Дело № 4 - 261 / 2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
пос. Поназырево 20 декабря 2019 годаМировой судья судебного участка № 46 Шарьинского судебного района Костромскойобласти Зонов С.А.,
с участием:
помощника прокурора Поназыревского района Округина А.Н.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, то есть Морозовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка № 46 Шарьинского судебного района Костромской области по адресу: Костромская область, Поназыревский район, пос. Поназырево, ул. Северо-Вокзальная, д.26,административный материал в отношении
Морозовой Ирины Владимировны, <ДАТА> рождения, уроженки п. <АДРЕС> района <АДРЕС> области, <ОБЕЗЛИЧЕНО>), зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, <АДРЕС>,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.2 КоАП РФ,
установил:
Как следует из постановления прокурора Поназыревского района о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА> прокуратурой Поназыревского района в период с <ДАТА> по <ДАТА> проведена проверка исполнения законодательства об образовании, в том числе в части защиты прав инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, в деятельности МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1», юридический адрес: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, п. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, в ходе которой выявлены нарушения.
Установлено, что в соответствии с лицензией <НОМЕР> от <ДАТА> МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1» осуществляет деятельность по дошкольному образованию.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего общего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Статьей 26 Всеобщей декларации прав человека определено, что каждый человек имеет право на образование. При этом образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Право гражданина на образование - это право на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Кроме того, Министерством образования Российской Федерации разработана Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) (письмо Минобразования от <ДАТА> <НОМЕР>).
В данной Концепции отмечено, что каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от <ДАТА> <НОМЕР>-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В соответствии с п. 4 Приказа Минобрнауки России от <ДАТА> <НОМЕР> «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и представляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от <ДАТА> <НОМЕР>-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социально, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункт 6).
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от <ДАТА> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В силу пункта 1 статьи 91 Федерального закона от <ДАТА> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Административная деятельность по ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Подпунктом 40 пункта 12 Федерального закона от <ДАТА> <НОМЕР> «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляющими частными) образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <ДАТА> <НОМЕР> лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.
В ходе проверки прокуратуры Поназыревского района установлено, что в нарушение требований федерального законодательства о доступности образования для инвалидов, детей с ограниченными возможностями на здании МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1» (<АДРЕС> область, п. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, <АДРЕС> отсутствует вывеска с названием образовательной организации, графиком работы, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.2 КоАП РФ, заключается в осуществлении образовательной деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Субъектами данного административного правонарушения являются, в том числе, должностные лица.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом заместителя главы администрации Поназыревского муниципального района - начальника отдела ОКМСиТ от <ДАТА> <НОМЕР> заведующим МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1» назначена Морозова Ирина Владимировна.
Согласно п. 4.2, 4.2.3 Устава МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1», утвержденного постановлением администрации Поназыревского муниципального района от <ДАТА> <НОМЕР>, единоличным исполнительным органом Учреждения является заведующий, к компетенции которого относится осуществление текущего руководства его деятельностью.
Заведующий МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1» не приняла соответствующих и достаточных мер для недопущения вышеуказанных нарушений.
По мнению прокурора Поназыревского района, изложенному в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА>, в деянии заведующего МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1» Морозовой И.В. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.2 КоАП РФ, - осуществление деятельности, не связанной извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Помощник прокурора Поназыревского района Округин А.Н. в судебном заседании поддержал изложенные в постановлении прокурора Поназыревского района о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА> обстоятельства, заявил, что исследованными в судебном заседании доказательствами установлено наличие в деянии заведующего МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1» Морозовой И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.2 КоАП РФ, не настаивал на строгом административном наказании Морозовой И.В.
Морозова И.В., признав вину в совершении административного правонарушения, пояснила, что МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1» не оборудовано вывеской с названием образовательной организации, графиком работы, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, при этом МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1» не посещают дети и лица, нуждающиеся по состоянию своего здоровья в наличии такой вывески. Стоимость одной такой вывески составляет от 3600 дол 9000 рублей, необходимо две вывески. Подготовлен проект договора поставки таких вывесок, срок поставки которых составляет порядка 25 дней.
Помимо признания, вина Морозовой И.В. в совершении правонарушения подтверждается следующими исследованными в судебном заседании письменными доказательствами:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении прокурора Поназыревского района от <ДАТА>;
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц;
- копией устава муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Поназыревского детского сада № 1 Поназыревского муниципального района Костромской области;
- копией выписки из приказа заместителя главы администрации-начальника отдела ОКМСиТ <НОМЕР> от <ДАТА>г. «О приеме на работу».
Анализ установленных в судебном заседании доказательств позволяет сделать следующие выводы.
Министерством образования Российской Федерации разработана Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), имеющая нормативный характер и поэтому обязательная для исполнения.
Оборудование МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1» вывеской с названием образовательной организации, графиком работы, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, является общеобязательным требованием, доказательством необходимого уровня материально-технического обеспечения образовательной деятельности, степенью оборудования помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.
Обязанность обеспечения наличия указанной выше вывески возложена на заведующего МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1» Морозову И.В. вне зависимости от наличия либо от отсутствия в числе посещающих МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1» лиц и детей, нуждающиеся по состоянию своего здоровья в наличии такой вывески.
В деянии Морозовой И.В. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.20 ч.2 КоАП РФ, то есть осуществление деятельности, не связанной извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В связи с тем, что совершенное Морозовой И.В. правонарушение непосредственно связано с исполнением ею обязанностей заведующего МКДОУ «Поназыревский детский сад № 1», Морозова И.В. подлежит административной ответственности как должностное лицо в соответствии с Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Морозовой И.В. в соответствии с ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ, признаются признание вины, принятие мер до начала судебного заседания по рассмотрению дела об административном правонарушении по существу по устранению нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Морозовой И.В. в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Мировой судья приходит к выводу, что с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, наличия совокупности смягчающих административную ответственность Морозовой И.В. обстоятельств, отсутствия отягчающих административную ответственность Морозовой И.В. обстоятельств, характера, степени вины и отношения к содеянному Морозовой И.В. необходимо назначить административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст.ст. 19.20 ч.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
Назначить Морозовой Ирине Владимировне наказание по ст. 19.20 ч.2 КоАП РФ в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Шарьинский районный суд Костромской области через мирового судью судебного участка № 46 Шарьинского судебного района Костромскойобласти.
Мировой судья судебного участка № 46
Шарьинского судебного района Костромскойобласти С.А. Зонов