Дело №2-6586/2023
УИД: 50RS0031-01-2023-006865-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2023 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Кетовой Л.С.,
при секретаре Игнатовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Росгвардии по г. Москве к ФИО2 о прекращении права собственности на имущество,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о прекращении права собственности на огнестрельное оружие ограниченного поражения ..... обращении указанного оружия в государственную собственность и принятии решения о его безвозмездном уничтожении (утилизации) в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии РФ.
В обоснование иска указано, что ФИО2 в соответствии с выданным Отделом лицензионно-разрешительной работы по АДРЕС ГУ Росгвардии по МО ДД.ММ.ГГГГ. разрешением №, является владельцем огнестрельного оружия ограниченного поражения ....., №, ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с нарушением требований ч.10 ст. 13 ФЗ от 07.06.2013г. принадлежащее ФИО2 огнестрельного оружия ограниченного поражения ..... было изъято сотрудником отдела лицензионно-разрешительной работы по Восточному административному округу ГУ Росгвардии по АДРЕС, под личную подпись владельца и помещено на ответственное хранение в КХО дежурной части Отдела МВД России по району Новокосино АДРЕС – квитанция №. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ФИО2 отделом было направлено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об оружии до ДД.ММ.ГГГГ. путем предоставления необходимых документов для получения разрешения, либо принятии решения о добровольном отказе от оружия в установленном законом порядке – предписание №. ДД.ММ.ГГГГ. в лицензионно-разрешительный отдел, а именно в отдел лицензионно-разрешительной работы по АДРЕС ГУ Росгвардии по МО, по месту регистрации изъятого оружия, а также по месту жительства владельца оружия был направлен запрос о необходимости принятия мер в отношении изъятого оружия. Однако, согласно базе данных сервиса централизованного учета оружия Росгвардии, до настоящего времени ФИО2 в отдел по месту жительства с каким-либо заявлением о получении разрешительных документов на оружие или о (оружия) отчуждении в установленном порядке не обращался. Бездействие ФИО2 в отношении принадлежащего ему оружия расценивается как его отказ от права собственности на данное движимое имущество. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным, истец был вынужден обратиться в суд.
Представитель истца ГУ Росгвардии по АДРЕС в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик: ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен, обратился с ходатайством о признании исковых требований.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, к извещению которых судом принимались надлежащие меры.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Одно из таких оснований предусмотрено ст. 238 ГК РФ, согласно которой если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Статьей 9 Федерального Закона Российской Федерации от 03 июля 2016 г. N 226 "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" установлено, что Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия (п. 16).
Правоотношения, возникающие при обороте оружия, боеприпасов и патронов к оружию на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13.12.1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", положения которого, как следует из его преамбулы, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, охотничьего оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Граждане Российской Федерации, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами в местах традиционного проживания, а также граждане, занимающиеся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, и работники юридических лиц с особыми уставными задачами имеют право приобретать охотничье оружие по достижении возраста 18 лет. Право на приобретение газового оружия, спортивного оружия, охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом для занятий спортом, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет".
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. В рамках контроля за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации не проводится проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемый вид деятельности, указанный в пункте 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Проверка соблюдения указанных лицензионных требований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В соответствии с абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится в случае нарушения гражданами правил хранения грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.
Исходя из системного толкования положений п.2 ст. 129 ГК РФ, ст.13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, то есть может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является владельцем огнестрельного оружия ограниченного поражения ..... в соответствии с выданным разрешением на хранение и ношения охотничьего, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему ......, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 14).
В связи с нарушением требований ч.10 ст.13 ФЗ от 07.06.2013 №108-ФЗ, указа Президента РФ от 09.05.2017г. №202, принадлежащее ФИО2 огнестрельное оружие ограниченного поражения ..... и ..... были изъяты сотрудником отдела лицензионно-разрешительной работы по Восточному административному округу ГУ Росгвардии по АДРЕС, под личную подпись ФИО2 (л.д.11-12).
Оружие помещено на хранение в КХО дежурной части Отдела МВД России по району Новокосино АДРЕС – квитанция № (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ФИО2 ОЛРР по ВАО ГУ Росгвардии по АДРЕС было направлено предписание № об устранении нарушений законодательства РФ об оружии до ДД.ММ.ГГГГ. путем предоставления необходимых документов для получения разрешения, либо принятии решения о добровольном отказе от оружия в установленном законом порядке (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ. начальнику ОЛРР по АДРЕС ГУ Росгвардии по АДРЕС был направлен запрос о необходимости принятия мер о прекращении права собственности либо реализации изъятого оружия, в установленном законом порядке (л.д. 21-22).
До настоящего времени ответчиком мер к устранению выявленных причин и условий, послуживших основанием для изъятия оружия, либо мер по реализации оружия через специализированные торговые предприятия (магазины) не принято. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным. Огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте, то есть могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел. Бездействие ответчика в отношении принадлежащего ему оружия расцениваются как его отказ от права собственности на данное движимое имущество.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями статей 235, 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения права собственности ФИО2 на оружие, в связи с аннулированием и отсутствии у ответчика в настоящее время разрешения на право хранения и ношения оружия и патронов, т.к. в соответствии с требованиями ст. ст. 13, 22 Федерального Закона "Об оружии" право граждан на приобретение оружия и патронов, его хранение и ношение ограничено соблюдением ряда условий, в том числе обязательным наличием лицензии на приобретение конкретного вида оружия, разрешения на хранение и ношение оружия и патронов, выдаваемых органами внутренних дел (Росгвардией) по месту жительства гражданина.
Вместе с тем, суд не находит оснований для безвозмездного уничтожения (утилизации) оружия, поскольку порядок изъятия и уничтожения оружия и патронов к нему регламентирован Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 №814.
Согласно пункту 79 Правил оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, либо в органы внутренних дел.
Пунктом 82 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма предусматривает исключительно лишь уничтожение подобного оружия.
Истцом не представлено доказательств того, что оружие, являющееся предметом спора, не имеет культурную ценность, не относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, является технически неисправным, при этом иных требований, определяющих возможную судьбу оружия (получение разрешения на реализацию либо реализация) не заявлено.
С учетом выше приведенных норм права, суд не должен самостоятельно принимать решение об уничтожении изъятого оружия, поскольку данное уничтожение производится воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Одинцовского г.о. Московской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ .....
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░2 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 № ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300,00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░ 2023░.