23 января 2020 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Крупяковой А.В. на постановление заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике № 566/02 от 14 ноября 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Чебоксары,
установил:
постановлением заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике № 566/02 от 14 ноября 2019 года администрации г. Чебоксары признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2019 года постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, защитник Крупякова А.В. подала жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике № 566/02 от 14 ноября 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2019 года отменить. В обоснование жалобы указывает, что исполнение судебного решения невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики могут расцениваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. Считает, что администрацией г. Чебоксары предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов – объявлены аукционы в электронной форме на приобретение объектов, предоставление квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, заслушав защитника администрации г. Чебоксары Николаева Д.О., поддержавшего жалобу, мнение представителя УФССП России по Чувашской Республике Ивановой Т.В. об оставлении постановления и решения без изменения, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Из материалов дела следует, что в производстве Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике в отношении администрации г. Чебоксары находится исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г. Чебоксары Чувашской Республики во исполнение вступившего 23 февраля 2019 года в законную силу решения этого же суда, которым на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность предоставить ФИО благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
О возбуждении исполнительного производства в отношении администрации г. Чебоксары должнику было известно.
Администрация г. Чебоксары в срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа не исполнило, в связи с чем 28 августа 2019 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
29 августа 2019 года в рамках указанного исполнительного производства администрации г. Чебоксары вручено требование об исполнении вышеуказанного решения суда в срок до 10 сентября 2019 года, о чем предложено сообщить судебному приставу – исполнителю в срок до 11 сентября 2019 года. В данном требовании администрация г. Чебоксары предупреждена об административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Администрация г. Чебоксары в период с 30 августа 2019 года по 10 сентября 2019 года требование исполнительного документа не исполнила, в связи с чем 31 октября 2019 года в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, актом об обнаружении правонарушения от 31 октября 2019 года, требованием от 29 августа 2019 года, копией исполнительного листа серии № от 21 января 2019 года, копией постановления о возбуждении исполнительного производства от 28 февраля 2019 года и другими представленными в материалы дела доказательствами.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом отдела судебных приставов и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
На основании имеющихся в деле доказательств в их совокупности в постановлении должностного лица и решении судьи сделан обоснованный вывод о виновности администрации г. Чебоксары в нарушении требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», и действия администрации правильно квалифицированы по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях администрации г. Чебоксары состава вмененного административного правонарушения подлежат отклонению.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не относятся.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Должностное лицо отдела судебных приставов и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Недостаточное финансирование и необходимость соблюдения процедуры осуществления закупок для государственных нужд не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставиться в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Так как наличие объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено, постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется, при этом при производстве по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений не допущено.
Ссылка защитника администрации г. Чебоксары на решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 октября 2019 года, которым администрация г. Чебоксары освобождена от исполнительского сбора по постановлению № судебного пристава-исполнителя от 29 августа 2019 года в рамках исполнительного производства № возбужденного 28 февраля 2019 года о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности предоставить ФИО благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам не не может повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, поскольку не исключает состава вмененного административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике № 592/02 от 19 ноября 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Чебоксары оставить без изменения, жалобу защитника Крупяковой А.В. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев