Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-143/2024 от 25.01.2024

Судья Бедняков И.Л. № 21-143/2024

РЕШЕНИЕ

г. Самара 06 марта 2024 года

Судья Самарского областного суда Гулевич М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Самаранефтегаз», на решение Ленинского районного суда города Самары от 23.11.2023, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 02.10.2023 в отношении АО «Самаранефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

02.10.2023 АО «Самаранефтегаз» (Общество) постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (т. 1, л.д. 165-178).

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, АО «Самаранефтегаз» обратилось в Ленинский районный суд г. Самары с жалобой, по результатам рассмотрения которой постановлено вышеуказанное решение.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд АО «Самаранефтегаз», просит постановление административного органа и решение суда первой инстанции отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием в действиях общества состава и события административного правонарушения.

В судебном заседании защитники АО «Самаранефтегаз» Халеппо Е.М., Крицкая Е.О., Валеева И.А., Кузнецов И.Ю., доводы жалобы и письменные пояснения по делу поддержали. Пояснили, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку актуализация сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду не влечет за собой обязанности по получению новых нормативов и разрешений, т.к. после актуализации сведений количество источников выбросов на самом объекте негативного воздействия и объем выбросов не изменились. Постановка объекта на учет была произведена по принципу неразрывной технологической связи, в соответствии с ранее полученной лицензией на выбросы, выданной АО «Самаранефтегаз».

Представители Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Хлынина Ю.А., Толмасова Е.Г. просили постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям и решение суда первой инстанции, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В период с 04.07.2023 по 26.07.2023 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Самаранефтегаз».

Установлено, что АО «Самаранефтегаз» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – Покровский лицензионный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория объекта – I, категория риска – чрезвычайно высокая (далее – объект НВОС ).

Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Протоколом № 04-153-пл/2023 от 19.09.2023, установлено, что АО «Самаранефтегаз» подало заявку на актуализацию сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду в связи с актуализацией объекта СИКН № 262 «Южная группа месторождений – ЮГМ» в объект «Покровский лицензионный участок».

19.08.2022 объект негативного воздействия на окружающую среду «Покровский лицензионный участок», ранее входивший в Южную группу месторождений АО «Самаранефтегаз» добавлен в реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).

Во исполнение требований статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89ФЗ «Об отходах производства и потребления» АО «Самаранефтегаз» для объекта «Покровский лицензионный участок» разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Обществом получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 30.11.2022 № 594гу, выданный Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям сроком действия до 31.12.2024.

Согласно нормативам образования отходов и лимитов на их размещение от 30.11.2022 № 594гу на объекте могут образовываться 58 наименований отходов I-V классов опасности,

В связи с тем, что объект НВОС «Покровский лицензионный участок» поставлен на государственный учет 19.08.2022, а нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на указанный объект получены только 30.11.2022, т.е. в период с 19.08.2022 по 30.11.2022 общество осуществляло деятельность по образованию отходов без нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением п.1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (т.1 л.д. 193-198).

В действиях общества установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 8.2 «Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2005 № 195-ФЗ.

В силу положений статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Протоколом № 04-155-пл/2023 от 19.09.2023, АО «Самаранефтегаз» инкриминировано совершение административного правонарушения, выразившегося в том, что согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, обществом представлена не полная информация о платежной базе, что является причиной неполного внесения платы за негативное воздействие, поскольку ранее выданные разрешения № 227, 224, 577, 578 являются недействующими для объекта НВОС , что является нарушением пункта 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (т.1 л.д. 187-192).

При отсутствии разрешения на размещение отходов, плату за негативное воздействие на окружающую среду по объекту НВОС за период с 19.08.2022 по 31.12.2022 необходимо исчислять с применением коэффициента (Кинд) «100» к ставке платы за выброс сверхлимита, на основании абз.2 п.12.1 постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Таким образом, юридическим лицом АО «Самаранефтегаз» в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 года представлена не полная информация о платежной базе, что является причиной неполного внесения платы за негативное воздействие и является нарушением п.5 ст.16.3 и п.1 ст.16.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в связи с чем, общество привлечено к ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.

Порядок выдачи разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесённых к I категории, регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

Протоколом № 03-243-пл/2023 от 21.09.2023 (т.1. л.д.199-204), АО «Самаранефтегаз» инкриминировано совершение административного правонарушения предусмотренного 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по следующим основаниям, в 2018 году АО «Самаранефтегаз» получены разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на отдельные промплощадки, входящие в группу месторождений (СИКН).

19.08.2022 АО «Самаранефтегаз» подало заявку на актуализацию сведений об объекте негативного воздействия на окружающую среду в связи с актуализацией объекта СИКН № 262 «Южная группа месторождений – ЮГМ» в объект «Покровский лицензионный участок».

03.07.2023 АО «Самаранефтегаз» на объект «Покровский лицензионный участок» () получено разрешение на выбросы № 55.

Таким образом, АО «Самаранефтегаз» осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте НВОС с 19.08.2022 по 03.07.2023 без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

02.10.2023 на основании обстоятельств установленных протоколами об административных правонарушениях по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, по ст. 8.41 КоАП РФ, по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ АО «Самаранефтегаз» признано виновным с применением положений ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо признало доказанным факты неисполнения обществом обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления на их размещение, невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, выбросе вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, и о наличие вины юридического лица в совершении данных административных правонарушения.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильным выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод защитников Общества о необоснованном привлечении к административной ответственности и неправильной оценке представленных в материалы дела доказательств не подлежат удовлетворению, поскольку основаны на неправильном понимании норм права и субъективной оценке обстоятельств дела.

При этом, актуальные сведения об объектах НВОС необходимы для осуществления контроля за деятельностью юридических лиц с целью обеспечения конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно пункту 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 указанные нормативы разрабатываются для каждого объекта I категории.

В силу части 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

При проведении актуализации АО «Самаранефтегаз» было выбрано основание: в связи с актуализацией объекта СИКН № 262 «Южная группа месторождений – ЮГМ» в объект «Покровский лицензионный участок».

Вместе с тем, согласно изложенным положениям закона, нормативы образования отходов и лимитов на размещение отходов, разрешения на выбросы загрязняющих веществ должны быть получены до образования отходов и быть актуальными в течение всего периода осуществления предпринимательской деятельности.

Вопреки доводам жалобы, в декларации о плате за негативное воздействие за 2022 год отсутствует расчет платы за размещение отходов по объекту «Покровский лицензионный участок» (код объекта ).

Согласно документам об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на «Покровский лицензионный участок» от 30.11.2022 №594-ГУ, за период с 30.11.2022 по 31.12.2022 размещены отходы в объеме 157,846 т.

Таким образом, должностным лицом сделан верный вывод, что с момента актуализации объекта «Покровский лицензионный участок» (код объекта ), ранее выданные разрешительные документы на объект «СИКН № 262 «Южная группа месторождений – ЮГМ» теряют свою юридическую силу, и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с момента постановки (актуализации) объекта «Покровский лицензионный участок», в период до получения разрешительных документов на лицензионные участки, в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) следует считать с повышающим коэффициентом в соответствии со статьей 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ.

Доводы жалобы о том, что ранее полученные обществом разрешения на выброс 3В № 224 (срок действия с 03.08.2018 по 31.12.2023), разрешение на выброс 3В № 227 в атмосферу (срок действия с 03.08.2018 по 31.12.2023), разрешение на выброс 3В № 577 в атмосферу стационарными источниками (срок действия с 29.12.2018 по 28.12.2025), разрешение на выброс 3В № 578 в атмосферу стационарными источниками (срок действия с 29.12.2018 по 28.12.2025), которые продолжают действовать, несостоятельны.

Постановка на учет Покровского лицензионного участка, как отдельного объекта повлекла изменение характеристик технологических процессов основных производств, количество источников загрязнения окружающей среды, что является основанием для проведения корректировки отчета по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а в последующем и получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.

Таким образом, доводы жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу постановления должностного лица и решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Вместе с тем, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, ведущий специалист-эксперт отдела государственного надзора в сфере обращения с отходами, геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 02.10.2023 года и решение Ленинского районного города Самары от 23.11.2023, подлежат изменению в части места совершения административного правонарушения предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: <адрес>

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу акционерного общества «Самаранефтегаз» удовлетворить частично.

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 23.11.2023 и постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 02.10.2023 изменить:

- указать местом совершения АО «Самаранефтегаз» административного правонарушения предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Безенчукский район и Красноармейский район Самарской области.

В остальной части постановление государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 02.10.2023 и решение Ленинского районного суда г. Самары от 23.11.2023 оставить без изменения.

В соответствии со статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Самарского областного суда М.И. Гулевич

21-143/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Другие
Межрегиональное управление ФС по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям
АО "Самаранефтегаз"
Халеппо Е.М.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Гулевич М. И.
Статьи

ст.8.2 ч.7 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.01.2024Материалы переданы в производство судье
14.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024Дело оформлено
21.03.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее