Дело № 2-878/2023
11RS0020-01-2023-001281-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2023 года с. Айкино
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Моисеевой М.А.,
при секретаре Игнатченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мушинской О. В. к администрации ГП «Микунь» о признании право собственности на гараж,
установил:
Мушинская О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации ГП «Микунь» о признании право собственности на гараж, площадью 23,5 кв.м, с кадастровым номером <Номер>, расположенный по адресу: <Адрес>.
В обоснование требований указано, что 06 июня 2012 года между <ФИО1> и истцом заключен договор купли-продажи гаража, площадью 23,5 кв.м, с кадастровым номером <Номер>, расположенный по адресу: <Адрес>. Право собственности на гараж истцом оформлено не было, в связи со смертью <ФИО1>
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены наследники <ФИО1> - <ФИО2>, Кабанцова С.А.
Судом произведена замена ответчика <ФИО2>, в связи с ее смертью на Владимирова Д.А., являющийся наследником после ее смерти.
14 августа 2023 года в судебном заседании объявлен перерыв до 16 августа 2023 года.
После перерыва истец в судебное заседание не явилась, ранее требования поддержала.
Представитель администрации ГП «Микунь», Кабанцова С.А. и Владимиров Д.А. в судебное заседание не явились, письменно выразили согласие с требованиями истца.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 06 июня 2012 года между <ФИО1> и Селезневой (Мушинской) О.В. заключен договор купли-продажи гаража, площадью 23,5 кв.м, с кадастровым номером <Номер>, расположенный по адресу: <Адрес>. Стоимость сделки определена сторонами равной 150000 рублей, которые согласно расписке получены <ФИО1> в тот же день.
Также между сторонами составлен передаточный акт в отношении указанного объекта недвижимого имущества.
Все указанные действия произведены сторонами в присутствии нотариуса.
В соответствии со статьями 1, 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, свободны в установлении своих прав и обязанностей не основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу пункта 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Договор купли-продажи подписан <ФИО1> и Селезневой (Мушинской) О.В. без замечаний и изъятий, никем не оспорен.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о соблюдении всех существенных условий при совершении указанной сделки. Доказательств обратного не представлено.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с частью 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом.
Согласно исковому заявлению и объяснениям истца, договор купли-продажи гаража заключали с <ФИО1> находясь у нотариуса, где и были переданы продавцу денежные средства, о чем составлена расписка. В связи с незнанием закона не зарегистрировала в установленном порядке переход права собственности на гараж, а в последующем узнала, что <ФИО1> умерла.
<Дата> <ФИО1> умерла.
Согласно наследственному делу <Номер>, заведенного к имуществу умершей <ФИО1>, ее наследниками являются <ФИО2> (сестра) и Кабанцова С.А.
<Дата> <ФИО2> умерла, ее наследником является Владимиров Д.А., вступивший в наследственные права.
Переход право собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (часть 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав» отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
При рассмотрении дела установлено, что истец с момента заключения договора купли-продажи владела и пользовалась гаражом как собственным. Каких-либо притязаний на гараж со стороны третьих лиц не было.
Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче (пункт 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года).
Исходя из вышеприведенных норм и разъяснений, данных Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, в предмет доказывания по иску о государственной регистрации права собственности включаются факт заключения законной сделки, предполагающей переход права собственности к покупателю, фактическое исполнение сторонами данной сделки и невозможность государственной регистрации перехода права собственности в связи со смертью продавца.
Учитывая, что <ФИО1>, выразила свою волю на отчуждение спорного имущества, сделка совершена в надлежащей форме, государственная регистрация перехода права собственности не была произведена в том числе по причине смерти продавца, установив на основании представленных доказательств обстоятельства исполнения продавцом обязанности по передаче гаража и исполнение истцом обязанности по оплате, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за истцом права собственности на спорный гараж, приобретенный по договору купли-продажи от 06 июня 2012 года.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Мушинской О. В. удовлетворить.
Признать за Мушинской О. В. право собственности на гараж, площадью 23,5 кв.м, с кадастровым номером <Номер>, расположенный по адресу: <Адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Моисеева