дело № 2-92/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2024 года с. Караидель
Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахретдиновой Е.Н., при секретаре Хусаеновой Ф.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Караидельского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по строительству очистных сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Караидельского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан, в котором просит обязать Администрацию муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан организовать работы по строительству и обеспечить ввод в эксплуатацию очистные сооружения на территории муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан, в течение 3 лет со дня вступления решения в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Караидельского района проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического и природного законодательства в сфере обращения с жидкими бытовыми отходами, водоотведения в Администрации МР Караидельский район РБ, в ходе которой установлено, что очистные сооружения на территории Караидельского района отсутствуют.
Истец считает, что ответчиком меры по организации водоотведения не принимались, жидкие бытовые отходы сливаются в непредназначенные для этого места, что негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке на территории района.
По данному факту прокуратурой района внесено представление, однако мер, направленных на устранение вышеназванных нарушений, ответчиком не принято.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Прокурор Караидельского района Республики Башкортостан Амантаев Р.Р. просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МР Караидельский район РБ Гильванова Э.С. исковые требования признала, просила продлить срок исполнения требований истца.
Представители третьих лиц Министерства природопользования и экологии РБ, Управление Роспотребнадзора по РБ, Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела надлежащим образом извещены.
Руководствуясь нормами ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Изучив в совокупности представленные материалы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Нормами статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3).
Согласно п. 18 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», (далее Правила) утвержденных ПостановлениемГлавного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. N 3, в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
Согласно п. 23 Правил удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к одному из которых относится ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с частью 1 статьи 7 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Обязанность по организации в границах поселения водоотведения возложена на органы местного самоуправления п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Согласно статьей 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения возложена, в том числе, на органы местного самоуправления за счет собственных средств.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Караидельского района РБ ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки санитарно-эпидемиологического и природного законодательства в сфере обращения с жидкими бытовыми отходами внесено представление в адрес администрации МР Караидельского района РБ о принятии мер по устранению выявленных нарушений. Организация пунктов накопления бытовых отходов, предусмотренных п.18 правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
Между тем требования, изложенные в указанном представлении, не исполнены.
Доказательств того, что на территории МР Караидельский район РБ принимаются меры по организации водоотведения ответчиком не представлено, жидкие бытовые отходы сливаются в непредназначенные для этого места, что негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке на территории района.
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о том, что утилизация жидких бытовых отходов производится с нарушением порядка, предусмотренного действующими нормами санитарно-эпидемиологического законодательства.
В связи с тем, что факт нарушения пункта 18 СанПиН 2.1.3684-21, согласно которому в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных, нашел свое подтверждение, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по организации работы по строительству и обеспечить ввод в эксплуатацию очистных сооружений на территории района.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Учитывая конкретные действия, которые суд обязал ответчика совершить, и объем мероприятий требующий значительных временных и финансовых затрат, необходимых для их совершения, суд полагает необходимым установить срок для его исполнения продолжительностью в 3 года
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
обязать Администрацию муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан организовать работы по строительству и обеспечить ввод в эксплуатацию очистные сооружения на территории муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан в течение 3 лет со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Е.Н. Фахретдинова