ПОСТАНОВЛЕНИЕ
По делу №5-1021 об административном правонарушении
«22» ноября 2011г. г.о. Новокуйбышевск
Мировой судья судебного участка № 68 Самарской области А.В.Кузькин
с участием представителя ГЖИ Самарской области (ФИО)1
представителя МИФНС России №16 по Самарской области (ФИО)2
рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении Межрайонной инспекции ФНС России №16 по Самарской области, юридический адрес: <АДРЕС>
УСТАНОВИЛ:
К мировому судье поступил административный материал в отношении Межрайонной инспекции ФНС России №16 по Самарской области по ст.19.7 КоАП РФ.
Из описательной части протокола видно, что государственным жилищным инспектором Самарской области ведущим специалистом управления (ФИО)1 составлен административный протокол <НОМЕР> от <ДАТА2> вменив в вину Межрайонной инспекции ФНС России №16 по Самарской области, то что <ДАТА3> в 15.00 ч. по адресу: <АДРЕС> не представила в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, явившегося результатом его бездействия, о чем свидетельствует следующее: <ДАТА4> в государственную жилищную инспекцию Самарской области поступило обращение жителя дома <НОМЕР> (вх. <НОМЕР> от <ДАТА4>) по вопросу правомерности избрания председателя правления <ОБЕЗЛИЧИНО> правомерности принятия решения о выборе способа управления - управление управляющей организацией, а также правомерности заключения договора управления.
По обращению жителей дома <НОМЕР> в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора за соблюдением обязательных требований, установленных жилищным законодательством, посредством организации и проведения по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверок правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, заключения договора управления (пункт 2 часть 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ), государственной жилищной инспекцией Самарской области в отношении <ОБЕЗЛИЧИНО> проводилась внеплановая документарная проверка правомерности избрания председателя правления <ОБЕЗЛИЧИНО> правомерности принятия решения о выборе способа управления - управление управляющей организацией, а также правомерности заключения договора управления.
Порядок проведения внеплановой проверки регулируется Федеральным Законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ).
В соответствии с положениями ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ проверка в отношении <ОБЕЗЛИЧИНО> проводилась на основании распоряжения и.о. руководителя государственной жилищной инспекции (ФИО)3 от <ДАТА7> <НОМЕР>.
Согласно ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. Уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в указанной сфере является государственная жилищная инспекция Самарской области согласно Положению о государственной жилищной инспекции Самарской области, принятому постановлением Правительства Самарской области от 21.12.2005 №156.
Ч. 4 ст. 20 ЖК РФ в качестве предмета проверки указывает соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 5. ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований, по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, согласно ч. 3 ст. 20 ЖК РФ применяются положения федерального закона.
Ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определяет предмет документарной проверки -сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Согласно ч. 11 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 Ы294-ФЗ при проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с указанными нормами действующего законодательства Российской Федерации в адрес межрайонной инспекции ФНС России №16 по Самарской области направлен запрос (исх. <НОМЕР> от <ДАТА9>) о предоставлении в жилищную инспекцию необходимых для проведения проверки информации и документов:
1) копию устава <ОБЕЗЛИЧИНО>
Согласно ч. 5 ст. 11 ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Конечный срок направления документов, запрашиваемых у межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области истек <ДАТА10>, запрашиваемые документы в государственную жилищную инспекцию Самарской области не представлены.
Таким образом, юридическим лицом - межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, и представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме.
Представитель МИФНС России №16 по Самарской области действующая по доверенности от <ДАТА11> (ФИО)2 в судебном заседании пояснила, что МИ ФНС России № 16 по Самарской области не согласна с протоколом <НОМЕР> от <ДАТА12> составленным ГЖИ Самарской области по следующим основаниям: <ДАТА13> в Инспекцию поступил запрос от <ДАТА14> <НОМЕР>, в котором ГЖИ Самарской области просила предоставить устав <ОБЕЗЛИЧИНО> При проверке соблюдения п. 2 ст. 7 ФЗ от 08.08.2011г. № 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей» Инспекцией было установлено, что Государственной жилищной инспекцией Самарской области не уплачена государственная пошлина, за предоставление запрашиваемого документа. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, а также сведений о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно пункту 1 статьи 7 названного Закона предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами.
В случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам (пункт 2 указанной статьи).
Порядок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений, в том числе случаи и порядок бесплатного предоставления сведений, установлен Правилами ведения Единого государственного реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438.
Из пункта 22 Правил ведения Единого государственного реестра следует, что содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу бесплатно: органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Право на бесплатное получение информации из государственного реестра имеют органы государственной власти в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами и подзаконными нормативными актами.
Таким образом, у Инспекции отсутствовали основания для предоставления устава <ОБЕЗЛИЧИНО> на безвозмездной основе, поскольку нормативно правовыми актами Правительства РФ не установлена обязанность на бесплатное предоставление сведений в адрес Государственной жилищной инспекции. Кроме того, считаем, что ГЖИ Самарской области нарушена процедура привлечения к административной ответственности, по следующим основаниям: Уведомлением от <ДАТА18> <НОМЕР> представители Инспекции вызывались в ГЖИ Самарской области на <ДАТА19> на 16 час. для составления протокола. Указанное уведомление Инспекцией получено <ДАТА2> о чем свидетельствует штамп на уведомлении свидетельствующий о принятии документа для регистрации (вход <НОМЕР>). Протокол же составлен <ДАТА2>
Из данного уведомления не ясна причина вызова Инспекции. Причина вызова представителя Инспекции стала понятна лишь из протокола <НОМЕР> от <ДАТА2> составленного ГЖИ Самарской области. Таким образом Инспекция считает, что ГЖИ Самарской области ущемило Инспекцию в правах оговоренных в главе 25 КоАП РФ. В соответствии с указанными обстоятельствами МИ ФНС России № 16 по Самарской области. Просит: прекратить административное производство по административному протоколу <НОМЕР> от <ДАТА2>, в связи с отсутствием в действиях Инспекции состава и события административного правонарушения установленного ст. 24.5 КоАП РФ.
Государственный жилищный инспектор Самарской области ведущий специалист управления (ФИО)1 в судебном заседании пояснила, что Федеральными законами от 04.06.2011г. №123-Ф3, от 18.07.2011г. №242-ФЗ на органы исполнительной власти возложены полномочия по осуществлению регионального жилищного надзора за соблюдением обязательных требований, установленных жилищным законодательством, посредством организации и проведения по заявлениям собственников помещений.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о государственной
жилищной инспекции Самарской области, принятого постановлением
Правительства Самарской области от 21.12.2005 №156, государственная
жилищная инспекция Самарской области (далее - жилищная инспекция)
является органом исполнительной власти Самарской области,
осуществляющим региональный государственный жилищный надзор за
соблюдением органами государственной власти, органами местного
самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В жилищную инспекцию <ДАТА22> поступило обращение собственника помещения многоквартирного дома <НОМЕР> вопросам
правомерности избрания председателя правления <ОБЕЗЛИЧИНО> правомерности принятия решения о выборе способа управления-управление управляющей организацией, правомерности заключения договора управления.
В соответствии с ч. 5. ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
Согласно ч. 11 ст.11Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ при проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального Закона РФ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязан был в течение 15 дней представить документы, необходимые для рассмотрения обращения.
Вместе с тем, согласно пунктам 4, 6, 7 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного приказом МНС РФ от 03.03.2003г. №БГ-3-28/96, запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.
Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.
Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение Федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации.
Обоснованием запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных Федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию.
В ходе проведения проверки в адрес межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области был направлен запрос заказным письмом с уведомлением (<НОМЕР> от <ДАТА25>) о предоставлении необходимых для проверки документов, оформленный надлежащим образом в соответствии с вышеуказанным Порядком.
Указанный запрос получен межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области <ДАТА26>, что подтверждается почтовым уведомлением <НОМЕР>.
Однако запрашиваемая информация в нарушение вышеуказанных положений законодательства в жилищную инспекцию, в установленный законом срок не поступила.
Кроме того, <ДАТА27> в жилищную инспекцию поступил ответ на запрос (исх. <НОМЕР> от <ДАТА28>) из межрайонной ИФНС №16 по Самарской области об отказе в предоставлении запрашиваемых документов, необходимых для объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения поступившего от жителя дома <НОМЕР>.
Межрайонная ИФНС №16 по Самарской области полагает, что сведения об ином юридическом лице не могут быть представлены жилищной инспекции на безвозмездной основе, поскольку, по их мнению, федеральными законами и нормативно правовыми актами Правительства РФ не установлено право жилищной инспекции на безвозмездное получение вышеуказанных сведений.
В дополнение к указанной информации, межрайонная ИФНС №16 по Самарской области предложено жилищной инспекции внести плату за предоставление запрашиваемых документов в размере 200 руб. за каждый документ, а в случае срочного предоставления необходимой информации, в размере 400 руб.
Специалистом жилищной инспекции в адрес межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области было направлено уведомление на составление протокола (<НОМЕР> от <ДАТА29>), об административном правонарушении на <ДАТА30> на 16:00. В этот же день с жилищной инспекцией связался представитель межрайонной ИФНС России №16 (ФИО)2 и пояснила в телефонном разговоре, что уведомление о составлении протокола было получено ИФНС России №16 в день его составления, в связи с территориальной отдаленностью (г. Новокуйбышевск и г. Самара) представитель ИФНС России №16 не имел возможности лично присутствовать на момент составления протокола, просила перенести дату составления протокола.
Жилищной инспекцией в связи с вышеуказанной просьбой представителя ИФНС России №16 (ФИО)2, дата составления протокола об административном правонарушении была перенесена на <ДАТА12>, о чем ИФНС России №16 была уведомлена путем факсимильной связи, что подтверждается отчетом об отправки, кроме того, ИФНС России №16 не отрицает факт получения вышеуказанного уведомления.
Однако <ДАТА12> в 16:00 представитель инспекции ФНС России №16 также не явился.
Вместе с тем, впоследствии в жилищную инспекцию вернулось почтовое уведомление <НОМЕР>, согласно которому ИФНС России <ДАТА31> было вручено вышеуказанное уведомление о составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, специалистом жилищной инспекции в отношении межрайонной ИФНС России №16 по Самарской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При рассмотрении дела по существу не была установлена вина юридического лица МИ ФНС №16 по Самарской области во вменяемом правонарушении, так как во-первых у Инспекции отсутствовали основания для предоставления устава <ОБЕЗЛИЧИНО> на безвозмездной основе, поскольку нормативно правовыми актами Правительства РФ не установлена обязанность на бесплатное предоставление сведений в адрес Государственной жилищной инспекции. Во-вторых ГЖИ Самарской области нарушена процедура привлечения к административной ответственности, по следующим основаниям: Уведомлением от <ДАТА18> <НОМЕР> представители Инспекции вызывались в ГЖИ Самарской области на <ДАТА19> на 16 час. для составления протокола. Указанное уведомление Инспекцией получено <ДАТА2> о чем свидетельствует штамп на уведомлении свидетельствующий о принятии документа для регистрации (вход <НОМЕР>). Протокол же составлен <ДАТА2> Из данного уведомления не ясна причина вызова Инспекции. Причина вызова представителя Инспекции стала понятна лишь из протокола <НОМЕР> от <ДАТА2> составленного ГЖИ Самарской области.
Учитывая вышеуказанное, мировой судья считает, что в действиях МИ ФНС №16 по Самарской области в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ «отсутствует состав административного правонарушения, и производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 24.5 ч. 1 п.2, 29.9; 29.10; 29.11; 30.1 КоАП РФ, мировой судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить административное производство по ст.19.7 КоАПРФ в отношении юридического лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения на основании ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Федеральный суд г. Новокуйбышевска в течение 10 суток через мирового судью.
Мировой судья А.В. Кузькин