Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2438/2024 от 11.01.2024

Судья: Дурманова Е.М.                                                       № 33а-2438/2024

УИД: 63RS0031-01-2023-003250-47

№ 2а-3633/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 марта 2024 г.                                                                                   г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хлыстовой Е.В.,

судей Пудовкиной Е.С., Ромадановой И.А.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства образования и науки Самарской области на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Центрального района г. Тольятти Самарской области обратился в суд с иском к ГБОУ «Школа-интернат №5» г.о. Тольятти, министерству образования и науки Самарской области, Тольяттинскому управлению министерства образования и науки Самарской области, в котором с учетом уточнений просил обязать министерство образования и науки Самарской области в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить финансирование ГБОУ «Школа-интернат » городского округа Тольятти для выполнения следующих работ: в ГБОУ «Школа-интернат » по адресу: <адрес>, заменить на аналогичные, либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией технические средства системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проезде и подъезде, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; обязать ГБОУ «Школа-интернат » городского округа Тольятти в течение 12 месяцев со дня поступления финансирования устранить выявленные нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, а именно: в ГБОУ «Школа-интернат » по адресу <адрес>, заменить на аналогичные, либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией технические средства системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проезде и подъезде, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Центрального района совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка соблюдения ГБОУ «Школа-интернат №5» г.о. Тольятти федерального законодательства о пожарной безопасности. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения. В адрес ГБОУ «Школа-интернат №5» г.о. Тольятти вынесено представление от 13 февраля 2023 года. До настоящего времени выявленные нарушения в полном объеме не устранены.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 октября 2023 г. административные исковые требования удовлетворены частично, на ГБОУ «Школа-интернат №5» возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня поступления финансирования заменить на аналогичные, либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией технические средства системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проезде и подъезде, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники в ГБОУ «Школа-интернат » по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 128-134).

В апелляционной жалобе Министерство образования и науки Самарской области просит решение суда отменить, считая его принятым с нарушением норм материального и процессуального права и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований (т. 1 л.д. 141-151).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Представитель административного ответчика Осташевская К.Б. в судебном заседании апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.

Представитель административного истца прокурор Никитина Е.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции заявила ходатайство об отказе от административных исковых требований в части, изложенной в письменном заявлении, производство по делу в этой части просил прекратить. В остальной части просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное. Доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными.

Представитель административного ответчика административного ответчика Осташевская К.Б. не возражала против принятия отказа административного истца от части заявленных требований и прекращении производства в данной части.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии со статьей 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Применительно к изложенному установлено, что отказ административного истца от части административных исковых требованиях, является добровольным, отказ от части административных исковых требований выражен в письменной форме, подписан уполномоченным на это административным истцом, и не противоречит положениям КАС РФ, иным федеральным законам и не нарушает прав сторон и других лиц. Совершение указанного распорядительного действия по данной категории административных дел допускается, последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 КАС РФ, о том, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, заявителю разъяснены и понятны.

При таких данных, судебная коллегия полагает, что отказ от административных исковых требований в части возложения обязанности на министерство образования и науки Самарской области в течении 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить финансирование ГБОУ «Школа-интернат » г.о. Тольятти для выполнения следующих работ: в ГБОУ «Школа-интернат » г.о. Тольятти по адресу: <адрес>, обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открытие ворот установленных на проезде и подъезде, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; возложения обязанности на ГБОУ «Школа-интернат » г.о. Тольятти в течении 12 месяцев со дня поступления финансирования устранить выявленные нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, а именно обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открытие ворот установленных на проезде и подъезде, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, подлежит принятию, в связи с чем, в указанной части надлежит отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по административному делу в части требований, от которых административный истец отказался.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Часть 1 статьи 218 КАС РФ закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Центрального района г.Тольятти совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области проведена проверка соблюдения ГБОУ «Школа-интернат » г.о. Тольятти федерального законодательства о пожарной безопасности.

В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения:

- по истечении срока службы технические средства системы пожарной сигнализации (СПС) и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (СОУЭ) не заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией (СПС и СОУЭ эксплуатируются более 10 лет);

- руководитель организации не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (отсутствует (отключена) обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской при СОУЭ 4 типа, резервные источники питания (АКБ) системы оповещения разряжены);

- не исправны световые оповещатели «Выход» над эвакуационными выходами на 2 этаже спального корпуса комнаты №, 1

- журнал эксплуатации систем противопожарной защиты объекта не ведется в полном объеме (не заполнены разделы журнала). Нарушение п. 17, п. 30, п. 43, п. 48, п. 54, п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479;

- допускается эксплуатация электропровода с видимыми нарушениями изоляции (2 этаж спального корпуса комнаты ). Нарушение п.п. а) п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479;

- допускается фиксация самозакрывающихся дверей коридоров и лестничных клеток на первом этаже в открытом положении. Нарушение пп. «г» п. 27 правил противопожарного режима в Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479.

Анализ причин и условий выявленных нарушений показал, что образовательным учреждением ненадлежащим образом организована работа по соблюдению требований пожарной безопасности.

Прокуратурой Центрального района г. Тольятти вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.9-12).

Директором ГБОУ СО «Школа-интернат » г.о.Тольятти в адрес заместителя прокурора Центрального района г. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений направлена информация о том, что по выявленным в ходе проверки нарушениям проведен ряд мероприятий (в частности, по замене АПС и СОУЭ (срок эксплуатации более 10 лет) подан пакет документов в ТУ МОиН СО ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.). Проведено освидетельствование на работоспособность средств обеспечения пожарной безопасности АПС и СОУЭ (акт испытаний от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год). Кроме того, сообщено, что резервный источник питания (АКБ) системы оповещения находится в исправном состоянии (заряжен), переключение на него происходит в момент отключения источника подачи электроэнергии. Во время проверки была отключена кнопка обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста при СОУЭ (нарушение устранено в процессе проверки); на втором этаже спального корпуса (комнаты №, 10) подключены световые оповещатели «Выход» над эвакуационными выходами; в процессе проверки в журнале эксплуатации противопожарной защиты внесены результаты проверки за 2022 г.: средств индивидуальной защиты (ГДЗК); внутреннего водопровода на работоспособность; электропровод на 2 этаже спального корпуса комната не является электропроводкой, а является демонтированным от старой пожарной сигнализации, который не находится под напряжением (устранено в процессе проверки); издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении контроля безопасности, ТБ, безопасности жизнедеятельности обучающихся и сотрудников». Вахтеру, сторожам, охраннику, дежурным воспитателям, помощникам воспитателя во время дежурства и при обходе помещений школы-интерната указано на необходимость обращать внимание: на закрытие доводчиком на эвакуационных выходах, световое табло «Выход» из спален, работоспособность оборудования пожарной сигнализации с соответствующей записью в журнале при передаче смены.

Также, предоставлены сведения о привлечении к дисциплинарной ответственности за выявленные нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности заведующего хозяйством – Задорожной Л.Н. (в форме замечания) (т.1 л.д.14-16).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из того, что допущенными ГБОУ СО «Школа-интернат » нарушениями законодательства о пожарной безопасности, нарушены права, свободы и законные интересы несовершеннолетних на обеспечение условий, гарантирующих охрану их жизни и здоровья, счел необходимым заявленные требования заместителя прокурора удовлетворить частично, возложить на ГБОУ «Школа-интернат » обязанность в течение 12 месяцев со дня поступления финансирования заменить на аналогичные, либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией технические средства системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проезде и подъезде, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники в ГБОУ «Школа-интернат » по адресу: <адрес>.

Изложенные выводы суда следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, при этом мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в обжалуемом решении. Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) нормативными документами по пожарной безопасности являются технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

В соответствии со статьей 3 Закона о пожарной безопасности система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьями 34 и 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным для граждан и юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ, Технический регламент) данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Положениями пунктов 2, 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно статье 5 Технического регламента, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу части 1 статьи 84 вышеуказанного закона, оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: 1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

В развитие вышеуказанных положений среди прочего приняты следующие нормативные документы по пожарной безопасности.

Согласно статье 37 Закона о пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статьи 38 Закона о пожарной безопасности).

В соответствии с абзацем 4 пункта 54 постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила) при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Руководство по соблюдению обязательных требований, установленных абзацами четвертым и пятым пункта 54 Правил, содержит разъяснения для правообладателей объектов защиты или контролируемых лиц (далее - контролируемые лица) обязательных требований при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (далее - средства пожарной безопасности) сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности их дальнейшей эксплуатации, а также по ведению журнала эксплуатации систем противопожарной защиты (далее - журнал эксплуатации).

В целях соблюдения обязательных требований, установленных абзацем четвертым пункта 54 ППР, контролируемое лицо руководствуется информацией, содержащейся в документации изготовителя (поставщика) средств пожарной безопасности (далее - техническая документация).

В случае достижения указанного в технической документации предельного (например, «не более 10 лет» или «число циклов работы 5 лет») или неопределенного (например, «срок службы не менее 10 лет», «средний срок службы 5 лет») срока службы средств пожарной безопасности дальнейшая эксплуатация таких средств обеспечивается контролируемым лицом после проведения испытаний соответствующих СПЗ на предмет их работоспособности по методам, содержащимся в национальных стандартах Российской Федерации, указанных в пунктах 10 - 14 Руководства (далее - испытания). Испытания проводятся ежегодно со дня наступления указанного срока службы средств пожарной безопасности до их замены (п. 7 Правил).

Примерами соблюдения обязательных требований абзаца четвертого пункта 54 ППР является реализация на объекте защиты следующих мероприятий:

1) осуществление ремонта и технического обслуживания средств пожарной безопасности согласно требованиям в области пожарной безопасности с привлечением организаций, получивших лицензию в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. № 1128;

2) осуществление эксплуатации средств пожарной безопасности на объекте защиты с учетом информации, содержащейся в технической документации изготовителя (поставщика);

3) при эксплуатации средств пожарной безопасности сверх срока службы до их замены обеспечено проведение ежегодных испытаний по подтверждению работоспособности СПЗ. Результаты указанных испытаний оформлены в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации, указанными в пунктах 10 - 14 Руководства

Пунктами 10-14 Правил регламентировано:

- Испытания на работоспособность систем пожарной сигнализации проводятся в соответствии с разделом 7 ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность". Решение о дальнейшей их эксплуатации сверх срока службы принимается контролируемым лицом по результатам указанных испытаний.

- Согласно разделу 7 ГОСТ Р 59639-2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" оценка работоспособности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ) проводится посредством испытаний СОУЭ, проверки правильности функционирования основных режимов СОУЭ, а также определения соответствия технических характеристик СОУЭ требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности.

В развитие положений Технического регламента разработан Свод правил СП 1.1313 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Положения Технического регламента обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом 184-ФЗ, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты (часть 2 статьи 1).

Вместе с тем, в пункте 39 приказа МЧС России от 16 марта 2007 г. №140 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введениях их в действие и применения» указано, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Вместе с тем, учитывая, что выявленные в ходе проверки нарушения в рассмотренном случае касаются безопасности людей, в связи с чем, вопрос о возможности эксплуатации объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара, в данном случае, в том числе несовершеннолетних.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара, в связи с этим период постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию не освобождают от соблюдения действующих (введенных после сдачи дома в эксплуатацию) норм и правил.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на ГБОУ «Школа-интернат № 5» городского округа Тольятти обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок 12 месяцев со дня поступления финансирования, учитывая особое социальное назначение объекта защиты, в соответствии с положениями вышеуказанных норм, соблюдению подлежат, в том числе и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки.

На момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции наличие вышеперечисленных нарушений требований обязательных требований пожарной безопасности подтверждены, объективных доказательств по устранению их административным ответчиком не представлено.

Таким образом, у судебной коллегии отсутствуют основания не соглашаться с выводами суда.

Судебная коллегия с учетом представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела находит установленный судом срок для устранения нарушений 12 месяцев со дня поступления финансирования, является обоснованным и достаточным для исполнения решения суда.

В случае, если в указанный срок решение административным ответчиком не сможет быть исполнено, при наличии к тому оснований административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке 189 КАС РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.

При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовало правовое основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, приведенные административным ответчиком в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и не влекут его отмены.

Ссылки представителя административного ответчика на то, что в силу приказа МЧС России от 28 апреля 2023 г. №408 «Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, установленных абзацами четвертым и пятым пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479» допускается эксплуатация средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), в случае обеспечения ежегодного проведения правообладателем объекта защиты испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке, на правильность выводов суда не влияют.

Факт эксплуатации средств пожарной безопасности сверх срока службы в указанном образовательном учреждении не оспаривается. Таким образом, в ГБОУ «Школа-интернат № 5» г.о.Тольятти системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре на момент проверки функционировали более 10 лет. При этом, имеется заключение ООО «Таймер» по результатам испытаний на работоспособность средств обеспечения пожарной безопасности эксплуатируемых сверх срока службы от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 85-90).

Вместе с тем, данные обстоятельства не освобождают правообладателя объекта защиты от замены системы пожарной сигнализации и системы пожарной сигнализации, эксплуатируемой сверх срока службы. Стороной административных ответчиков не опровергнуто, что действующая система пожарной сигнализации эксплуатируется с нарушениями требований пожарной безопасности указанными в нормативных актах; при этом образовательное учреждение, зная о нарушениях требований пожарной безопасности нормативных документов, длительное время продолжает вести образовательную деятельность на объекте защиты.

Проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения направлено на обеспечение эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, эксплуатируемых сверх срока службы, до их замены в установленном порядке. Положительное заключение по результатам испытаний на работоспособность, не влечет освобождение от обязанности по их замене, поскольку эксплуатация таких технических средств с истекшим сроком службы, не допускается.

Иные доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.

Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Принять отказ прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области от административного иска в части заявленных требований о возложении обязанности на министерство образования и науки Самарской области в течении 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить финансирование ГБОУ «Школа-интернат » г.о. Тольятти для выполнения следующих работ: в ГБОУ «Школа-интернат » г.о. Тольятти по адресу: <адрес>, обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открытие ворот установленных на проезде и подъезде, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; возложении обязанности на ГБОУ «Школа-интернат » г.о. Тольятти в течении 12 месяцев со дня поступления финансирования устранить выявленные нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности, а именно обеспечить автоматическую разблокировку и (или) открытие ворот установленных на проезде и подъезде, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Решение суда в указанной части отменить, прекратив производство по делу в данной части.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства образования и науки Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий:

Судьи:

33а-2438/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом
Истцы
Прокурор Центрального района г.Тольятти
Ответчики
Тольяттинское управление министерства образования и науки Самарской области
ГБОУ Школа -интернат №5 городского округа Тольятти
Министерство образования и науки Самарской области
Другие
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
12.01.2024[Гр.] Передача дела судье
12.01.2024[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства
16.01.2024Передача дела судье
13.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее