РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2023 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Бездетновой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовой А.В.,
с участием истца Демидовой Н.В., представителя ответчика Храмайкова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД № 71RS0028-01-2023-000285-74 (производство № 2-540/2023) по иску Демидовой Натальи Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста,
у с т а н о в и л :
Демидова Н.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Тульской области о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста. В обоснование иска ссылалась на то, что 12.01.2023 она обратилась в клиентскую службу г. Белева Тульской области ОСФР по Тульской области с заявлением о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Решением от 18.01.2023 № 8611/23 в назначении пенсии ей было отказано ввиду недостаточности периодов проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающих право на снижение общеустановленного пенсионного возраста. При этом в подсчет таких периодов не были включены периоды ее работы с 30.05.1990 по 01.07.1998 в ясли-саду № 838 г. Москвы, с 01.05.1999 по 30.06.2000 – в Негосударственном образовательном учреждении «Юждин-Центр» г. Москва, с 01.01.2005 по дату обращения за назначением пенсии – в ЗАО «Клиника пластической хирургии и косметологии «Арт-Клиник» г. Москва, поскольку в графе «Территориальные условия» отсутствуют сведения о работе в зоне радиоактивного загрязнения, и данная работа осуществлялась в другом регионе и совпадала по времени с временем проживания в зоне радиоактивного загрязнения. С данными выводами истец не согласна, поскольку фактически график ее работы позволял, проживая в г. Белеве Тульской области, приезжать на работу в г. Москву и после окончания работы возвращаться к месту проживания. Просила суд признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии и обязать ответчика назначить ей пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста на основании поданного 12.01.2023 заявления с даты наступления права на пенсию – с 25.01.2023.
В судебном заседании истец Демидова Н.В. заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОСФР по Тульской области по доверенности Храмайков М.В. заявленные истцом требования не признал, против их удовлетворения возражал, ссылаясь на те же доводы, которые приведены в решении от 18.01.2023 № 8611/23.
Выслушав мнения участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально -экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991№ 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территорияг. Белева Тульской области была отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" данный статус территории г. Донского Тульской области в настоящее время сохранен.
Согласно пункту 7 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и" пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 №16/19па, к заявлению о назначении пенсии по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, должны быть приложены документы о проживании или работе в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
П. 100 Перечня от 28.11.2014 № 958н указано, что в качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, принимаются: удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания).
Как следует из паспорта истца Демидовой Н.В., она 25.01.1971 года рождения, зарегистрирована по адресу: г. Белев Тульской области, ул. Пролетарская, д. 38, кв. 13, с 15.06.1991 по настоящее время.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 2 этого же Закона место жительства было определено как жилой дом, квартира, служебное помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 г. № 146-О).
Основанием для отказа ответчика в назначении пенсии на льготных условиях послужило то обстоятельство, что она была зарегистрирована по месту жительства с 15.06.1991 и работала в периоды с 30.05.1990 по 01.07.1998 в ясли-саду № 838 г. Москвы, с 01.05.1999 по 30.06.2000 – в Негосударственном образовательном учреждении «Юждин-Центр» г. Москва, с 01.01.2005 по дату обращения за назначением пенсии – в ЗАО «Клиника пластической хирургии и косметологии «Арт-Клиник» г. Москва, что подтверждается данными ее трудовой книжки и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, и исключает, по мнению ответчика, проживание истца по месту регистрации. В связи с этим к зачету ответчиком приняты только периоды проживания за исключением вышеназванных периодов работы.
Суд не может согласиться с указанными выводами.
Согласно справки от 01.01.2023 № 13, выданной Администрацией МО Белевский район на основании паспорта, справки ЖКХ, домовой книги, свидетельства о регистрации, Демидова Н.В. была зарегистрирована по месту жительства г<адрес>, то есть на территории зоны радиоактивного загрязнения с плотностью загрязнения цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. с 26.04.1986 по 23.09.1986. У суда оснований сомневаться в достоверности указанной справки не имеется, поскольку она выдана в соответствии с требованиями п. 100 Перечня от 28.11.2014 № 958н, на момент выдачи указанной справки истица являлась несовершеннолетней, проживала со своими родителями, Демидовым В.В., Демидовой А.И., проживавшим и работавшим в той же местности.
Также суд не может согласиться с выводами ответчика об отказе во включении в подсчет периодов проживания в зоне с социально-экономическим статусом периодов с 15.06.1991 по 01.07.1998, с 01.01.2005 по дату обращения за назначением пенсии 12.01.2023.
Из справки от 01.02.2023 № 14, выданной Администрацией МО Белевский район на основании паспорта, справки ЖКХ, домовой книги, свидетельства о регистрации, Демидова Н.В. была зарегистрирована по месту жительства г. <адрес> есть на территории зоны радиоактивного загрязнения с плотностью загрязнения цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. с 15.06.1991 по настоящее время (дату выдачи справки 01.02.2023).
То обстоятельство, что истица в периоды с 30.05.1990 по 01.07.1998 работала в должности помощника воспитателя и воспитателя ГПД в ясли-саду № 838 Объединения детских учреждений, здравниц и гостиничного комплекса ХОЗУ Администрации Президента РФ, в с 01.01.2005 по дату обращения за назначением пенсии в ЗАО «Клиника пластической хирургии и косметологии «Арт-Клиник» г. Москва, не может являться основанием для выводов о прекращении ею проживания по своему месту регистрации.
Так, из содержания архивной справки от 21.02.2023 № 23-07-10/120, выданной ФГБУ «Центральный архив Управления делами Президента РФ» и пояснений истицы следует, что в период работы с 30.05.1990 по 01.07.1998 работала в должности помощника воспитателя и воспитателя ГПД в ясли-саду № 838 Объединения детских учреждений, здравниц и гостиничного комплекса ХОЗУ Администрации Президента РФ она работала в должности помощника воспитателя в ночь, то есть пребывала на работе и в ночное время, по графику сменности, в связи с чем по окончании рабочего времени она возвращалась по своему месту жительства.
Из содержания выданных ЗАО «Клиника пластической хирургии и косметологии «Арт-Клиник» справок № АРТ-16/23 от 23.01.2023, № АРТ-17/23 от 27.01.2023, № АРТ-25/23 от 31.01.2023, № АРТ-14/23 от 23.01.2023, № АРТ-15/23 от 23.01.2023 Демидова Н.В. работала в указанной клинике в должности администратора-медицинского регистратора, график работы с 01.03.2005 по 30.09.2012 был установлен на общих условиях: рабочие дни – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, с 01.10.2012 ей был установлен в соответствии с графиком сменности 2 рабочих дня через 2 выходных дня, начало в 09 часов, окончание в 21 час. Кроме того, по согласованию с руководителем организации ей была предоставлена сокращенная рабочая смена второго дня работы на 2 часа с сохранением оплаты для возможности возвращения к месту фактического проживания.
Работникам, труд которых непосредственно связан с обслуживанием населения, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), может быть разделен на части в порядке, установленномстатьей 105 Трудового кодекса Российской Федерации, общей продолжительностью не более 12 часов.
На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также где интенсивность труда неодинакова, применяется режим гибкого рабочего времени в порядке, установленномстатьей 102Трудового кодекса Российской Федерации. Начало и окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон.
В статье 110 ТК прописана продолжительность еженедельного непрерывного отдыха (выходные дни) не менее сорока двух часов – чуть меньше двух суток (отсчет времени начинается с момента окончания рабочей смены в канун выходного дня – и заканчивается временем выхода на работу). Наиболее распространены типовые графики при продолжительности смен 12 и 24 часа - такие, как сутки через двое или два дня по 12 часов/два дня отдыха (в том числе при чередовании в «рабочих» сутках дневных и ночных смен: после двух выходных дней охранник работает строго в дневную смену, сдав ее, отдыхает сутки и «выходит» в ночь.
Из показаний допрошенных по делу свидетелей ФИО15 жителей г. Белев Тульской области и соседей истицы, последняя действительно все время проживает в г. Белеве <адрес>, выезжает на работу в г. Москву на непродолжительное время, возвращается домой, так как живет с родителями, за которыми нужен постоянный уход в связи с их заболеваниями.
Данные показания свидетелей и пояснения истицы подтверждаются представленными истцом водительским удостоверением № 99 05 958673 от 18.01.2019,в соответствии с которым ранее истице было выдано водительское удостоверение 17.01.2009.
Также истицей представлены сведения о приобретении ею электронных билетов на проезд по маршрутам Белев-Москва и Москва-Белев за период с 04.03.2013. При этом, как пояснила истица в судебном заседании, электронные билеты за более ранний период ею не представлены по той причине, что данные за давностью событий не сохранились.
Доводы истицы о том, что ею место жительства в г. Белеве Тульской области фактически не изменялось и по той причине, что ее родителям требуется уход подтверждаются представленными ею документами о состоянии их здоровья.
Из справки о составе семьи № 327 от 03.03.2023, выданной ООО «Жилкомсервис», свидетельства о рождении истицы III-ОП № 243393 следует, что она зарегистрирована и проживает со своими родителями, ФИО17 года рождения, и ФИО18 года рождения.
Согласно справке серии МСЭ-2011 № 2387035 ФИО19. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию бессрочно, в соответствии с Индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида является лежачим больным, с нарушениями <данные изъяты>. Из трудовой книжки ФИО20. следует, что 08.06.1996 он был уволен в связи с несоответствием занимаемой должности по состоянию здоровья, более не работал.
Согласно справке серии <данные изъяты> мать истицы, ФИО21. является инвалидом 3 группы, с 23.12.2022 бессрочно. Из представленных истицей выписных эпикризов матери, последняя была неоднократно госпитализирована с февраля 2006 г. по декабрь 2022 по поводу ФИО22, проведены неоднократные хирургические операции.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что ее работа в указанные периоды позволяла ей не заботиться о месте временного пребывания на период исполнения работы, и она возвращалась по месту своего жительства по окончании смены, заслуживают внимания. При этом суд учитывает и то обстоятельство, что никаких сведений о наличии у истца другого места жительства либо места пребывания в спорные периоды работы в ходе судебного разбирательства не добыто и ответчиком в подтверждение своих доводов не представлено.
При этом по смыслу Закона РФ от15.05.1991№ 1244-1проживание в зоне радиоактивного загрязнения является самостоятельным условием для предоставления льгот, в том числе, в виде снижения общеустановленного пенсионного возраста, независимо от места исполнения работы.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для исключения из подсчета периодов проживания истца в зоне радиоактивного загрязнения периодов ее работы с 15.06.1991 по 01.07.1998, с 01.01.2005 по 12.01.2023.
Относительно периода работы с 01.05.1999 по 30.06.2000 в Негосударственном учреждении «Юджин-Центр» истцом не представлено доказательств, указывающих на характер работы, в связи с чем условий для включения указанного периода в подсчет периодов проживания не имеется, и в указанной части требований истцу следует отказать.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от28.12.2013№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из пенсионного дела Демидовой Н.В. следует, что12.01.2023она обратилась в ОСФР по Тульской области с заявлением о назначении пенсии, приложив необходимые документы, требуемого возраста она,ДД.ММ.ГГГГ рождения, достигла25.01.2023 с учетом вышеназванного спорного периода и периодов, учтенных ответчиком бесспорно, следовательно, пенсия ей может быть назначена с даты наступления права на пенсию.
Руководствуясь положениями ст. ст. 192-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд:
р е ш и л :
исковые требования Демидовой Натальи Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста удовлетворить частично.
Признать за Демидовой Натальей Владимировнойправо на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды с 26.04.1986 по 23.09.1986, с 15.06.1991 по 01.07.1998, с 01.01.2005 по 12.01.2023.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области назначить Демидовой Наталье Владимировне пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с25.01.2023.
В удовлетворении остальной части требований Демидовой Н.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца с момента провозглашения путем подачи жалобы в Советский районный суд г. Тулы.
Председательствующий