УИД 61RS0199-01-2020-001466-63
Дело № 5-6- 271 -20
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
(резолютивная часть)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2020 года
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2020 года
г. Таганрог 23 июня 2020 года
Мировой судья в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке № 6 Колесникова Р.А., рассмотрев материал о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Таганрогская таможня (ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата регистрации - <ДАТА3>),адрес (место нахождения) юридического лица: <АДРЕС>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности по главе 19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проверки, проведенной Таганрогской транспортной прокуратурой, по обращению Антипенко З.В. <ДАТА4> в Таганрогской таможне, по адресу: <АДРЕС>, выявлены нарушения требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. А именно было установлено, что Таганрогская таможня осуществляет деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) на основании лицензии от <ДАТА5> <НОМЕР>, выданной УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В нарушение пп. 2.5.1, 3.17.7, 3.4.9, 3.4.11 СП 2.6.1.2612-10 «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010), введенных в действие постановлением гл. государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 №40, пп. 5.1, 5.3 Санитарных правил и норм 2.6.1.3488-17 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками» (СанПиН 2.6.1.3488-17), утвержденными постановлением гл. государственного санитарного врача РФ от 04.09.2017 №124: - таможенный контроль индивидуальных доз внешнего облучения персонала группы А, работающего с МИДК <НОМЕР> в <ДАТА> года не проводился, его результаты в ходе проверки не представлены; - ни по одному из лиц, допускаемых к эксплуатации инспекционно - досмотровых комплексов, не внесены сведения <ДАТА> год о результатах индивидуального дозиметрического контроля в журнал учета, а также в индивидуальные карточки учета доз облучения; - приказом и.о. начальника таможни Тарасовой Е.А. от 28.08.2019 №667 к работам с источниками ионизирующих излучений в числе прочих допущены должностные лица Таганрогской таможни:СГТИ Абдуллин В.М., СГТИ Автухов Д.Ю., ГТИ Антипенко З.В., ГГТИ Балышев О.В., ГТИ Богданенко Г.Б., ГГТИ Брагин О.М., ГГТИ Вершеня Е.В., ГГТИ Власенко А.В., СГТИ Воронков А.В., ГГТИ Гончарук О.Н., ГГТИ Касьянов Д.Г., Водитель Кириченко Р.С., ГГТИ Куприянов В.В., ГГТИ Лёвин А.А., ГГТИ Лобинцев П.В., водитель ОПИДЕК Макаров М.Е., ГГТИ Мирошников В.Н., ГГТИ Подгрушный А.А., СГТИ Скнарин Г.В., СГТИ Соловьева О.Ю., ГГТИ Терентьев П.А., ГГТИ Хараборкин И.И., ГТИ Чернявский Е.Н., СГТИ Чефранов А.А., которые не получили дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности.
Помощник прокурора Тимофеев В.А. в судебное заседание явился, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержал, просил привлечь Таганрогскую таможню к административной ответственности по указанной статье.
Представитель Таганрогской таможни Вавилов П.Ю., действующий на основании доверенности, на рассмотрении дела об административном правонарушении вину признал частично, при этом пояснил, что контроль индивидуальных доз внешнего облучения персонала группы А, работающего с ИДК, должен осуществляться с использованием индивидуальных дозиметров, во исполнение чего заключен контракт возмездного оказания услуг <НОМЕР>, в соответствии с которым ООО «Позитрон» обязуется оказывать услуги по индивидуальному дозиметрическому контролю персонала, работающего с источниками ионизирующего излучения или в сфере их воздействия. Доставка дозиметров и их возврат производятся силами и средствами Исполнителя и таможней не возмещаются. В соответствии с актом приема - передачи дозиметры в количестве 100 штук переданы представителем таможни <ДАТА4>, получены представителем исполнителя <ДАТА9> В соответствии с условиями контракта дозиметрический контроль исполнителем проведен в установленный срок и формализован Протоколом от <ДАТА10> за <ДАТА> года. В связи с длительным отсутствием на рабочем месте ответственного за РК в <ДАТА> по причине болезни индивидуальные карточки учета доз облучения <ДАТА> год действительно не были заполнены, что устранено в настоящее время. Согласно разъяснениям Роспотребнадзора от 13.01.2016 №01/177-16-23 «О дополнительном профессиональном образовании работников, деятельность которых непосредственно связана с ИИИ (генерирующими)» требования пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 №278, распространяются на организации, являющиеся соискателями лицензии. В связи с тем, что Таганрогская таможня является лицензиатом на основании Лицензии от 12.03.2007 №77.99.15.002.Л.000217.03.07, положения указанного пункта не подлежат применению в данном случае. Все должностные лица, указанные в приказе Таганрогской таможни от 28.08.2019 №667 прошли соотвествующее обучение и инструктаж в пределах требований, установленных п. 3.4.11 ОСПОРБ-99/2010.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что в материалах дела достаточно доказательств, подтверждающих вину Таганрогской таможни в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КРФ об АП.
Обстоятельства административного правонарушения и Таганрогской таможни в совершении административного правонарушения подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.05.2020; копией решения о проведении проверки от <ДАТА13> <НОМЕР> копией приказа от 28.08.2019 №667; копией приложения №1 к приказу от 28.08.2019 №667 (перечень должностных лиц, допущенных к эксплуатации инспекционно - досмотровых комплексов); копией приложения №2 к приказу от 28.08.2019 №667 (перечень должностных лиц, допущенных к эксплуатации инспекционно - досмотровых комплексов); копией лицензии от 12.03.2007 №77.99.15.002.Л.000217.03.07; санитарно - эпидемиологическим заключением от 29.08.2019 и приложением к нему; актом проверки от <ДАТА4>; копией журнала учета <НОМЕР> актом проверки от <ДАТА4>; выпиской ЕГРЮЛ, иными материалами дела.
Действия Таганрогской таможни квалифицированы по ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. (далее по тексту - Закона N 99-ФЗ), лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В силу пп.«в», «г» и «е» п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N 278, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемой деятельности, являются: - наличие у соискателя лицензии систем учета, производственного контроля, а также физической и радиационной защиты радиационных источников, учета и контроля индивидуальных доз облучения работников и населения, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности, осуществление лицензиатом указанных счета, контроля и защиты; - наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности, соответствующие требованиям и характеру заявленных работ (услуг); - повышение квалификации работников лицензиата, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), не реже 1 раза в 5 лет.
Согласно п. 2.5.1 «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010) администрация радиационного объекта несет ответственность за радиационную безопасность и должна обеспечивать: - систематический контроль радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях, на территории организации, в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ; - контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала; - подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности руководителей и исполнителей работ, специалистов служб радиационной безопасности, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения.
Согласно пп. 5.1, 5.3 Санитарных правил и норм 2.6.1.3488-17 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками» (СанПиН 2.6.1.3488-17) Радиационный контроль в организациях, проводящих работы с ЛДУ, должен обеспечивать получение информации о радиационной обстановке в помещениях, в которых расположены данные установки, смежных с ними помещениях, на рабочих местах, в местах возможного нахождения людей, а также о дозах облучения персонала; Контроль индивидуальных доз внешнего облучения персонала группы А, работающего с ЛДУ, должен проводиться с использованием индивидуальных дозиметров, которые персонал группы А обязан носить постоянно. Регистрация результатов проводится ответственным лицом организации, осуществляющей работы с ЛДУ, ежеквартально.
Однако в нарушение указанных требований Таганрогской таможней контроль индивидуальных доз внешнего облучения персонала группы А в <ДАТА> года не проводился, его результаты в ходе проверки не представлены. Данный факт не отрицался представителем Таганрогской таможни в судебном заседании, при этом суду были даны пояснения, что дозиметрический контроль был проведен и формализован Протоколом индивидуального дозиметрического контроля фотонного излучения от 18.05.2020 за <ДАТА> года.
В силу п. 3.13.7. «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010) индивидуальная доза облучения должна регистрироваться в журнале с последующим внесением в индивидуальную карточку, а также в машинный носитель для создания базы данных на радиационных объектах в ЕСКИД. Копия индивидуальной карточки работника в случае его перехода в другую организацию, где проводится работа с источниками излучения, должна передаваться на новое место работы; оригинал должен храниться на прежнем месте работы.
Однако, как установлено в судебном заседании, и не отрицалось представителем Таганрогской таможни, вышеуказанные сведения <ДАТА> год не были внесены в журнал учета результатов индивидуального дозиметрического контроля <НОМЕР>. При этом суду были даны пояснения о том, что в настоящее время данный недочет устранен, в журнал внесены сведения <ДАТА> и <ДАТА>.
В силу п. 3.4.9. «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010) к моменту получения источника излучения юридическое или физическое лицо утверждает список лиц, допущенных к работе с ним, обеспечивает их необходимое обучение, назначает лиц, ответственных за обеспечение радиационной безопасности, учет и хранение источников излучения, за организацию сбора, хранения и сдачу радиоактивных отходов, радиационный контроль. К работе с источниками излучения допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, отнесенные приказом руководителя к категории персонала группы А, прошедшие обучение по правилам работы с источником излучения и по радиационной безопасности, прошедшие инструктаж по радиационной безопасности. (п. 3.4.11 ОСПОРБ-99/2010)
Приказом и.о. начальника таможни Тарасовой Е.А. от 28.08.2019 №667 к работам с источниками ионизирующих излучений были также допущены лица, которые не получили дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности, что также не отрицалось представителем таможни в судебном заседании. При этом в обоснование своей позиции представитель таможни ссылался на разъяснения Роспотребнадзора, согласно которым требования пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) о необходимости наличия дополнительного образования по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности распространяются на соискателей лицензии, в связи с чем, так как таможня является лицензиатом, на нее эти требования не распространяются.
Однако данный вывод является ошибочным, основан на неверном толковании норм действующего законодательства, в частности вышеуказанных норм права.
Таким образом, судья считает, что своими действиями Таганрогская таможня совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.20 КРФ об АП - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств суд признает частичное признание вины, а также то, что обстоятельства послужившие основанием для привлечения к административной ответственности частично устранены.
С учетом изложенного, определяя вид наказания, руководствуясь принципом разумности и справедливости, мировой судья полагает возможным применить к Таганрогской таможне административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КРФ об АП, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать виновным юридическое лицо - Таганрогскую таможню в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Разъяснить, что неуплата административного штрафа по следующим реквизитам: Получатель - УФК по РО (Южная транспортная прокуратура), БИК <НОМЕР>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОКТМО <НОМЕР> р/с <НОМЕР> отделение по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка РФ (Отделение Ростов г. Ростов-на-Дону), КБК 1601191019000140, в течение 60-ти дней со дня вступления данного постановления в силу является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.25 КоАП РФ.
Подлинник квитанции об оплате штрафа представить на судебный участок № 6 Таганрогского судебного района Ростовской области.
На постановление может быть подана жалоба либо принесен протест в Таганрогский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью в Таганрогском судебном районе Ростовской области на судебном участке №6.
Мировой судья Колесникова Р.А.