Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-66/2024 от 02.04.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2024 года дело № 11-66/2024

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шарипкуловой А.Ф.,

при секретаре судебного заседания Исмагиловой А.Р.

с участием ответчика Мухаметзянова З.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ на решение мирового судьи судебного участка №7 по Калининскому району г.Уфы РБ от 31 июля 2023 года по гражданскому делу по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ к Мухаметзянову З. Ф. о взыскании неосновательного обогащения,

                        установил:

    Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ обратилось в суд с иском к Мухаметзянову З. Ф. о взыскании неосновательного обогащения, о взыскании излишне уплаченной суммы компенсационной выплаты в размере 2760 рублей. В обоснование требований пенсионным органом указано, что Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее по тексту ОПФ РФ по РБ) обратилось в суд с иском к Мухаметзянову З.Ф. о взыскании незаконно полученных сумм, обосновав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Мухаметзянову З.Ф. была назначена компенсационная выплата, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами". Мухаметзянову З.Ф. было письменно разъяснено о необходимости безотлагательно извещать Пенсионный Фонд о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты компенсаций, в том числе о факте своего трудоустройства. В ходе проверки установлено, что Мухаметзянов официально был трудоустроен с ДД.ММ.ГГГГ по 31.08.2021г., о чем свидетельствует выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, что было выявлено ДД.ММ.ГГГГ В результате того, что Мухаметзянов своевременно не сообщил об основаниях прекращения начисления компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произошла переплата в размере 2 760 руб. которую просит взыскать с ответчика.

    Решением мирового судьи судебного участка 3 1 по Калининскому району г.Уфы от 31.07.2023 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель истца подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Представитель истца в судебное заседание суда апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явились. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Ответчик Мухаметзянов З.Ф. как у мирового судьи, так и в суде апелляционной инстанции пояснил, что с Вильдангировой Р.С. у него нет никаких родственных связей. При постановке на учет в качестве безработного ему было предложено осуществлять уход за престарелой женщиной, которую он ранее не знал. Поскольку это способствовало накоплению трудового стажа для назначения пенсии, он согласился. Денежные средства по уходу за Вильдангировой Р.С. ему ни истец, ни сама Вильдангирова В.С. не перечисляли. В 2021 году он пришел в Пенсионный фонд и сообщил о том, что трудоустроился. Работник Пенсионного фонда сделала пометку в компьютере и он ушел. Через два года ОПФ обратился к нему с настоящим иском. Поскольку никаких денег он не получал, полагает, что на его стороне не возникло неосновательного обогащения.

Заслушав ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд приходит к следующему

Конституция Российской Федерации в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С целью усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет с ДД.ММ.ГГГГ установлены ежемесячные компенсационные выплаты.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 порядок осуществления таких выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года N 343 (далее по тексту - Правила).

В силу пункта 3 Правил компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Мухаметзянов З.Ф. обратилась в УПФР в Калининском районе г.Уфы с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, ссылаясь на то, что осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет, - Вильдангирой Р.С. (л.д. 10-11).

На основании решения ОПФ от ДД.ММ.ГГГГ Мухаметзянову З.Ф. назначена ежемесячная выплата как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином Вильдангировой Р.С., с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1380 рублей на период осуществления ухода. Выплату производить к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину Вильдангировой Р.С.

Согласно сведениям о трудовой деятельности, предоставляемых из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ Мухаметзянов З.Ф. на основании приказа -ПР от ДД.ММ.ГГГГ трудоустроен охранником АСЗ

Из представленного ГУ ОПФРФ по РБ расчета переплаты следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ года переплата составила 2760 рублей (л.д.8). Указанные денежные средств перечислены Вильдангировой Р.С.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм компенсационной выплаты лицами, осуществляющими уход за престарелыми гражданами, достигшими возраста 80 лет.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" были установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 1 названного Указа).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" Правительством Российской Федерации принято постановление от 4 июня 2007 года N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" (далее - Правила). Пунктом 2 названного постановления определено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.

В соответствии с пунктом 2 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил).

Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (пункт 5 Правил).

Пунктом 6 Правил определен перечень документов, необходимых для назначения компенсационной выплаты, в который в том числе входят: справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице.

При этом, названные документы (справку органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справку (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице) согласно пункту 6(1) Правил орган, осуществляющий выплату пенсии, запрашивает у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия и не вправе требовать их от лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами. Лицо, осуществляющее уход, вправе представить такие документы (сведения) по собственной инициативе.

Заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для представления документами рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема (абзац первый пункта 7 Правил).

Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату. В случае, если к заявлениям приложены не все необходимые для представления документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснения о том, какие документы оно должно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления (пункт 8 Правил).

В пункте 9 Правил перечислены случаи прекращения осуществления компенсационной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.

В числе этих случаев - выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт "д" пункта 9 Правил).

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (пункт 10 Правил).

Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил (пункт 11 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, к числу которых относятся престарелые граждане, достигшие возраста 80 лет. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении компенсационной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении компенсационной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.

Основанием для прекращения компенсационной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

Между тем, истец при обращении в суд с иском не учел, что излишне выплаченные Мухаметзянову З.Ф. суммы компенсационной выплаты, фактически были получены Вильдангировой В.С. и в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны

Между тем, требования иска заявлены лишь к Мухаметзянову З.Ф., который фактически указанные денежные средства не получал. При этом обратного истцом не доказано.

Более того, вопреки положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено надлежащих доказательств тому, что при приеме документов Мухаметзянова З.Ф. ему были разъяснен порядок уведомления о трудоустройстве.

Бланк заявления лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным гражданином, о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, составленный сотрудником истца и подписанный Мухаметзяновым З.Ф., хоть и содержит ссылку на обязанность такого лица в течение пяти дней извещать пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе о выполнении нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. Однако, порядок и форму выполнения такой обязанности не разъясняет, ссылку на обязанность лица, осуществляющего уход, сообщать о своем трудоустройстве в письменном виде не содержит.

Материалами дела также не установлено, что ежемесячная компенсационная выплата при фактическом получении ее Вильдангировой В.С. в полном объеме передавалась Мухаметзянову З.Ф.

На основании изложенного, суд полагает, что решение мирового судьи от 31.07.2023 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, мировой судья с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 326- 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

Решение мирового судьи судебного участка №7 по Калининскому району г.Уфы РБ от 31 июля 2023 года по гражданскому делу по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ к Мухаметзянову З. Ф. о взыскании неосновательного обогащения, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

    

    Судья:                            Шарипкулова А.Ф.

11-66/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан
Ответчики
Мухаметзянов Зуфар Фаритович
Суд
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Шарипкулова А.Ф.
Дело на странице суда
kalininsky--bkr.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация поступившей жалобы (представления)
02.04.2024Передача материалов дела судье
05.04.2024Вынесено определение о назначении судебного заседания
14.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее