УИД 50RS0042-01-2023-007970-82
№ 2-418/2024 (2-6385/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой О.О.,
при секретаре Бундан А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сеничева к Сеничева, Сеничеву, Сеничевой, Ксенофоновой, Сеничеву, Дмитренко об установлении факта владения, признании права собственности на 1/4 долю хозяйственных сооружений в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Сеничева обратился в суд с иском к Сеничева, Сеничеву, Сеничевой, Ксенофоновой (Сеничевой., Сеничеву, об установлении факта владения, признании права собственности на 1/4 долю хозяйственных сооружений по адресу: <адрес> порядке наследования.
С учетом установления судом круга наследников к участию в деле в качестве соответчика также привлечен Дмитренко
Иковые требования основаны на том, что домовладение по адресу: <адрес>, принадлежало по праву общей долевой собственности в 1/4 доле – Сеничеву и в 3/4 долях – Сеничевой. ДД.ММ.ГГГГ Сеничеву умер, после его смерти на 1/4 долю домовладения вступил в наследство сын Сеничева. Нотариус АлександроваИ.В. выдала наследство на 1/4 долю домовладения как на единый объект, отдельно на хозпостройки свидетельство не выдавалось. ДД.ММ.ГГГГ умерла Сеничевой, после её смерти в наследство на домовладение вступили 4 сына по ? доле каждый: Сеничева, Сеничева, Сеничеву и Сеничев. Нотариус выдала свидетельство о праве на наследство по закону, в котором отдельно признано право долевой собственности наследников на хозблок и уборную. На каждый из перечисленных объектов у наследников после смерти матери возникло право общей долевой собственности по 3/16 доли у каждого. Истец зарегистрировал право общей долевой собственности на жилой дом (1/4+3/16=7/16 долей), а на хозяйственные постройки право общей долевой собственности только на 3/16 доли, так как после смерти отца нотариус не выдавала отдельно свидетельства о праве на наследство на хозпостройки. В сложившейся ситуации по объектам: хозблок и уборная доли наследников не складываются в единицу. Обратившись в суд по изложенным основаниям, истец просит суд установить факт владения на праве общей долевой собственности Сеничеву 1/4 долей хозяйственных сооружений: хозблока и уборной по адресу: <адрес> признать за ним право общей долевой собственности на 1/4 долю указанных хозяйственных сооружений в порядке наследования после смерти Сеничеву, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Участвующие в деле лица в заседание не явились, извещены (л.д.118-138). Ответчиками и третьими лицами возражений на иск не представлено. Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие участвующих в нем лиц.
Изучив доводы иска, исследовав и ценив в совокупности представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 264 ГПК РФ суд рассматривает дела, в том числе, об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом.
На основании статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Судом из материалов инвентарно-правового дела на домовладение по адресу: <адрес>, установлено, что оно состоит из жилого дома и хозяйственных построек (л.д.48-60).
По данным БТИ, осуществлявшим государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Сеничеву на основании мирового соглашения, утвержденного определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ являлся зарегистрированным собственником 1/4 доли всего домовладения (л.д.49об.).
По правилам статьи 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Поскольку хозпостройки к жилому дому отвечают признакам принадлежности к главной вещи, таковые следуют ее судьбе.
Указанное позволяет суду прийти к выводу о том, что Сеничеву при жизни владел помимо 1/4 доли жилого дома также 1/4 долей каждой хозпостройки.
По сведениям ЕГРН на жилой дом по указанному адресу, учтенный под кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежит на праве общей долевой собственности: Сеничева – в 7/16 долях, Сеничева – в 3/16 долях, Сеничев – в 3/16 долях (л.д.104-109).
При этом, согласно справке нотариуса Александровой по наследственному делу Сеничеву еще одним наследником Сеничеву являлся Сеничеву – в 3/16 долях (л.д.85), не зарегистрировавший свое право на дом.
Таким образом, общая сумма долей дома составляет 1 из расчета: 7/16+3/16+3/16+3/16.
Также из сведений ЕГРН следует, что по казанному адресу на кадастровый учет поставлены хозпостройки: хозблок с кадастровым номером <данные изъяты> и уборная с кадастровым номером <данные изъяты> которые зарегистрированы на праве общей долевой собственности в 3/16 долях каждый за Сеничева (л.д.110-117).
Согласно свидетельствам о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Сеничева как сын унаследовал после отца Сеничеву, умершего ДД.ММ.ГГГГ, 1/4 долю дома с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> (л.д.20), после матери Сеничевой, умершей ДД.ММ.ГГГГ – 3/16 долей как указанного выше жилого дома, так и хозпостроек: хозблока с кадастровым номером <данные изъяты> и уборной с кадастровым номером <данные изъяты>л.д.21).
Из указанной ранее справки нотариуса Александровой к наследственному делу Сеничеву следует, что к имуществу Сеничеву ею открыто наследственное дело. Наследниками, заявившими о своих правах, являлись: истец Сеничева и его братья: Сеничева, Сеничева, Сеничеву и Сеничев (л.д.85-85об.). Каждый из братьев унаследовал по 3/16 долей как жилого дома, так и хозпостроек. При этом, как указано выше, свидетельство выдано лишь на 3/16 долей жилого дома.
Согласно справке нотариуса Корыпаева им открыто наследственное дело в связи со смертью одного из братьев – Сеничев Наследниками, принявшими наследство, являются: супруга Сеничевой и сын Дмитренко Сонаследники: дочь наследодателя – Ксенофоновой и сын – Сеничеву – наследство не приняли, первая – отказавшись от наследства в пользу Сеничевой, а второй – не подав своевременно заявление о принятии наследства (л.д.86-86об.). В связи с тем, что права наследодателя на хозяйственные сооружения не зарегистрированы, а также поскольку на день подготовки ответа на запрос – ДД.ММ.ГГГГ – срок принятия наследства не истек с учетом смерти наследодателя ДД.ММ.ГГГГ свидетельства наследникам не выданы.
На момент рассмотрения дела по существу срок принятия наследства после смерти Сеничев истек, в связи с чем дело судом рассмотрено по существу.
На основании абзаца второго пункта 2 статьи 218 ГПК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как разъяснено в абзаце третьем пункта 3 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации право переходит в случаях универсального правопреемства (статьи 58, 1110 ГК РФ).
В свою очередь, статья 1110 ГК РФ устанавливает, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
От ответчиков в суд опровержений факта принадлежности наследодателю Сеничеву 1/4 доли хозяйственных строений не представлено. Иные наследники после смерти Сеничеву из представленного в суд ответа от нотариуса не выявлены.
Учитывая, что настоящим решением установлен факт владения и пользования наследодателем Сеничеву на праве собственности 1/4 долей хозяйственных строений: хозблок с кадастровым номером <данные изъяты> и уборная с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, данное имущество подлежит включению в наследственную массу, оставшуюся после смерти Сеничеву
Принимая во внимание, что Сеничева унаследовал право собственности на жилой дом, в тех же долях за ним подлежит признанию и право собственности на указанные выше хозяйственные постройки.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сеничева, Паспорт гражданина <данные изъяты>, к Сеничева, <данные изъяты>, Сеничеву, <данные изъяты>, Сеничевой, Паспорт гражданина <данные изъяты> Ксенофоновой, Паспорт гражданина <данные изъяты>, Сеничеву, Дмитренко, Паспорт гражданина <данные изъяты>, об установлении факта владения, признании права собственности на 1/4 долю хозяйственных сооружений в порядке наследования удовлетворить.
Установить факт владения на праве общей долевой собственности Сеничеву 1/4 (одну четвертой) долей хозяйственных сооружений: хозблок с кадастровым номером <данные изъяты> и уборной с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>.
Признать за Сеничева, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, Паспорт гражданина <данные изъяты>, право общей долевой собственности на 1/4 (одну четвертую) долю хозяйственных сооружений: хозблок с кадастровым номером <данные изъяты> и уборную с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес> порядке наследования после смерти Сеничеву, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение после его вступления в законную силу является основанием к государственной регистрации права собственности истца на указанные выше хозяйственные строения.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - О.О. Соболева