарушения, поскольку допущено одно бездействие.
Саенко Т.А. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала, пояснив, что копию решения о проведении выездной проверки ей, как должностному лицу была вручена ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время предприняты меры к устранению выявленных нарушений, кроме того просила применить наказание в виде предупреждения, ссылаясь на трудное финансовое положение, связанное с нахождением у неё на иждивении ребёнка-инвалида.
Инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Котельниковскому, Октябрьскому и <адрес>м Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственный инспектор Котельниковского, Октябрьского и <адрес>ов <адрес> по пожарному надзору ФИО2 в судебном заседании просила жалобу оставить без удовлетворения, ввиду её необоснованности.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав мнение участвующих в деле лиц, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии со ст. 2 которого законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 5, ч.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
На основании п. 2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
В силу п. 409 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание.
Согласно п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.
В разделе XVIII Правил противопожарного режима установлены требования к инструкции о мерах пожарной безопасности.
Пунктом 392 Правил противопожарного режима установлено, что инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил и нормативных правовых актов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
Из материалов дела усматривается, что, что в период с 14 час. 45 мин. по 15 час. 15 мин. ДД.ММ.ГГГГ и с 12 часов 30 минут по 13 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о проведении выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Котельниковскому, Октябрьскому и <адрес>м Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО2 проведена выездная проверка в отношении зданий и помещений АО «Почта России», расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе данной проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Так, не обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационный выход №, в нарушение п. 2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
На указанном объекте допущено размещение огнетушителей без специальных подставок из негорючего материала, исключающего падение или опрокидывание, в нарушение п. 409 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Не отражена информация в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, в нарушение требований п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Кроме того, на объекте не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, указанными в разделе XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
В помещении в месте установки приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации не обеспечено наличие информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации, не указана группа контролируемых помещений для безадресных систем пожарной сигнализации, в нарушение п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данные факты были установлены и подтверждаются представленными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, журналом регистрации работ и ППР систем пожарной автоматики, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, актом выездной плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, требованием о предоставлении необходимых и (или) имеющих значение документов, сведений, а также решением о проведении выездной проверки.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
Согласно приказу УФПС <адрес> АО «Почта России» № от ДД.ММ.ГГГГ на Саенко Т.А. возложено исполнение обязанностей начальника Светлоярского почтампа. Следовательно, Саенко Т.А. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлением инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Котельниковскому, Октябрьскому и <адрес>м Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и <адрес>ов <адрес> по пожарному надзору ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, Саенко Т.А. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 6 000 руб.
С учетом исследованных доказательств, судья приходит к выводу, что должностным лицом по пожарному надзору правильно установлены фактические обстоятельства дела, и должностное лицо обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Довод Саенко Т.А. о том, что решение о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ не направлялось в адрес юридического лица, суд не принимает вол внимание, так как он не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы, а кроме того опровергается пояснениями Саенко Т.А., которая указала, что копию решения была получена ДД.ММ.ГГГГ
Вопреки доводам жалобы, оснований для применения положений ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имелось. Утверждение заявителя о том, что она незаконно несколько раз привлечена к административной ответственности за одно и тоже правонарушение по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, не нашли своего подтверждения.
В соответствии со ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1). При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2).
В данном случае каждое из совершенных Саенко Т.А. деяний содержит самостоятельный оконченный состав правонарушения. Доказательств того, что Саенко Т.А ранее привлекалась по тем же основаниям к административной ответственности, не представлено.
Судья приходит к выводу, что оснований для отмены решения должностного лица пожарного надзора, в том числе, по доводам жалобы, не имеется, поскольку виновность должностного лица нашла своё подтверждение.
Вместе с тем, судья считает необходимым изменить обжалуемое постановление в части назначенного наказания по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ на объекте ОПС, расположенном по адресу: <адрес>, проведены работы по устранению выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ произведено техническое обслуживание автоматических систем охранно-пожарной тревожной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание тяжесть содеянного, отсутствие тяжких последствий в результате совершения административного правонарушения, привлечение к административной ответственности впервые, а также наличие у Саенко Т.А. на иждивении ребёнка-инвалида с детства, считаю возможным изменить вид назначенного наказания и назначить исполняющему обязанности начальника Светлоярского почтампа УФПС <адрес> Саенко Т.А. наказание в виде предупреждения, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Таким образом, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Котельниковскому, Октябрьскому и <адрес>м Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и <адрес>ов <адрес> по пожарному надзору ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении исполняющего обязанности начальника Светлоярского почтампа УФПС <адрес> Саенко Т.А. подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу исполняющего обязанности начальника Светлоярского почтампа УФПС <адрес> акционерного общества «Почта России» Саенко <данные изъяты> на постановление инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Котельниковскому, Октябрьскому и <адрес>м Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и <адрес>ов <адрес> по пожарному надзору ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - удовлетворить частично.
Постановление инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Котельниковскому, Октябрьскому и <адрес>м Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и <адрес>ов <адрес> по пожарному надзору ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении исполняющего обязанности Светлоярского почтампа УФПС <адрес> Саенко <данные изъяты> – изменить, назначить исполняющему обязанности Светлоярского почтампа УФПС <адрес> Саенко <данные изъяты> наказание по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде предупреждение.
В остальной части постановление инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Котельниковскому, Октябрьскому и <адрес>м Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> – государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и <адрес>ов <адрес> по пожарному надзору ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, а жалобу Саенко <данные изъяты> - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня вручения его копии.
Судья А.А. Моляров