УИД: 66RS0010-01-2023-002118-19
Дело № 5-132/2023
вводная и резолютивная части объявлены 16 августа 2023 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Нижний Тагил 18 августа 2023 года
Судья Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области Белоусова А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат», расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Металлургов, 1, ИНН 6623000680, ОГРН 1026601367539, дата государственной регистрации 27 июня 1996 года,
У С Т А Н О В И Л:
в период с 19 июня по 30 июня 2023 года на основании решения Уральского управления Ростехнадзора от 16 июня 2023 года № Р-332-243-рш проведена внеплановая выездная проверка в отношении опасного производственного объекта – цеха конвертерный, рег. № А54-00438-0006, II класса опасности, находящегося по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Металлургов, д. 1, эксплуатируемого акционерным обществом «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» (далее по тексту – АО «ЕВРАЗ НТМК»).
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности:
кислородно-азотные распределительные конвертеры № 1 - № 4 (КАРП № 1 - № 4), трубопроводы подачи газовых сред от КАРП № 1 - № 4 до конвертеров № 1 - № 4, трубопровод автогенного кислорода конвертерного отделения, находящихся в эксплуатации с 1978 года по истечении срока 20 лет службы, эксплуатируются без заключения экспертизы промышленной безопасности, что является нарушением ст. 9, ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 420 от 20 октября 2020 года;
отсутствует документация, прошедшая экспертизу промышленной безопасности, по которой произведен демонтаж газопровода природного газа на кузнечную печь в мехмастерской, что является нарушением ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
не выполнены мероприятия, установленные заключением экспертизы промышленной безопасности газопровода природного газа (сооружение) на автогенные нужды от ГРК ОНРС, рег. № 54-3C-14897-2020, являющиеся условием дальнейшей безопасной эксплуатации, а именно восстановление защитного антикоррозионного покрытия газопровода; обеспечение стыковых сварных соединений в узлах соединения газопровода Ф76/Ф57 путем установки переходов, проведение ремонта по специально разработанной технологии с последующим проведением НК; устранение коррозионных повреждений металла газопровода Ф76, с последующим восстановлением антикоррозионного покрытия, что является нарушением ст. 9 Федерального закона Российской Федерации № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 420 от 20 октября 2020 года;
не обеспечено проведение экспертиз промышленной безопасности технических устройств: 12 шлаковозов номера 034, 29, 34, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, что является нарушением ст. 9, ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 420 от 20 октября 2020 года;
не обеспечена безопасная эксплуатация технических устройств на ОПО, технические устройства: шлаковоз № 47, два сталеразливочных ковша № 4, № 37 согласно заключениям экспертиз на технические устройства не соответствуют требованиям промышленной безопасности, что является нарушением ст. 9, ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
не выполнены мероприятия, установленные заключением экспертизы промышленной безопасности, что является нарушением ст. 9 Федерального закона Российской Федерации № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 35 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 420 от 20 октября 2020 года:
в здании маслосклада не выполнено усиление пилястры путем устройства стальной обоймы (п. 1.); ремонт стенового ограждения инъецированием в трещину полимерцементного раствора, предварительно разделав кромку (п.п. 3,5); не переложен участок каменной кладки карниза, выполнив перевязку новой кладки с существующей (п. 8.); не выполнен ремонт кровли (п. 12), не заменены стальные листы кровли (п. 13.);
в здании насосно-питательной установки не выполнен ремонт поврежденных железобетонных плит покрытия в осях 3-7 в соответствии с рекомендацией, представленной в пункте 3.12.1 технического отчета 4699-2019-3С.ОБС;
в здании шихтового двора не выполнена замена подкрановой ветви вертикальной связи СВ1 по колоннам каркаса в осях Б/5-4. Новый элемент принять аналогичным существующему по сечению (два уголка 200x125?10мм). Работы выполнять по специально разработанному комплекту рабочих чертежей; Не восстановлено антикоррозионное покрытие металлоконструкций каркаса (колонны, подкрановые балки, конструкции покрытия) после очистки от продуктов коррозии; Не выполнена замена поврежденного связевого элемента по нижним поясам стропильных ферм покрытия в осях А/3-2. Новый элемент принять аналогичным существующему по сечению (два уголка сечением 75x5мм); Не выполнена замена поврежденного раскоса вертикальной связи СВ4 по покрытию в осях А/8-7. Новый элемент принять по аналогии с существующим (уголок сечением 75хбмм); Не выполнено усиление поврежденного раскоса (третий раскос со стороны ряда Б) стропильной фермы ФС3 в осях Б-В/2 путем приварки стальной накладки; Не выполнена замена наружных стеновых ребристых панелей по ряду А в уровне отметок 0,000....4,600м.; Не выполнен демонтаж (при необходимости перекладка) поврежденного участка кирпичной стены в осях А-Б/4 (в уровне отметок 0,000...5,800м).; Не выполнена перекладка поврежденного участка наружной кирпичной стены в уровне парапета по оси 1. До выполнения ремонтно-восстановительных работ оградить зону возможного падения кирпичей; Не выполнена перекладка поврежденных участков наружной кирпичной стены в осях В/1 и В/8; Не выполнена замена поврежденных стальных отливов над кирпичной стеной по ряду В; Не выполнено устройство новой бетонной отмостки вдоль ряда В;
в здании отделения непрерывного разлива стали: не восстановлено антикоррозионное покрытие колонн в осях А/19-24, И-K/01-23, в соответствии c рекомендацией приведенной в пункте 3.12.2 технического заключения 4410-2019-3С.ОБС (п.3); Не восстановлено антикоррозионное покрытие балок перекрытия в осях И-К на отметке 6,000 м в соответствии с рекомендацией приведенной в пункте 3.12.2 технического заключения 4410-2019-3С.ОБС (п. 12); Не восстановлено антикоррозионное покрытие конструкций перекрытия в осях M-H/01-3 в соответствии с рекомендацией приведенной в пункте 3.12.2 технического заключения 4410-2019-3С.ОБС (п.16); Не выполнена замена светопрозрачных ограждающих конструкций в осях И/8-9 и в осях А-Б/1. (п.21); Не выполнен демонтаж поврежденных элементов заполнения оконных рам в осях Р/5-6 (п.22); Не выполнено устройство новой опоры проходной площадки вблизи существующей поврежденной в осях А/4"-2" (пролет А-В) и в осях А/10-11 (пролет А-В). После монтажа новой опоры деформированную демонтировать. Работы выполнять по специально разработанному комплексу рабочих чертежей (п.23); Не выполнена перекладка поврежденного участка каменной кладки встроенного помещения «Венткамера» в осях P/4-5 в соответствии с рекомендацией, приведенной в пункте 3.12.3 технического заключения 4410-2019-3С.ОБС (п.28); Не выполнен демонтаж кирпичной перегородки на отметке 6,100 м в пролете И-К (оси 2-4) и устройство перегородки из облегченных материалов. Рекомендовано рассмотреть вариант применения сэндвич-панелей (п.29).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законодательства в области промышленной безопасности, а именно статей 8, 9, 13 Федерального закона Российской Федерации № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 4, 35, 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 420 от 20 октября 2020 года.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – АО «ЕВРАЗ НТМК», извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении или рассмотрении дела в свое отсутствие не обращался.
Защитник АО «ЕВРАЗ НТМК» Гаврилова В.В. в судебном заседании, не оспаривая факт наличия выявленных в ходе проведенной Уральским управлением Ростехнадзора проверки нарушений в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, указала, что ряд выявленных и указанных в протоколе нарушений устранены, остальные выполнить не удалось по объективным причинам. В частности, в цехе отсутствует технические устройства кислородно-азотные распределительные пункты конвертеров № 1 - № 4 (КАРП № 1 - № 4), а клапанные стенды для кислорода и азота являются составной частью (компонентом) конвертеров № 1 - № 4, в отношении которых проведена экспертиза промышленной безопасности. Газопровод природного газа на кузнечную печь в мехмастерской демонтирован без необходимой документации, принимаются меры к ликвидации газопровода, при этом проведение экспертизы промышленной безопасности документации по демонтажу газопровода в настоящее время не представляется возможным, поскольку газопровод уже демонтирован. В конвертерном цехе № 1 разработаны мероприятия по безопасной эксплуатации газопровода до устранения нарушений, мероприятия по антикоррозионным работам газопровода будут выполнены в установленный предписанием Ростехнадзора срок до 30 декабря 2023 года. По факту необеспечения проведения экспертиз промышленной безопасности технических устройств – 12 шлаковозов пояснила, что семь шлаковозов №№ 034, 29, 34, 76, 77, 78, 79 выведены из эксплуатации до момента получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, в отношении пяти шлаковозов №№ 80-84 разработаны мероприятия по их безопасной эксплуатации до устранения нарушений, проведение экспертиз промышленной безопасности по техническим устройствам будет обеспечено в установленный предписанием срок до 30 декабря 2023 года. Сталеразливочные ковши № 4 и № 37 с учетом технической невозможности их восстановления решением комиссии выведены из эксплуатации, шлаковоз № 47 также выведен из эксплуатации до момента получения положительной экспертизы промышленной безопасности, технические средства не эксплуатируются, угрозы жизни и здоровью людей нет. По факту невыполнения мероприятий заключений экспертиз промышленной безопасности в отношении зданий маслосклада, насосно-питательной установки, шихтового двора, отделения непрерывного разлива стали отмечает, что мероприятия, указанные в экспертизах по зданиям, выполняются, АО «ЕВРАЗ НТМК» предпринимаются меры для выполнения мероприятий, направленных на устранение нарушений в установленный предписанием срок до 30 декабря 2023 года. До момента устранения нарушений в конвертерном цехе №1 разработаны, приняты и осуществляются мероприятия по безопасной эксплуатации зданий до устранения нарушений. Ссылаясь на неподтвержденность угрозы жизни и здоровью граждан, возможные негативные последствия, полагала назначение наказания в виде приостановления деятельности цеха нецелесообразным. Обращает внимание на наличие оснований для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Представитель межрегионального отдела металлургического надзора Уральского Управления Ростехнадзора Юсупова Р.Р. в судебном заседании пояснила, что нарушения правил промышленной безопасности на объектах АО «ЕВРАЗ НТМК» установлены в ходе внеплановой выездной проверки. Несмотря на устранение ряда нарушений и выведение ряда технических устройств из эксплуатации, настаивала на назначении наказания в виде приостановления эксплуатации указанного здания.
Заслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Процедуру проведения экспертизы промышленной безопасности устанавливают Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденные приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 года № 420.
Согласно п. 4 указанных Правил, техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.
Согласно п. 35 указанных Правил, Заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности: объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности; объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.
Согласно п. 36 указанных Правил, по результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы должны дополнительно приводиться сведения о расчетных и аналитических процедурах оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.
Как следует из материалов дела, на основании решения Уральского управления Ростехнадзора от 16 июня 2023 года № Р-332-243-рш «О проведении внеплановой выездной проверки АО «ЕВРАЗ НТМК», в период с 19 июня по 30 июня 2023 года должностными лицами Уральского управления Ростехрадзора была проведена внеплановая выездная проверка в отношении опасного производственного объекта – цех конвертерный, рег. № А54-00438-0006, II класса опасности, эксплуатируемого АО «ЕВРАЗ НТМК» по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Металлургов, 1.
В ходе внеплановой выездной проверки установлено, что АО «ЕВРАЗ НТМК» не проведена экспертиза промышленной безопасности кислородно-азотных распределительных конвертеров № 1 - № 4 (КАРП № 1 - № 4), трубопроводов подачи газовых сред от КАРП № 1 - № 4 до конвертеров № 1 - № 4, трубопровода автогенного кислорода конвертерного отделения, находящихся в эксплуатации по истечении срока 20 лет службы. При этом из пояснений защитника АО «ЕВРАЗ НТМК» и представителя межрегионального отдела металлургического надзора Уральского Управления Ростехнадзора, а также представленных технических паспортов следует, что кислородно-азотных распределительных конвертеров № 1 - № 4 (КАРП № 1 - № 4) фактически являются клапанными стендами для кислорода и азота являются составной частью (компонентом) конвертеров № 1 - № 4.
По заключению экспертизы промышленной безопасности № 6955-2022-ТУ от 12.12.2022 на техническое устройство конвертер № 1 объект экспертизы не в полной мере соответствовал требованиям промышленной безопасности и могло быть применено при условии выполнения ряда мероприятий по приведению объекта экспертизы промышленной безопасности в соответствие с требованиями промышленной безопасности, эксплуатация конвертер № 1 может быть продлена до 31 декабря 2025 года при условии выполнения указанных в экспертизе мероприятий.
По заключению экспертизы промышленной безопасности № 2023-02-071 ТУ рег. 54-ТУ-2023 от 10.02.2023 на техническое устройство конвертер № 2 объект экспертизы не в полной мере соответствовал требованиям промышленной безопасности и могло быть применено при условии выполнения ряда мероприятий по приведению объекта экспертизы промышленной безопасности в соответствие с требованиями промышленной безопасности, срок проведения следующей экспертизы промышленной безопасности конвертера № 2 не позднее 28 февраля 2026 года при условии выполнения указанных в экспертизе мероприятий.
По заключению экспертизы промышленной безопасности № 7124-2023-ТУ от 25.04.2023 на техническое устройство конвертер № 3 объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности, эксплуатация конвертера № 3 может быть продлена на проектных параметрах до 31 декабря 2026 года при соблюдении условий безопасной эксплуатации.
Согласно техническому паспорту на установку конвертера № 4 с 02 ноября 2010 года получено разрешение на эксплуатацию установки конвертера № 4, средняя продолжительность эксплуатации установки конвертера № 4 составляет 15 лет, на момент проведения проверки проведение экспертизы промышленной безопасности не требовалось.
Таким образом, проведение экспертизы промышленной безопасности составных частей конвертеров № 1 - № 4 (КАРП № 1 - № 4), при условии выполнения указанных в заключениях мероприятий, не требовалось.
Кроме того, в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что АО «ЕВРАЗ НТМК» не проведена экспертиза промышленной безопасности документаций, по которой произведен демонтаж газопровода природного газа на кузнечную печь в мехмастерской. Согласно представленной документации, газопровод природного газа на кузнечную печь в мехмастерской демонтирован, издан приказ от 25 июля 2023 года № 844 о ликвидации газопровода природного газа КЦ №1 на кузнечную печь в механической мастерской, поручена организация проведения экспертизы промышленной безопасности проекта о ликвидации газопровода природного газа.
Также установлено, что АО «ЕВРАЗ НТМК» не выполнены мероприятия, установленные заключением экспертизы промышленной безопасности газопровода природного газа (сооружение) на автогенные нужды от ГРК ОНРС, рег. № 54-3C-14897-2020, являющиеся условием дальнейшей безопасной эксплуатации, а именно восстановление защитного антикоррозионного покрытия газопровода; обеспечение стыковых сварных соединений в узлах соединения газопровода Ф76/Ф57 путем установки переходов, проведение ремонта по специально разработанной технологии с последующим проведением НК; устранение коррозионных повреждений металла газопровода Ф76, с последующим восстановлением антикоррозионного покрытия.
При этом по заключению экспертизы № 2020-09-092 на сооружение: газопровод природного газа низкого давления на автогенные нужды от ГРУ ОНРС, объект экспертизы не в полной мере соответствовал требованиям промышленной безопасности и мог быть применен при условии выполнения ряда мероприятий по приведению объекта экспертизы промышленной безопасности в соответствие с требованиями промышленной безопасности. На момент проведения проверки данное условие в полном объеме не выполнено, при этом обеспечены стыковые сварные соединения в узлах соединения газопровода Ф76/Ф57 путем установки переходов, проведение ремонта по специально разработанной технологии с последующим проведением НК, определены мероприятия по безопасной эксплуатации газопровод природного газа на автогенные нужды от ГРУ ОНРС, выполняются периодические осмотры дежурным персоналом, разработана программа выполнения мероприятий экспертизы промышленной безопасности зданий и технических устройств.
Кроме того, в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что АО «ЕВРАЗ НТМК» не проведены экспертизы промышленной безопасности технических устройств: 12 шлаковозов; не обеспечена безопасная эксплуатация технических устройств на ОПО, технические устройства: шлаковоз № 47, два сталеразливочных ковша № 4, № 37. Согласно представленному распоряжению начальника конвертерного цеха от 01 августа 2023 года шлаковозы №№ 034, 29, 34, 76, 77, 78, 79 выведены из эксплуатации до момента получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, проводятся мероприятия по безопасной эксплуатации шлаковозов №№ 80, 81, 82, 83, 84. Проведение экспертиз промышленной безопасности по техническим устройствам будет обеспечено в установленный предписанием срок до 30 декабря 2023 года, представлена конкурентная карта на проведение экспертизы промышленной безопасности.
Сталеразливочные ковши № 4 и № 37 по причине невозможности восстановления выведены из перечня ОПО конвертерного цеха № 1, переведены во вспомогательную тару. Шлаковоз № 47 выведен из работы до устранения замечаний экспертизы промышленной безопасности, что подтверждается представленными актами осмотра.
Кроме того, в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что АО «ЕВРАЗ НТМК» не выполнены мероприятия, установленные заключением экспертизы промышленной безопасности, в зданиях маслосклада, насосно-питательной установки, шихтового двора, отделения непрерывного разлива стали. На момент рассмотрения дела выполнено устройство новой опоры проходной площадки вблизи существующей поврежденной в осях А/4"-2" (пролет А-В) и в осях А/10-11 (пролет А-В) (п.23), иные мероприятия, установленные заключением экспертизы промышленной безопасности в вышеуказанных зданиях, не выполнены. Разработаны и приняты мероприятия по безопасности эксплуатации зданий до устранения нарушений, осуществление указанных мероприятий подтверждается представленными и исследованными в судебном заседании графиками текущих осмотров зданий и сооружений цеха, журналом осмотра м/к зданий и сооружений по участку отделения непрерывного разлива стали, графиками осмотров подкрановых путей ремонтной (механической) службы цеха, журналами осмотров подкрановых путей. При этом на момент проведения проверки установленные заключением экспертизы промышленной безопасности мероприятия в зданиях маслосклада, насосно-питательной установки, шихтового двора, отделения непрерывного разлива стали в полном объеме не выполнены.
Как следует из материалов дела, АО «ЕВРАЗ НТМК» при эксплуатации производственных объектов допустило нарушения требований промышленной безопасности, приведенных в акте проверке, в нарушение требований ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» отсутствует документация, прошедшая экспертизу промышленной безопасности, по которой произведен демонтаж газопровода природного газа на кузнечную печь в механической мастерской;
в нарушение ст. 9 Федерального закона Российской Федерации № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 420 от 20 октября 2020 года не выполнены мероприятия, установленные заключением экспертизы промышленной безопасности газопровода природного газа (сооружение) на автогенные нужды от ГРК ОНРС, рег. № 54-3C-14897-2020, являющиеся условием дальнейшей безопасной эксплуатации, а именно восстановление защитного антикоррозионного покрытия газопровода; устранение коррозионных повреждений металла газопровода Ф76, с последующим восстановлением антикоррозионного покрытия;
в нарушение ст. 9, ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», не обеспечена безопасная эксплуатация технических устройств на ОПО, технические устройства: шлаковоз № 47, два сталеразливочных ковша № 4, № 37 согласно заключениям экспертиз на технические устройства не соответствуют требованиям промышленной безопасности, а также в нарушение п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 420 от 20 октября 2020 года не обеспечено проведение экспертиз промышленной безопасности технических устройств: 12 шлаковозов номера 034, 29, 34, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;
в нарушение ст. 9 Федерального закона Российской Федерации № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 35 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 420 от 20 октября 2020 года не выполнены мероприятия, установленные заключением экспертизы промышленной безопасности в зданиях маслосклада, насосно-питательной установки, шихтового двора, отделения непрерывного разлива стали.
Вина АО «ЕВРАЗ НТМК» в совершении административного правонарушения подтверждается:
– протоколом об административном правонарушении № 17-00-19/45 от 07 июля 2023 года, который в полной мере соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
– протоколом осмотра ПО-332-243-М от 29 июня 2023 года, из которого следует, что из которого следует, что при осмотре опасного производственного объекта – Цеха конвертерного, рег. № А54-00438-0006, II класса опасности, установлено, в том числе, что в конвертерном цехе находятся в эксплуатации технические устройства, обладающие признаками опасности, не идентифицированные в составе опасного производственного объекта, не имеюшие паспортов и экспертизу промышленной безопасности: кислородно-азотные распределительные пункты конвертеров №№1-4 (КАРП №№ 1-4), трубопроводы подачи газовых сред от КАРП №№ 1-4 до конвертеров №№ 1-4, трубопровод автогенного кислорода конвертерного отделения (1978 год ввода в эксплуатацию); произведен демонтаж газопровода природного газа и кузнечной печи, находящейся в помещении мехматерской, в отсутствие проекта технического перевооружения опасного производственного объекта, прошедшего экспертизу промышленной безопасности; не выполнены мероприятия, установленные заключением экспертизы промышленной безопасности газопровода природного газа на автогенные нужды от ГРК ОНРС, рег. № 54-3C-14897-2020 – восстановить защитное антикоррозионное покрытие газопровода; обеспечить стыковые сварные соединения в узлах соединения газопровода Ф76/Ф57 путем установки переходов, ремонт провести по специально разработанной технологии с последующим проведением НК; устранить коррозионные повреждения металла газопровода Ф76, с последующим восстановлением антикоррозионного покрытия. Выбор методов и средств защиты от коррозии наружной поверхности газопровода определять проектом, исходя из условий прокладки и установки.
– протоколом осмотра ПО-332-243-М2 от 30 июня 2023 года, из которого следует, что при осмотре опасного производственного объекта – Цеха конвертерного, рег. № А54-00438-0006, II класса опасности, установлено, что на объекте эксплуатируются технические устройства 12 шлаковозов номера 034, 29, 34, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84 без заключения экспертизы промышленной безопасности; эксплуатируются технические устройства шлаковоз № 47, два сталеразливочных ковша № 4, № 37 с отрицательным выводом заключения экспертизы промышленной безопасности; не выполнены мероприятия, установленные заключением экспертизы промышленной безопасности в зданиях маслосклада, насосно-питательной установки, шихтового двора, отделения непрерывного разлива стали;
– актом внеплановой выездной проверки Р-332-243-а от 30 июня 2023 года, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения требований промышленной безопасности;
– предписанием № Р-332-243-рш/п от 30 июня 2023 года, которым установлены сроки устранения выявленных в ходе внеплановой выездной проверки нарушений;
– выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой «АО «ЕВРАЗ НТМК» зарегистрировано и действует в соответствующем статусе, имеет в эксплуатации опасные производственные объекты.
Оснований не доверять исследованным доказательствам у судьи не имеется. Представленные доказательства последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, собраны в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются достаточными, чтобы исключить какие- либо сомнения в виновности АО «ЕВРАЗ НТМК» в совершении инкриминируемого правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения АО «ЕВРАЗ НТМК» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми препятствиям, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательной установленной обязанности.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии АО «ЕВРАЗ НТМК» своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у юридического лица объективной возможности для соблюдения этих требований. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено. При этом довод защитника юридического лица об устранении на момент рассмотрения дела об административном правонарушении части выявленных нарушений, не свидетельствует о принятии таких своевременных мер и не исключает наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах судья считает доказанной вину юридического лица - АО «ЕВРАЗ НТМК» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение требований промышленной безопасности.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
При рассмотрении дела нарушений требований закона, влияющих на прекращение производства по делу об административном правонарушении, не установлено.
Исходя из положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая фактические обстоятельства дела, а также характер совершенного правонарушения, тот факт, что несоблюдение законодательства в области исполнения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных представляет повышенную угрозу жизни и здоровью людей и окружающей среде, административное правонарушение, совершенное АО «ЕВРАЗ НТМК», не может быть признано малозначительным.
При назначении административного наказания АО «ЕВРАЗ НТМК» судьей учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность АО «ЕВРАЗ НТМК», судья учитывает признание им своей вины, а также осуществление действий, направленных на устранение выявленных нарушений, в целях обеспечения баланса публичного интереса по несению наказания и необходимости сохранения нормальной деятельности юридического лица.
Отягчающих наказание обстоятельств суд не усматривает, на момент совершения административного правонарушения АО «ЕВРАЗ НТМК» не являлось лицом, подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения, документы, подтверждающие повторность в действиях юридического лица, в материалы дела не представлены
С учетом изложенного, в целях исправления АО «ЕВРАЗ НТМК» и предупреждения совершения им новых правонарушений, а также в целях защиты прав и интересов неограниченного круга лиц в области эксплуатации опасных производственных объектов, судья находит возможным назначить АО «ЕВРАЗ НТМК» наказание в виде административного штрафа.
Исходя из установленных обстоятельств дела, учитывая степень опасности совершенного правонарушения, объектом которого являются отношения в сфере эксплуатации опасного производственного объекта АО «ЕРАЗ НТМК», судья не находит оснований для замены наказания в виде штрафа предупреждением в соответствии с положениями ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам защитника АО «ЕВРАЗ НТМК», положения ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном конкретном случае не применяются в связи с отсутствием совокупности оснований для их применения. Из материалов дела не усматриваются исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, позволяющие назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Устранение части выявленных в ходе проверки нарушений, а также признание вины в совершении административного правонарушения не могут рассматриваться в качестве исключительных обстоятельств.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не требует наступления общественно опасных последствий. Выявленные в ходе проверки нарушения правил промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, безусловно, свидетельствуют об угрозе возникновения вреда жизни и здоровью людей.
В силу ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Судья принимает во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства наступления неблагоприятных последствий в результате бездействия юридического лица, а также учитывая принятие Обществом конкретных мер по устранению выявленных нарушений, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, судья считает возможным назначить АО «ЕВРАЗ НТМК» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией данной статьи.
Оснований для административного приостановления деятельности судья не усматривает. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. В материалах дела отсутствуют доказательства, которые свидетельствуют о безусловной необходимости применения данного вида наказания.
При этом судья отмечает, что назначение административного наказания в виде приостановления деятельности в данном конкретном случае является чрезмерно суровым, не отвечает задачам и целям административной ответственности, нарушит права и законные интересы значительного числа работников организации, так как приостановление какой-либо части деятельности организации, имеющей непрерывный технологический процесс, не представляется возможным, что подтверждено доказательствами по делу. Также судья принимает во внимание, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) не усмотрела оснований для наложения временного запрета деятельности опасного производственного объекта юридического лица при производстве по дела, решение о наложении временного запрета деятельности объекта не принималось.
Более того, в существующей общественно-политической ситуации в стране, выпуск чугуна, стали и металлопроката является, безусловно, необходимым для поддержания нормального функционирования всех сфер производственной деятельности, включая оборонно-промышленный комплекс, в связи с чем приостановление деятельности указанной организации нанесет непоправимый ущерб, несопоставимый с теми нарушениями требований промышленной безопасности, которые были выявлены в ходе проверочных мероприятий административным органом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
признать акционерное общество «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» (ИНН 6623000680, ОГРН 1026601367539) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Разъяснить АО «ЕВРАЗ НТМК», что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам - УИН 49866712308170019324, ИНН 6671290250, КПП 667101001, Уральское ГУ Банка России, УФК по Свердловской области (Уральское управление Ростехнадзора, зарегистрировано 25 июня 2009 года инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбург с присвоением ОГРН 1096671008345), номер счета получателя (номер казначейского счета) 03100643000000016200, номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета (ЕКС) 40102810645370000054, лицевой счет 04621А19820, БИК 016577551, КБК 49811601091010001140, ОКТМО 65701000.
В случае неуплаты штрафа, в срок, предусмотренный законом лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение 10 суток со дня получения копии постановления через Тагилстроевский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области.
Судья подпись А.Е. Белоусова