Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1540/2023 ~ М-778/2023 от 08.02.2023

Дело № 2-1540/2023

УИД 51RS0001-01-2023-000864-74

Решение в окончательной форме изготовлено 20.03.2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 марта 2023 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Линчевской М.Г.,

при секретаре Щебловой Я.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Мурманска об обязании провести мероприятия по обеспечению доступности в образовательное учреждение для маломобильных групп населения,

установил:

прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБДОУ г. Мурманска об обязании провести мероприятия по обеспечению доступности в образовательное учреждение для маломобильных групп населения. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой округа в ходе надзора за соблюдением прав граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите государства, выявлен факт неисполнения МБДОУ г. Мурманска требований законодательства, направленного на обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. В целях оценки доступности объектов и услуг МБДОУ г. Мурманска в 2018 году проведено обследование территории и здания образовательной организации, составлен паспорт доступности, согласно которому объект и услуги являются временно недоступными для лиц с инвалидностью и иных лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. По результатам обследования разработан план мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг («дорожная карта» объекта), ДД.ММ.ГГГГ согласованный Комитетом по образованию администрации г. Мурманска и утверждённый МБДОУ г. Мурманска . Плановые мероприятия в целях создания условий для беспрепятственного доступа граждан указанной категории к объекту и предоставляемым услугам предусмотрено осуществить поэтапно в предусмотренные сроки в рамках Муниципальной программы «Развитие образования 2018-2024 гг», средства которой являются источником финансирования необходимых работ. Между тем, до настоящего времени вышеуказанные мероприятия по повышению физической доступности объекта не проведены, объект и услуги образовательного учреждения по-прежнему не являются доступными для инвалидов и граждан с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Уточнив исковые требования, истец просит обязать МБДОУ г. Мурманска провести мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг согласно «Плану мероприятий по повышению уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг («дорожная карта» объекта)», утвержденному Заведующей МБДОУ г. Мурманска и согласованного с комитетом по образованию администрации г. Мурманска ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которых предусмотрен 1 этапом работы (2018 г.), в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:

- установить информацию при входе в помещения оказания услуг, исполнить мероприятия, предусмотренные п. 3.4.1 раздела 1 Плана;

- разместить информацию о туалете, установить информацию рядом со входом о контактном номере сотрудника, который может открыть туалет, установить кнопку вызова персонала в туалетной кабинке (п. 3.5.1 раздела 1 плана);

- обеспечить информацию на объекте с учетом нарушений функций и ограничений жизнедеятельности инвалидов, разместить оборудование и носители информации по территории учреждения с соблюдением формата (размер, контрастность), единства и непрерывности информации на объекте (п. 3.6, 3.6.1 раздела 1 Плана);

- обеспечить развитие средств и носителей информации (памяток) - п. 3.6.4 раздела 1 плана;

- организовать предоставление информации гражданам о наличии адаптированного транспорта к объекту, провести организационные мероприятия по решению вопроса доступности пути к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта (п. 3.7 раздела 1 Плана).

Помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в описательной части решения суда.

Представитель МБДОУ г. Мурманска в письменном отзыве на иск указывает, что комитет, являясь учредителем, осуществляет финансирование подведомственных учреждений в рамках предельного объёма бюджетных ассигнований, доведенных ему управлением финансов администрации города Мурманска как главному распорядителю бюджетных средств. При отсутствии финансирования исполнение требований прокурора не представляется возможным.

Представитель Комитета по образованию администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что Комитет, являясь учредителем, осуществляет финансирование подведомственных учреждений в рамках предельного объема бюджетных ассигнований, доведенных ему управлением финансов администрации города Мурманска как главному распорядителю бюджетных средств. Выполнение оставшихся мероприятий согласно плану возможно лишь в случае предоставления администрацией города Мурманска соответствующего финансового обеспечения. При отсутствии финансирования исполнение требований прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о проведении мероприятий по обеспечению доступности объекта для инвалидов в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу не представляется возможным. Дело просил рассмотреть без участия представителя.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Судом установлено, что прокуратурой округа в ходе надзора за соблюдением прав граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите государства, выявлен факт неисполнения МБДОУ г. Мурманска требований законодательства, направленного на обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Установлено, что МБДОУ г. Мурманска является дошкольной образовательной организацией, организационно-правовая форма - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, что следует из Устава учреждения.

Согласно п. 1.6 Устава учредителем образовательной организации является муниципальное образование город Мурманск. Функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию администрации г. Мурманска.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, печать, штамп, бланки со своим наименованием (п. 1.7 Устава).

В соответствии с п. 1.9 Устава, деятельность Учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов обучающихся, светского характера образования.

В силу п. 1.11 Устава, Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полущенных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества (п. 1.12 Устава).

Согласно п. 2.3.1, 2.3.2 Устава, Учреждение осуществляет основные виды деятельности: реализация основной образовательной программы дошкольного образования, осуществление присмотра и ухода за детьми; реализация дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования;

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» определен порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

В силу п. 7 Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг, в который включаются следующие разделы: краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 вышеуказанного Порядка; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 вышеуказанного Порядка; управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Пунктом 11 Приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» закреплено, что обеспечение условий индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по объекту включает в себя, в том числе, оборудование организации выделенными стоянками автотранспортных средств для инвалидов; каптированными лифтами; поручнями; пандусами; подъемными платформами (аппарели); раздвижными дверями; доступными входными группами; доступными санитарно-гигиеническим помещениями; достаточной шириной дверных проемов в стенах, лестничных маршей, а также надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам местам предоставления услуг) с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Основные требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных граждан приведены также в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

Пункт 6 СП 59.13330.2020 устанавливает требования к помещениям и элементам зданий (сооружений), в том числе, требования к входным группам, путям движения в зданиях, санитарно-бытовым помещениям, техническим средствам связи, информации и сигнализации, доступных для маломобильных групп граждан.

В том числе, согласно п. 6.5 СП 59.13330.2020 стоянки (парковки) транспортных средств; зоны предоставления услуг; входы и выходы, доступные для инвалидов на креслах-колясках; входы в общественные уборные для информирования инвалидов с нарушением зрения, иные помещения должны быть обозначены знаком доступности для маломобильных групп населения.

В местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах- колясках элементы здания (входы/выходы, лестницы, лифты, санитарно-бытовые помещения и т.п.), устанавливаются указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу.

В целях оценки доступности объектов и услуг МБДОУ г. Мурманска в 2018 году проведено обследование территории и здания образовательной организации, составлен паспорт доступности, согласно которому объект и услуги являются временно недоступными для лиц с инвалидностью и иных лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

По результатам обследования МБДОУ г. Мурманска разработан план мероприятий по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта и предоставляемых услуг («дорожная карта» объекта), который ДД.ММ.ГГГГ согласован Комитетом по образованию администрации г. Мурманска и утверждён заведующей МБДОУ г. Мурманска .

Плановые мероприятия в целях создания условий для беспрепятственного доступа граждан указанной категории к объекту и предоставляемым услугам предусмотрено осуществить поэтапно в предусмотренные сроки в рамках Муниципальной программы «Развитие образования 2018-2024 гг», средства которой являются источником финансирования необходимых работ.

Согласно вышеуказанному плану, в 2018 году планировалось осуществить 1 этап работ, а именно: - установить информацию при входе в помещения оказания услуг, исполнить мероприятия, предусмотренные п. 3.4.1 раздела 1 Плана;

- разместить информацию о туалете, установить информацию рядом со входом о контактном номере сотрудника, который может открыть туалет, установить кнопку вызова персонала в туалетной кабинке (п. 3.5.1 раздела 1 плана);

- обеспечить информацию на объекте с учетом нарушений функций и ограничений жизнедеятельности инвалидов, разместить оборудование и носители информации по территории учреждения с соблюдением формата (размер, контрастность), единства и непрерывности информации на объекте (п. 3.6, 3.6.1 раздела 1 Плана);

- обеспечить развитие средств и носителей информации (памяток) - п. 3.6.4 раздела 1 плана;

- организовать предоставление информации гражданам о наличии адаптированного транспорта к объекту, провести организационные мероприятия по решению вопроса доступности пути к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта (п. 3.7 раздела 1 Плана).

Между тем, до настоящего времени мероприятия по повышению физической доступности объекта в полном объеме не проведены, денежные средства в рамках Муниципальной программы «Развитие образования» на 2018-2024 годы на их реализацию не выделялись, объект и услуги образовательного учреждения по-прежнему не являются доступными для инвалидов и граждан с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

При таких обстоятельствах, оценивая допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт неисполнения МБДОУ г. Мурманска требований законодательства, направленного на обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности нарушает права граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите, а потому исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика и третьего лица об отсутствии финансирования не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку доказательства недостаточности финансирования и направления требований о выделении денежных средств не представлено.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Оценивая доводы истца относительно срока для устранения выявленных нарушений, суд полагает, что заявленный срок является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ («░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░)», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░ (2018 ░.), ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░:

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3.4.1 ░░░░░░░ 1 ░░░░░;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░. 3.5.1 ░░░░░░░ 1 ░░░░░);

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░. 3.6, 3.6.1 ░░░░░░░ 1 ░░░░░);

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) - ░. 3.6.4 ░░░░░░░ 1 ░░░░░;

- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. 3.7 ░░░░░░░ 1 ░░░░░).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-1540/2023 ~ М-778/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского административного округа г.МУрманска
Ответчики
Комитет по образованию администрации г.МУрманска
МАДОУ г.Мурманска №11
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Линчевская Мария Геннадьевна
Дело на сайте суда
okt--mrm.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2023Передача материалов судье
08.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
20.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее