Дело № 2-1976/2023
УИД: 37RS0007-01-2023-002413-18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 ноября 2023 года город Кинешма
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Шустиной Е.В.
при секретаре Казариной С.Л.,
с участием истца Касаткина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области гражданское дело № 2-1976/2023 по иску Касаткина Вячеслава Анатольевича к Совету Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области, Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, Администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Касаткин В.А. обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с иском к Совету Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области, Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, Администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, в котором, с учетом увеличения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил: взыскать с ответчиков в солидарном порядке заработную плату за время вынужденного прогула за период с 22.02.2023 по 08.08.2023 в размере 393128 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, обязать ответчиков предоставить в территориальный орган ФСС РФ сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (за период с 30.05.2023 по 01.08.2023) в соответствии с пп.1 ч.2, ст. 3, ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 «Об утверждении Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком».
Определением Кинешемского городского суда Ивановской области от 16 ноября 2023 года принят отказ истца Касаткина В.А. от исковых требований к Совету Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области, Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области, Администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области в части требований об обязании ответчиков предоставить в территориальный орган ФСС РФ сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (за период с 30.05.2023 по 01.08.2023) в соответствии с пп.1 ч.2, ст. 3, ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 «Об утверждении Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком». Производство по делу в данной части прекращено.
Исковые требования мотивированы тем, что Касаткин В.А. на основании решения Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 30.11.2021 года № 41 «Об избрании Главы Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области» (далее Решение Совета) приступил к выполнению трудовой функции Главы Заволжского городского поселения с 03.12.2021 года.
21.02.2023 Советом Заволжского городского поселения принято решение № 3 об удалении в отставку Главы Заволжского городского поселения Касаткина В.А. и досрочном прекращении его полномочий по основаниям, предусмотренным п.4 ст. 74.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.4 ч.2 ст.51 Устава Заволжского городского поселения (несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Апелляционным определением Ивановского областного суда от 30.05.2023г. № 33а-1331/2023 Решение Совета № 3 от 21.02.2023г. отменено. На основании вышеуказанного судебного акта решением Совета Заволжского городского поселения от 25.07.2023г. решение Совета № 3 от 21.02.2023г. отменено.
Поскольку увольнение Касаткина В.А. признано незаконным, он восстановлен на работе, взысканию с работодателя в пользу работника подлежит заработная плата за время вынужденного прогула.
Принимая во внимание, что нарушение работодателем трудовых прав Касаткина В.А., нашло подтверждение, в том числе в областном суде, заявлены требования о компенсации морального вреда.
Представитель ответчика Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещён своевременно и правильно, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений о рассмотрении дела без участия представителя суду не представил. В судебных заседаниях, проходивших 19 сентября и 17 октября 2023 года, представитель Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области Смирнова В.В. исковые требования не признала, пояснила, что Глава городского поселения является выборным должностным лицом. В полномочия Совета входит назначение заработной платы Главе поселения и установление её размера, а начисление и выплату заработной платы производит администрация Заволжского городского поселения из своего бюджета. Истцом не представлено доказательств солидарного взыскания денежных средств за осуществление полномочий со всех ответчиков, а также не представлено доказательств причинения истцу морального вреда.
Представитель ответчика Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещён своевременно и правильно, о причинах неявки суд не уведомил, в материалах дела имеется письменный отзыв на исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и оставлении исковых требований к Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области без удовлетворения.
Представитель ответчика Администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещён своевременно и правильно, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений о рассмотрении дела без участия представителя, суду не представил, направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения требований в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Отделение фонда пенсионного и социального страхования Ивановской области, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания, в судебное заседания не явился, заявлений, возражений, ходатайств не представил.
С учётом мнения истца Касаткина В.А., в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит возможным рассмотреть дело по существу при данной явке лиц в судебное заседание.
В судебном заседании истец Касаткин В.А. исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что, поскольку оплата по больничным листам за период с 30 мая 2023 года по 01 августа 2023 года произведена ему ОСФР по Ивановской области и администрацией Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области в полном объеме, он поддерживает исковые требования в части взыскания денежных средств за периоды с 22.02.2023 по 29.05.2023 и с 02.08.2023 по 08.08.2023, требования о взыскании морального вреда поддержаны в полном объеме; мотивирует их тем, что информация о его отставке быстро распространилась среди жителей города, которые её активно обсуждали.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В.Дубкова», выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем (абзац пятый п. 3.1 Постановления).
Таким образом, нормы Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не применимы, вместе с тем, все гарантии выборных должностных лиц должны быть оформлены должным образом в соответствии с правилом, установленным в ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как установлено абзацем первым ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области определены Уставом Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области, принятым решением Совета от 30 октября 2018 года № 22 (далее также - Устав).
В соответствии со ст. 34 Устава, администрация Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области - исполнительно распорядительный орган Заволжского городского поселения, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области. Администрацией Заволжского городского поселения руководит на принципах единоначалия Глава Заволжского городского поселения.
В соответствии со ст.32 Устава, Глава Заволжского городского поселения является высшим должностным лицом поселения, наделенным в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается Советом Заволжского городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет администрацию Заволжского городского поселения, осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Таким образом, Глава муниципального образования является выборным должностным лицом.
Согласно п. 3,4 ст.6 Закона Ивановской области от 18.03.2009 № 29-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ивановской области» размер оплаты труда выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, определяется представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством. Ежемесячная оплата труда выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, выплачивается ему со дня замещения муниципальной должности на постоянной основе или со дня вступления в должность, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы.
В силу ст. 30 Устава, размер оплаты труда Главы поселения, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, определяется Советом Заволжского городского поселения в соответствии с действующим законодательством. Ежемесячная оплата труда Главы поселения, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, выплачивается ему со дня вступления в должность, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы.
Решением Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 09 августа 2022 года № 22 с 01 октября 2022 года должностной оклад Главы городского поселения установлен в размере 22717 рублей (л.д. 104).
Согласно штатного расписания администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области № 80, утвержденного постановлением администрации от 08.06.2023 № 150, штат администрации составляет 2 единицы: Глава городского поселения и заместитель Главы администрации, начальник УЖКХ. Денежное поощрение Главы городского поселения состоит из должностного оклада в размере 22717 руб. и денежного поощрения в размере 2,5 окладов в размере 56792,5 руб., что в общей сумме составляет 79509,5 руб. (л.д. 79-83).
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права, Устава Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области следует, что Глава городского поселения является выборным должностным лицом, состоит в штате администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области, осуществляет свои полномочия на постоянной основе, за исполнение возложенных на него полномочий он получает денежное вознаграждение, размер которого определяется представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством.
Судом установлено, что решением Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 30 ноября 2021 года №41 Касаткин Вячеслав Анатольевич избран Главой Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области, приступил к исполнению обязанностей с 03 декабря 2021 года (л.д.7,).
Решением Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 21 февраля 2023 года №3 по результатам рассмотрения представления прокурора Заволжского района Ивановской области от 16.02.2023 №04-59-2023 Касаткин В.А. удален в отставку с должности Главы Заволжского городского поселения по основаниям, предусмотренным п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ч.2 ст.51 Устава Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области. Полномочия Главы Заволжского городского Касаткина В.А. прекращены ДД.ММ.ГГГГ в связи с удалением его в отставку (л.д.8).
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 30 мая 2023 года признано незаконным решение Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 21 февраля 2023 года № 3 «Об удалении в отставку Главы Заволжского городского поселения и досрочном прекращении его полномочий» (л.д. 9-18).
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом подтверждается, что депутатами Совета Заволжского городского поселения вопреки установленным требованиям к нормам Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 неправомерно принято решение об удалении Касаткина В.А. в отставку, что привело к нарушению его прав, как высшего должностного лица, которое было избрано населением, проживающим на территории Заволжского городского поселения.
Решением Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 25.07.2023 № 31 «Об отмене решения Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 21 февраля 2023 года №3 «Об удалении в отставку Главы Заволжского городского поселения и досрочном прекращении его полномочий» решение Совета от 21 февраля 2023 года отменено (л.д. 19,87).
Решением Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области от 08.08.2023 № 32 принята инициатива депутатов Заволжского городского поселения об удалении Касаткина В.А. в отставку с должности Главы Заволжского городского поселения по основаниям, предусмотренным п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ч.2 ст.51 Устава Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области и прекращении досрочно полномочий Главы Заволжского городского поселения в связи с утратой доверия в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», изложенную в обращении депутатов Заволжского городского поселения от 25 июля 2023 года (л.д. 88).
Из объяснений истца следует и не оспорено ответчиками, что за период с 23 февраля 2023 года по 08 августа 2023 года, за исключением периода нахождения на листке нетрудоспособности, истец Касаткин В.А. денежное вознаграждение за выполнение обязанностей Главы Заволжского городского поселения не получал.
Вместе с тем, принимая во внимание, что незаконность отстранения Касаткина В.А. от должности Главы Заволжского городского поселения установлена в судебном порядке, имеются правовые основания для взыскания в пользу истца заявленных им выплат за время его незаконного отстранения от должности.
В соответствии с п. 1 ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Исходя из характера спорных правоотношений, солидарное взыскание истребуемых истцом денежных сумм в рассматриваемом случае недопустимо. Истец состоял в штате администрации Заволжского городского поселения, денежное вознаграждение получал из бюджета поселения, в связи с этим, лицом, обязанным к выплате денежного вознаграждения является администрация Заволжского городского поселения.
Из представленных третьи лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, ОСФР по Ивановской области сведений следует, что Касаткин в период с 30 мая 2023 года по 01 августа 2023 года находился на листках нетрудоспособности (л.д. 147).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В силу положений пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Администрация Заволжского городского поселения представила по запросу суда сведения, из которых следует, что Касаткин В.А. находился на листках нетрудоспособности с 30.05.2023 по 01.08.2023, по первым трем дням двух больничных листов пособие по нетрудоспособности было оплачено Касаткину В.А. за счет администрации Заволжского городского поселения 12.10.2023, остальные больничные листы были продолжением первого и оплачивались за счет СФР. Данный факт, а также суммы выплат истцом Касаткиным В.А. не оспорены, в связи с чем, истец уточнил исковые требования в части взыскания денежных средств за периоды с 22.02.2023 по 29.05.2023 и с 02.08.2023 по 08.08.2023.
При определении денежной суммы, подлежащей взысканию в пользу истца за время невыполнения им обязанностей Главы Заволжского городского поселения, суд берет за основу справки, представленные администрацией Заволжского муниципального района, а также документы, которым установлено денежное вознаграждение Главы администрации.
Так, за период с 22.02.2023 по 29.05.2023 размер денежного вознаграждения составит: февраль 2023 – 8834,39 руб. (с 23.02 по 28.02 – по справке), март – 79509,50 руб., апрель 79509,50 руб., май 71558,55 (79509,5/20 рабочих дней *18 рабочих дней), с 02.08.2023 по 08.08.2023 – 17284,67 – по справке. Всего в пользу Касаткина В.А. подлежит взысканию 256696,61 руб. Данная сумма исчислена без удержания НДФЛ.
Данные денежные средства являются вознаграждением истца за выполнение им обязанностей Главы поселения и в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации. На основании ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации данные денежные средства не освобождаются от налогообложения.
Согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от источников в Российской Федерации являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц, и суммы, взыскиваемые судебными органами, подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Пунктом 1 статьи 226 поименованного Кодекса установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса. Указанные организации признаются налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьей 226 Кодекса.
Поскольку суд не является налоговым агентом, удержание судом сумм налога на доходы физических лиц недопустимо, эту обязанность должен исполнить налоговый агент – администрация Заволжского городского поселения.
Истцом Касаткиным В.А. заявлено требование о компенсации ему морального вреда в размере 100000 рублей за незаконное отстранение от исполнения обязанностей Главы поселения и лишение его за это время денежного вознаграждения.
В силу абзаца первого ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Положениями ст. 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Суд полагает, что является очевидным тот факт, что незаконное решение Совета Заволжского городского поселения негативным образом сказалось на обычном укладе жизни истца, истец вынужден был обращаться за судебной защитой, информация относительно обстоятельств отстранения главы в отставку является общедоступной, широко освещалась в средствах массовой информации. Кроме того, он был незаконно лишен денежного вознаграждения, полагавшегося ему за осуществление своих полномочий.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца о компенсации морального вреда обоснованы и подлежат удовлетворению
Совет Заволжского городского поселения обладает правами юридического лица. Расходы на обеспечение деятельности Совета Заволжского городского поселения предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (ст. 26 Устава).
При определении размера компенсации морального вреда, с учетом установленных по делу обстоятельств, принципа разумности и справедливости, принимая во внимание восстановление прав заявителя по настоящему делу, обусловленное признанием решения Совета Заволжского городского поселения от 21 февраля 2023 г. № 3 «Об удалении в отставку Главы заволжского городского поселения и досрочном прекращении его полномочий» незаконным, негативные последствия, явившиеся результатом соответствующих незаконных действий, должны быть компенсированы, вред, причиненный ему решением представительного органа местного самоуправления, которое соответствующим судебным решением было признано незаконным, подлежит компенсации, в размере 25000 руб., что, по мнению суда, является разумным, соразмерным характеру причиненного вреда.
Указанные денежные средства следует взыскать с Совета Заволжского городского поселения, как лица, нарушившего права истца за счет средств бюджета Заволжского городского поселения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Касаткина Вячеслава Анатольевича (паспорт №) удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области (ИНН № в пользу Касаткина Вячеслава Анатольевича денежные средства, не выплаченные за время невыполнения (выполнения) обязанностей в размере 256696 (двести пятьдесят шесть тысяч шестьсот девяносто шесть) рублей 61 копейку.
Взыскать с Совета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области (ИНН №) в пользу Касаткина Вячеслава Анатольевича за счет средств бюджета Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области компенсацию морального вреда в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований к Администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области, Совету Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области Касаткину Вячеславу Анатольевичу отказать.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области Касаткину Вячеславу Анатольевичу отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.
Председательствующий: Е.В.Шустина
Мотивированное решение составлено 23 ноября 2023 года.