Дело№5-132/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Далматово Курганской области 06мая2022года
ул.Ленина, 62, кабинет №11
Судья Далматовского районного суда Курганской области Соколова Елена Владимировна, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Волошенкова Василия Ильича, **.**.**** года рождения, место рождения – Адрес Обезличен, Данные Изъяты, Адрес Обезличен, код подразделения №*, зарегистрированного и проживающего по адресу: Адрес Обезличен, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
При проведении 15 марта 2022 г. внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Волошенкова В.И. (далее – ИП глава КФХ Волошенков В.И.) с целью проверки выполнения предписаний органа государственного контроля (надзора) от 12.11.2021 г. №П-331-78,П-331-79 выявлены нарушены требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов- цеха по производству крупы и муки, расположенного по адресу: ул. Кирова,28, с.Уксянское Далматовского района Курганской области.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, ИП глава КФХ Волошенков В.И. вину в совершении правонарушения признал, пояснил, что цех по производству крупы и муки длительное время не эксплуатируется, и в настоящее время им решается вопрос о ликвидации указанного объекта, получено и зарегистрировано заключение экспертизы промышленной безопасности. Сроки, в которые будет произведен демонтаж цеха, указать затрудняется.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – государственный инспектор Курганского отдела по технологическому надзору Уральского управления Ростехнадзора Быков П.А. пояснил, что при проведении внеплановой инспекционной проверки обнаружены указанные выше нарушения, что влечёт за собой непосредственную угрозу здоровью и жизни людей. Полагает, что в данном случае, необходимо назначить наказание в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации опасного производственного объекта, поскольку иное наказание не достигнет целей.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечёт наложение административного штрафа… на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 9 Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
…иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
…обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
…обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
…выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
В соответствии со ст. 7 ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.
Согласно ч.1 ст.11 ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 14.1 ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. работники в области промышленной безопасности обязаны проходить аттестацию по вопросам промышленной безопасности, в ходе которой проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В соответствии с Правилами безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья, утверждённых Приказом Ростехнадзора от 03.09.2020 г. № 331 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» (далее – Правила): эксплуатирующая объекты организация обязана иметь проектную документацию (документацию) на объект и восстанавливать указанную документацию на действующих объектах в случае утраты (п.6); технологические процессы на объектах осуществляются в соответствии с утвержденными в эксплуатирующей объекты организации технологическими регламентами и схемами, а также техническими регламентами, документами по стандартизации и указанными Правилами (п.8); персонал, связанный с эксплуатацией объектов, должен быть обучен и аттестован в области промышленной безопасности, не иметь медицинских противопоказаний к работе и быть обеспечен средствами индивидуальной защиты (п.20); работники организации, эксплуатирующей объекты, не прошедшие проверку знаний либо получившие неудовлетворительную оценку, к самостоятельной работе не допускаются (п.21); инструктаж должен сопровождаться показом практических навыков и приемов по безопасному обслуживанию оборудования, кнопок аварийного останова оборудования, путей эвакуации, средств связи, сигнализации и завершаться устной проверкой приобретенных работником знаний лицом, проводившим инструктаж. Проведение всех видов инструктажа регистрируется в журналах учета инструктажей (п.22); организационные и организационно-технические мероприятия должны предусматривать: обучение, инструктаж и проверку уровня знаний работников объектов; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; производственный контроль за соблюдением требований безопасности; разработку нормативно-технических документов и наглядной агитации; применение средств оповещения об аварийных ситуациях (п.33); оборудование должно постоянно находиться в исправном состоянии, быть отрегулировано, работать без несвойственного ему шума, вибрации и трения движущихся частей, приводящего к их нагреву (п.54); в клиноременных передачах натяжение всех клиновых ремней должно быть одинаковым. Не допускается работа привода с неполным комплектом клиновых ремней и применение ремней с профилем, не соответствующим профилю канавок шкивов (п.65).
Согласно Положению об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 г. № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»: должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, проходят аттестацию (п.2); аттестационные комиссии организаций проводят аттестацию с применением средств Единого портала тестирования. Локальным нормативным актом организации могут быть установлены дополнительные формы проведения аттестации в аттестационной комиссии организации (п.20).
В соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 г. №2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»: производственный контроль осуществляют назначенный (определенный) решением руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя работник или служба производственного контроля (п.9); работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обязан обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности, организовывать и проводить проверки состояния промышленной безопасности (п.14).
Согласно п.4 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утверждённых Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 г. № 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям): до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Из материалов дела следует, что на основании решения заместителя руководителя Уральского управления Ростехнадзора от 01 марта 2022 г. № Р-331-43-рш 15 марта 2022 г. в отношении ИП Главы КФХ Волошенкова В.И. проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки выполнения пунктов предписаний органа государственного контроля (надзора) от 12 ноября 2021 г. №П-331-78, П-331-79, срок для исполнения которых истёк 12 февраля 2022 г.
По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности:
– в нарушение требований ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. и п. 8 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» утверждённых приказом Ростехнадзора № 331 от 03 сентября 2020 г. не обеспечено наличие разработанных: документа, отражающего фактические данные о наличии и техническом состоянии средств взрывопредупреждения и взвырозащиты производственных зданий, сооружений и оборудования объектов (показатели, характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объекта) (технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта); технологических регламентов и схем; паспортов на аспирационные и пневмотранспортные установки; паспортов на взрыворазрядные устройства;
– в нарушение ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. и п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» утверждённых приказом Ростехнадзора № 331 от 03 сентября 2020 г. не обеспечено наличие (отсутствует) проектной документации на объект «Цех по производству крупы и муки»;
– в нарушение ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. и пп. 20, 21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» утверждённых приказом Ростехнадзора № 331 от 03 сентября 2020 г. не обеспечено наличие на предприятии обученного и аттестованного в области промышленной безопасности и прошедшего проверку знаний персонала, связанного с эксплуатацией опасного производственного объекта;
– в нарушение ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. и п. 22 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» утверждённых приказом Ростехнадзора № 331 от 03 сентября 2020 г. не обеспечено наличие журналов учёта инструктажей всех видов инструктажей работников предприятия;
– в нарушение ст. 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. и пп. 2, 20 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утверждённых Постановлением Правительства РФ № 1365 от 25 октября 2019 г. не обеспечено прохождение аттестации по вопросам промышленной безопасности по областям аттестации А.1.- «Основы промышленная безопасность», Б.11.1- «Эксплуатация объектов хранения и переработки растительного сырья»; ИП Глава КФХ Волошенков В.И. – лицо, ответственное за организацию производственного контроля на ОПО и главный агроном ФИО3 – лицо ответственное за осуществление производственного контроля на ОПО;
– в нарушение п. 1 ст. 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. и пп. 9, 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утверждённых Постановлением Правительства РФ №2168 от 18 декабря 2020 г. не обеспечено осуществление контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте «Цех по производству крупы и муки», а именно не проводятся проверки состояния промышленной безопасности, не выявляются опасные факторы на рабочих местах;
– в нарушение ст.ст. 7, 9, 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. и п. 4 ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утверждённых приказом Ростехнадзора № 420 от 20 октября 2020 г. не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств Нория НЗ-20 инв. № 0001цк, зерносушильного агрегата ДСП-32, установленных на ОПО, год ввода в эксплуатацию 1999 г., в связи с тем, что фактический срок его службы превышает двадцать лет;
– в нарушение ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. и п. 33 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» утверждённых приказом Ростехнадзора № 331 от 03 сентября 2020 г. не обеспечено проведение организационных и организационно-технических мероприятий на опасном производственном объекте: обучение, инструктаж и проверку уровня знаний работников объектов; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; производственный контроль за соблюдением требований безопасности; разработку нормативно-технических документов и наглядной агитации; применение средств оповещения об аварийных ситуациях;
– в нарушение ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. и п. 54 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» утверждённых приказом Ростехнадзора № 331 от 03 сентября 2020 г. не обеспечено исправное состояние, не отрегулировано оборудование опасного производственного объекта «Цех по производству крупы и муки» (находится в полуразрушенном, заброшенном состоянии);
– в нарушение ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. и п. 65 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» утверждённых приказом Ростехнадзора № 331 от 03 сентября 2020 г. не обеспечено наличие полного комплекта клиновых ремней в клиноременных передачах привода нории.
Перечисленные нарушения зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 15 марта 2022 г. № А-331-43 и послужили основанием для составления должностным лицом Курганского отдела по техническому надзору Уральского управления Ростехнадзора в отношении ИП Главы КФХ Волошенкова В.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Вмененные указанному лицу нарушения требований промышленной безопасности образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, факт их совершения подтверждён собранными по делу доказательствами: решением о проведении внеплановой выездной проверки от 01 марта 2022 г. № Р-331-43-рш, предписанием об устранении выявленных нарушений № П-331-79 от 12 ноября 2021 г., выданным начальником Курганского отдела по техническому надзору Уральского управления Ростехнадзора по результатам плановой выездной проверки в отношении ОПО «Цех по производству крупы и муки» (рег. № А55-03908-0006, III класс опасности) Главы КФХ Волошенкова В.И., проведённой в соответствии с решением заместителя руководителя Уральского управления Ростехнадзора от 26 октября 2021 г. № Р-331-79-рш, уч. № 66210111000001283075; протоколом осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов от 09 марта 2022 г. № 331-43-2; актом внеплановой выездной проверки от 15 марта 2022 г. № А-331-43; протоколом об административном правонарушении от 15 марта 2022 г., копией свидетельства о регистрации опасного производственного объекта от 24 ноября 2016 г., из которого следует, что ИП Глава КФХ Волошенков В.И. является его эксплуатирующей организацией, копией свидетельства о государственной регистрации КФХ, Главой которого является Волошенков В.И. от 10 ноября 2006г. и иными материалами дела.
Не доверять указанным доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, поводов нет, поскольку они последовательны, согласуются между собой и получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ.
Доказательств, позволяющих усомниться в виновности ИП Главы КФХ Волошенкова В.И., либо обстоятельств, исключающих административную ответственность, судье не представлено и судьей не установлено.
Нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении должностным лицом в отношении ИП Главы КФХ Волошенкова В.И. протокола об административном правонарушении не допущено.
Действия ИП Главы КФХ Волошенкова В.И. следует квалифицировать по ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, суд признает признание вины в совершенном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, суд не усматривает.
Срок давности привлечения к административной ответственности к моменту рассмотрения дела судом не истёк.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ИП Главы КФХ Волошенкова В.И. предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, финансовое положение ИП Главы КФХ Волошенкова В.И., характер осуществляемой им деятельности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а так же принятие мер, направленных на ликвидацию опасного производственного объекта, путем получения необходимой документации.
При этом, как указано в п. 3 Примечания к ст. 9.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные названной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Суд считает, что возможность осуществления ИП Главой КФХ Волошенкова В.И деятельности в цехе по производству крупы и муки при наличии установленных нарушений требований промышленной безопасности опасных производственных объектов ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, поэтому приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, поскольку в данном случае менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение его цели.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.7-29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
признать индивидуального предпринимателя Главу крестьянского (фермерского) хозяйства Волошенкова Василия Ильича, 16 января 1974 года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности, заключающегося в запрете эксплуатации Цеха по производству крупы и муки (регистрационный номер А55-03908-0006, III класс опасности), расположенного по адресу: ул. Кирова, 28, с. Уксянское Далматовского района Курганской области, на срок 90 (девяносто) суток.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей по ходатайству юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путём подачи жалобы через Далматовский районный суд Курганской области.
Обжалование постановления не приостанавливает его исполнение.
Судья Е.В.Соколова