Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-913/2019 ~ М-561/2019 от 02.04.2019

Дело № 2-913/2019

УИД: 61RS0020-01-2019-000829-22

                     РЕШЕНИЕ

                 Именем Российской Федерации

    23 мая 2019 года                             г. Новошахтинск

    Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Федчистца Червоной А.В., представителя ответчика Сергиенко И.Г., действующей по доверенности №... от ...., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Берестовой А.С., действующей в своих интересах, а также интересах несовершеннолетних детей Берестова А.Д., Кулагина В.С., Берестова Д.А., Кулагиной В.Г., Секачевой Е.С., действующей в своих интересах, а также интересах несовершеннолетнего Секачева Н.С. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области о понуждении к предоставлению социальной выплаты по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо: Министерство энергетики РФ,-

                     УСТАНОВИЛ:

    Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором после уточнения исковых требований просят обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области предоставить социальную выплату Берестовой А.С., Берестову Д.А., Берестову А.Д., Кулагмну В.С., Секачевой Е.С., Секачеву Н.С., Кулагиной В.Г. по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в 2020 году.

    В обоснование уточненных требований ссылаясь на то, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является аварийным и подлежащим сносу в результате ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте «Соколовская» ОАО «Ростовуголь».

В указанном доме проживает семья истца в составе: Берестовой А.С., Берестова Д.А., Берестова А.Д., Кулагина В.С., Секачевой Е.С., Секачева Н.С., Кулагина В.Г..

Все члены семьи, включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Соколовская» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности с 2011 года.

В соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утв. постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. № 428 (далее – правила), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат.

В силу п. 9 Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с п. 8 Правил, для граждан, переселяемых из ветхого жилья, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с п. 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания. Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья. В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином. На основании п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

Таким образом, им положена социальная выплата на 126 кв.м. Согласно п. 12 Правил, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации. То есть исходя из комплексного толкования вышеуказанных нормативных положений, именно на Администрацию города Новошахтинска Правилами возложена обязанность по предоставлению нам социальной выплаты по договору о предоставлении социальной выплаты.

При этом, в соответствии с п. 13 Правил, в котором указано, что гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, мы имеем неотъемлемое право выбора способа направления денежных средств, составляющих социальную выплату, - приобретение жилого помещения или участие в долевом строительстве.

С 2011 года истцы неоднократно обращались к ответчику по вопросу о предоставлении им социальной выплаты по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья. Однако ответчик под предлогом отсутствия документов, получать которые, в силу п. 2 ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 7.1. Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ответчик обязан самостоятельно - путем межведомственного взаимодействия) уклоняются от предоставления им социальной выплаты.

Считают, что своими действиями Администрация города Новошахтинска грубо нарушает их право на переселение. На направленную в адрес ответчика претензию они получили очередную отписку о том, что будут переселены после поступления денег на эти цели из Федерального бюджета.

Истцы в судебное заседание не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом, согласно представленным заявлениям, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области – Сергиенко И.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель 3-го лица Министерство энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом, возражений, относительно заявленных требований не представил.

Выслушав пояснения ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", которым под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (статья 1).

В силу статьи 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации; финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, которым предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (пп. "б" пункта 8).

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2005 № 428.

В соответствии с Правилами межбюджетные трансферты направляются, в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, которое осуществляется в форме предоставления социальных выплат (пункт 8).

Пунктом 11 Правил установлены условия предоставления социальной выплаты, согласно которым гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, а также все совершеннолетние члены его семьи принимают обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной им социальной выплаты (абзацы третий и четвертый).

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, носит целевой характер и направлена на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

В судебном заседании установлено, что истцы зарегистрированы и проживают в <адрес> в г. Новошахтинске Ростовской области. Указанная квартира принадлежит на праве собственности Кулагиной В.Г. – истцу по настоящему делу - на основании постановления Главы Администрации г.Новошахтинска от .... №....

Указанный жилой дом признан не пригодным для постоянного проживания. Истцы включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ шахтой «Комсомольская Правда» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности под ТЭО №.... Указанный дополнительный список утвержден протоколом Минэнерго РФ от 29.04.2016.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истцы в 2011-2019 годах обращался к ответчику с заявлением о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, в чем им было отказано в связи с отсутствием денежных средств.

Суд полагает данную позицию ответчика ошибочной, нарушающей права истца по следующим основаниям.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, ст.ст. 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Учитывая, что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

Таким образом, заключение договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия финансовых средств, выделяемых на реализацию указанных мероприятий, поскольку отсутствие финансирования не может являться основанием для ограничения, предусмотренного законом права истца на получение социальной выплаты, право получения которой достоверно установлено.

    Однако до настоящего времени социальная выплата на приобретение жилого помещения истцам не предоставлена.

Более того, как следует из материалов дела, истец Берестова А.С. является инвалидом третьей группы с детства, следовательно, имеет право на внеочередное переселение в соответствии с п. 1.5 Положения о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013. Однако, данному обстоятельству ответчиком не было дано оценки при решении вопроса об установлении очерёдности переселения граждан в 2019 годах, при том, что претензий к пакету документов, представленных истцами в Администрацию города, ответчик не имеет.

Как уже указано судом выше, порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428.

    При этом суд полагает необходимым отметить, что, несмотря на огромное количество обращений, и судебных споров, аналогичных рассматриваемому, ответчиком до настоящего времени не разработан комплекс мероприятий, направленных на установление порядка и сроков очередности переселения граждан в рамках программы реструктуризации предприятий угольной промышленности.

Учитывая изложенное выше, суд обращает внимание на то, что право истцов на получение социальной выплаты, которое никем до настоящего времени не оспорено, не было реализовано по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем восстановить его суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-

РЕШИЛ:

Исковые требования Берестовой А.С., действующей в своих интересах, а также интересах несовершеннолетних детей Берестова А.Д., Кулагина В.С., Берестова Д.А., Кулагиной В.Г., Секачевой Е.С., действующей в своих интересах, а также интересах несовершеннолетнего Секачева Н.С. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области о понуждении к предоставлению социальной выплаты по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо: Министерство энергетики РФ, удовлетворить.

    Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области предоставить социальную выплату Берестовой А.С., Берестову Д.А., Берестову А.Д., Кулагину В.С., Секачевой Е.С., Секачеву Н.С., Кулагиной В.Г. по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в 2020 году.

С мотивированным решением суда стороны имеют право ознакомиться начиная с 28.05.2019 года.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца через Новошахтинский районный суд Ростовской области.

Решение (резолютивная часть) изготовлено в совещательной комнате.

Судья:                      Федченко В.И.

2-913/2019 ~ М-561/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Берестова Анна Сергеевна
Информация скрыта
Берестов Дмитрий Александрович
Кулагина Вера Геннадьевна
Секачева Екатерина Сергеевна
Ответчики
Администрация города Новошахтинска Ростовской области
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Федченко Виталий Иванович
Дело на сайте суда
novoshahtinsky--ros.sudrf.ru
02.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2019Передача материалов судье
05.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2019Подготовка дела (собеседование)
25.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2019Судебное заседание
28.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2019Дело оформлено
08.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее