Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2422/2022 ~ М-2098/2022 от 19.07.2022

Дело 2-2422/2022

79RS0002-01-2022-004708-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2022 года                                                         г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи         Юртаевой О.А.

при секретаре Курикаловой Ю.С.

с участием представителя истца помощника прокурора г. Биробиджана ЕАО Ивагиной Н.В.

представителя ответчика Бубашневой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Биробиджана ЕАО в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений, -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Биробиджана обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений. Требования мотивировал тем, что прокуратурой города Биробиджана проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, при проведении которой выявлены нарушения требований безопасности зданий и сооружений в г. Биробиджане. В ходе проверки установлено, что здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», расположенное по адресу: ул. Бумагина, 5А, г. Биробиджан, ЕАО построено в 1950 году. В 2022 году проведено обследование технического состояния здания. Согласно техническому заключению (отчету) по результатам обследования технического состояния объекта, проведенному в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» текущее состояние здания ограниченно работоспособное, требует капитального ремонта, подлежит капитальному ремонту. Согласно представленной информации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» до настоящего времени ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», не проведены. Нарушения состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, что является недопустимым. Просит суд возложить обязанность на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» в срок до 31.12.2022, устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений, в соответствии с отчетом о результатах мониторинга технического состояния здания - сплошного визуального и документального обследования элементов несущих и ограждающих конструкций, а именно: провести капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, потолков, межэтажных перекрытий и полов, окон и дверей, входных групп, лестниц и крылец, фасадов, системы отопления, системы вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, слаботочных систем, систем пожаротушения, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, электромонтажные работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», расположенного по адресу: г. Биробиджан, ул. Бумагина, 5А.

Определением суда от 08.08.2022 изменен процессуальный статус третьего лица мэрии муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области на соответчика.

В судебном заседании представитель истца Ивагина Н.В. уточнила исковые требования. Просил суд обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений, в соответствии с отчетом о результатах мониторинга технического состояния здания - сплошного визуального и документального обследования элементов несущих и ограждающих конструкций, а именно: провести капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, потолков, межэтажных перекрытий и полов, фасадов, системы отопления, системы вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, слаботочных систем, систем пожаротушения, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, электромонтажные работы в срок до 01.09.2023, на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО возложить обязанность, в случае недостаточности финансовых средств у учреждения произвести финансирование за счет средств местного бюджета на обеспечение финансирования указанных мероприятий в срок до 01.09.2023.

В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» Бубашнева Н.В. с исковыми требованиями согласилась, при этом указала, что срока до сентября 2023 года, недостаточно для проведения капитального ремонта, в связи с отсутствием денежных средств.

В судебное заседание представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений (ч. 1 ст. 4).

В силу норм Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (п. 20 ст. 2).

Положениями ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

        В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психологическое, духовное и нравственное развитие.

         Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

          Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Биробиджана ЕАО проведена проверка, в ходе которой установлено, и подтверждается техническим заключением (отчетом), что здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» требует капитального ремонта.

Согласно указанного технического заключения в учреждении выявлены трещины в цокольной части здания, отмостка разрушена. Имеются многочисленные протечки кровли. Водосточная система частично повреждена. Полный нормативный износ по сроку службы. Имеются потертости покрытий полов в ходовых местах, прогибание досок. Окна промерзают. Расшатывание дверных полотен и коробок. Входные группы в неудовлетворительном состоянии. Бетонные и кирпичные крыльца осыпаются. Выбоины и трещины в ступенях лестниц. Поверхности ступеней стерты. Внутренняя отделка имеет трещины в штукатурном слое. Отслоение краски. Плесень, гниль и грибок по углам помещений. Выветривание швов, ослабление кирпичной кладки, выпадение отдельных кирпичей, трещины в карнизах и перемычках, увлажнение поверхности стен. Имеется массовое повреждение трубопроводов, сильное поражение ржавчиной, следы ремонта отдельными местами (хомуты, сварочные швы), неудовлетворительная работа отопительных приборов и запорной арматуры, значительное нарушение теплоизоляции трубопроводов. Нарушена герметизация вводов и выпусков из зданий. Износ по сроку службы - 50%. Система приточно-вытяжная принудительная, воздухообмен не обеспечен. Выход из строя запорной арматуры, большое количество хомутов, коррозия элементов системы. Капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры, выход из строя части сантехнических приборов. Нормативный износ по сроку службы составляет 60%. Массовые течи в местах присоединения приборов,          повреждения эмалированного покрытия сантехнических приборов, повреждение и разрушение чугунных трубопроводов, массовые следы ремонта (хомуты и заделка), следы замены отдельных участков. Нормативный износ по сроку службы 80%.

Установлена необходимость проведения следующих работ: капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, потолков, межэтажных перекрытий и полов, системы отопления, системы вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, систем пожаротушения, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, электромонтажные работы.

Согласно представленной информации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» до настоящего времени ремонтные работы, необходимые для безопасной эксплуатации здания, не проведены.

Таким образом, в судебном заседании установлено несоблюдение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» требований об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

Невыполнение указанных требований законодательства, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, воспитывающихся в образовательном учреждении.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Нарушения состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казённых учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

В соответствии со ст. 53 указанного Федерального закона, формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счёт средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пункт 4 ст. 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указано, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Статья 15 указанного закона определяет, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения муниципального образования.

Таким образом, проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Обязательства по финансированию указанных мероприятий являются расходным обязательствами органа местного самоуправления. Соответственно, выделение средств на эти мероприятия возможно в рамках бюджетного процесса.

При этом действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.

Согласно устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», является бюджетным учреждением, работающим по муниципальному заданию, финансовое обеспечение которого осуществляется, в том числе в виде субсидий и субвенций из бюджета муниципального образования «Город Биробиджан».

В связи с указанным, суд считает необходимым обязать мэрию муниципального образования «Город Биробиджан» произвести финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией указанных мероприятий.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок, указанный прокурором, до которого он просит обязать учреждение исполнить решение суда (01.09.2023) суд считает обоснованным и разумным, суд считает необходимым установить ответчику мэрии города Биробиджана срок для выделения учреждению денежных средств, для исполнения решения суда – 01.09.2023.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» (ОГРН 1027900511320), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ИНН 7901525782) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности зданий, сооружений удовлетворить.

    Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» в срок до 01 сентября 2023 года провести капитальный ремонт фундамента, цоколя и отмостки, кровли, потолков, межэтажных перекрытий и полов, системы отопления, системы вентиляции, системы горячего и холодного водоснабжения, системы канализации, слаботочных систем, систем пожаротушения, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, электромонтажные работы здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5», расположенного по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Бумагина, 5 «А».

Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (ИНН7901525782) при недостаточности у муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до 01 сентября 2023 года выделить муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» денежные средства на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                             Юртаева О.А.

Мотивированное решение изготовлено 29.08.2022.

2-2422/2022 ~ М-2098/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Биробиджана
Ответчики
Средняя общеобразовательная школа № 5, МБОУ
Мэрия города МО "Город Биробиджан" ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Юртаева Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
19.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2022Передача материалов судье
25.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2022Подготовка дела (собеседование)
08.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2023Дело оформлено
26.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее