Дело № 2-190/2022
УИД № 42RS0034-01-2022-000600-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тайга, Кемеровская область 01 июля 2022 года
Судья Тайгинского городского суда Кемеровской области Ковалева Т.Л.,
при секретаре Любимовой М.В.,
с участием представителя истца- старшего помощника прокурора города Тайги Джирихина А.Ю.,
представителя Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 32» Тайгинского городского округа Марковцевой Т.В.,
представителя Администрации Тайгинского городского округа Шматова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и. о. прокурора города Тайги к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 32» Тайгинского городского округа и Администрации Тайгинского городского округа в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
И. о. прокурора города Тайги обратился с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 32» Тайгинского городского округа и Администрации Тайгинского городского округа в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий, мотивировав сои требования следующим:
В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Перечисленные в статье 15 Федерального закона № 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона № 181-ФЗ органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является создание условий развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений.
В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса или иного оборудования, к которому относятся специальные подъемные устройства.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что беспрепятственный вход для инвалидов-колясочников в ряд образовательных организаций не обеспечен, что нарушает права инвалидов, в том числе детей-инвалидов, которые лишены возможности свободного беспрепятственного доступа в здание.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32» Тайгинского городского округа (далее - МБОУ «СОШ № 32» ТГО) зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области, ОГРН №, является муниципальным бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества образовательной организации является Тайгинский городской округ.
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в пункте подпункте «в» пункта 20 предусмотрено, что в целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр утверждены и введены в действие «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее по тексту - СП 59.13330.2020).
Согласно пункту 6.2.9. СП 59.13330.2020 ширину марша пандуса на общих путях движения следует принимать согласно 6.2.1, расстояние между поручнями - по ширине пандуса, а уклон - не более 1:20 (5%).
При проведении проверки в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя образовательная школа № 32» Тайгинского городского округа (далее – МБОУ СОШ № 32» ТГО) установлено, что в нарушение указанного выше требования, при входе в школу размещен пандус, имеющий длину 132 см, при высоте подъема 20 см, что составляет соотношение высоты и длины 1:6,6 (15%), что в 3 раза превышает установленные требования.
Пунктом 6.2.4. СП 59.13330.2020 установлено, что дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.
В нарушение указанной нормы в МБОУ «СОШ № 32» ТГО высота порогов значительно превышает допустимое значение: высота порога первой входной двери составляет 0,07м, у порога второй двери - 0,05 м.
Выявленные нарушения препятствуют развитию доступной среды <данные изъяты> и других маломобильных групп населения, в том числе <данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа, также относится к вопросам местного значения.
В ДД.ММ.ГГГГ прокурором города по факту выявленных нарушений, на имя начальника Управления образования администрации Тайгинского городского округа внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения закона.
Согласно ответу на представления Управления образования администрации Тайгинского городского округа, выявленные прокурорской проверкой нарушения, были устранены: возможность беспрепятственного доступа в МБОУ «СОШ № 32» ТГО обеспечивается переносным пандусом, который так же позволяет устранить перепады высот пола у входной двери.
Считаем, что указанные действия по размещению переносного пандуса для входа в МБОУ «СОШ № 32» ТГО не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Исходя из положений Федерального закона № 181-ФЗ, а также требований раздела 3 Строительных норм и правил (СНиП 35-01-2001), принятых Постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года № 73, предусматривающих наличие в здании как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения с поверхности земли, дублирование лестниц пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, и оборудование наружных лестниц и пандусов поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам, следует, что переносной пандус не является средством обеспечивающим надлежащий беспрепятственный доступ в образовательное учреждение, поскольку не является стационарным объектом.
Кроме того, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-2017.
Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14 - 5.1.16 СП 59.13330.2020, в том числе: пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Исключением применения инвентарного пандуса согласно п. 6.1.3. СП 59.13330.2020 является использование в зданиях памятников архитектуры и культуры или при временном приспособлении зданий для обеспечения доступа <данные изъяты> могут применяться инвентарные пандусы.
Касательно ответа МБОУ «СОШ № 32» ТГО на вышеуказанное представление в части устранения перепада высот при входе в задание школы путем использования инвентарного (переносного) пандуса для преодоления порогов входных дверей, считаю, что данное техническое решение прямо противоречит требованию, пункта 6.2.4. СП 59.13330.2020 согласно которому, дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола более 0,014 м., т.е. данное требование установлено в качестве технического условия осуществления доступа в здание и не связано с применением пандуса.
Таким образом, правовых оснований для применения инвентарного (переносного) пандуса при входе в образовательную организацию, у МБОУ «СОШ № 32» ТГО не имеется, следовательно, допущенные нарушения закона, в части обеспечения надлежащего доступа для маломобильных групп населения в МБОУ «СОШ № 32» ТГО не устранены.
Для создания благоприятной и безопасной среды обучения, организации беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения (<данные изъяты>) к образовательному объекту необходимо принять действенные меры, направленные на соблюдение прав учащихся МБОУ «СОШ № 32» ТГО и третьих лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора Джирихин А.Ю. уточнил исковые требования, просил обязать МБОУ «СОШ № 32» ТГО привести в соответствие с требованиями СП 59.13330.2020 высоту порогов входных дверей в период капитального ремонта либо реконструкции в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» Тайгинского городского округа Марковцева Т.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала.
Представитель ответчика администрации Тайгинского городского округа Тайгинского городского округа Шматов А.В. против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Управления образования администрации Тайгинского городского округа Смолина О.В., будучи надлежащим образом уведомленной о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представили заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в пункте подпункте «в» пункта 20 предусмотрено, что в целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр утверждены и введены в действие «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее по тексту - СП 59.13330.2020).
Согласно пункту 6.2.9. СП 59.13330.2020 ширину марша пандуса на общих путях движения следует принимать согласно 6.2.1, расстояние между поручнями - по ширине пандуса, а уклон - не более 1:20 (5%).
Пунктом 6.2.4. СП 59.13330.2020 установлено, что дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.
При проведении проверки в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя образовательная школа № 32» Тайгинского городского округа прокурором было установлено, что в нарушение указанного выше требования, при входе в школу размещен пандус, имеющий длину 132 см, при высоте подъема 20 см, что составляет соотношение высоты и длины 1:6,6 (15%), что в 3 раза превышает установленные требования; высота порогов значительно превышает допустимое значение: высота порога первой входной двери составляет 0,07м, у порога второй двери - 0,05 м.
Выявленные нарушения препятствуют развитию доступной среды для <данные изъяты> и других маломобильных групп населения, в том числе <данные изъяты>.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались, доказательств устранения указанных нарушений ответчиками не представлено.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32» Тайгинского городского округа зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области, ОГРН №, является муниципальным бюджетным учреждением, учредителем и собственником имущества образовательной организации является Тайгинский городской округ.
В соответствии с п.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно абз.6 п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Таким образом, суд считает установленным, что доступ <данные изъяты> и других граждан, относящихся к категории маломобильных групп населения, в здание образовательного учреждения затруднен, в связи с чем допускается нарушение их прав, обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа <данные изъяты> в здание образовательного учреждения и оборудованию входа в здание специальными приспособлениями лежит на МБОУ СОШ № 32 ТГО, как на бюджетном учреждении, у которого здание школы находится на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования и. о. прокурора города Тайги, с учетом их уточнения, подлежат полному удовлетворению.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст.333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации или физические лица, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, и, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой. Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» Тайгинского городского округа в размере, установленном ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 УПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 32» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 32» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░ 1024202292234) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░, ░.░░░░░, ░░.░░░░, ░.6, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░ № 32», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2020 ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░
- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2020 ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░ )░░░░ №, ░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 32» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 04.07.2022.
░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░