№ 12-299/2021
43RS0001-01-2021-000720-92
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров, ул. Московская, 70 02 апреля 2021 года
Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Кожевникова И.П.,
при секретаре Мочаловой П.В.,
рассмотрев жалобу ООО «Центр организации капитального ремонта» на постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Кировской области от 12.01.2021 № 12 (43/4-1090-20-ППР/12-17-И/2020-4) по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Центр организации капитального ремонта»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Алексеевой А.И. от 12.01.2021 № 12 (43/4-1090-20-ППР/12-17-И/2020-4) ООО «Центр организации капитального ремонта» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 65 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Центр организации капитального ремонта» обратилось в суд с жалобой, указав, что санкция указанной нормы предусматривает такой вид наказания, как предупреждение. С учетом признания вины, а также того факта, что ранее ООО «ЦОКР» не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, просят назначить ООО «ЦОКР» наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании представитель ООО «Центр организации капитального ремонта» Анохин М.Л. доводы жалобы поддержал, просил изменить постановление, назначить наказание в виде предупреждения.
В судебное заседание представитель Государственная инспекция труда в Кировской области (далее – Роструд) не явился, извещены, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав представителя ООО «Центр организации капитального ремонта», изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 212 Трудового Кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу ст. 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда и получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о соответствующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а так же на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Главой 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон №426-ФЗ) предусмотрен порядок проведения специальной оценки условий труда.
Если в штате организации имеется работник, с которым оформлены трудовые отношения, проводить специальную оценку условий труда необходимо в обязательном порядке, согласно Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.2013 г.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона № 426-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ) при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления указанного случая.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной проверки в отношении ООО «Центр организации капитального ремонта» были представлены трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ФИО4 и ООО «ЦОКР»; трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ФИО5 ООО «ЦОКР»; трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ФИО6 и ООО «ЦОКР»; трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ФИО7 и ООО «ЦОКР»; трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ФИО8 и ООО «ЦОКР»; трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ б/н, заключенный между ФИО9 и ООО «ЦОКР»; трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ФИО10 и ООО «ЦОКР»; трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ФИО11 и ООО «ЦОКР».
Согласно штатному расписанию по состоянию на 01.04.2018 года в организации числилось 11 штатных единиц.
Согласно штатному расписанию по состоянию на 31.12.2018 года в организации числилось 12 штатных единиц.
Согласно штатному расписанию по состоянию на 31.12.2019 года в организации числилось 13 штатных единиц.
Указанные в штатных расписаниях должности не относится к надомникам, дистанционным работникам и работникам, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, специальную оценку условий труда рабочих мест работников ООО «ЦОКР» должны были провести не позднее года с момента принятия на работу.
До настоящего момента специальная оценка условий труда рабочих мест в ООО «ЦОКР» не проведена.
Таким образом, юридическим лицом ООО «Центр организации капитального ремонта» были нарушены положения трудового законодательства Российской Федерации.
Действия юридического лица ООО «Центр организации капитального ремонта» квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела об административном правонарушении № 12 (43/4-1090-20-ППР/12-17-И/2020-4).
Совокупность исследованных доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину привлекаемого лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не опровергают наличие события административного правонарушения, в действиях ООО «Центр организации капитального ремонта» субъективной стороны состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, действия ООО «Центр организации капитального ремонта» по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления административного органа не имеется.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела и исследованных доказательств.
Допущенные нарушения Общество не оспаривает и просит применить положения ч.1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение или применить положения ч.3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за иное административное правонарушение, в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ).
На основании ч.1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба
С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст. 3.4 и ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 указанного Кодекса.
Исходя из обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объекта посягательства, суд не находит оснований для назначения наказания в виде предупреждения.
Вместе с тем имеются основания для изменения оспариваемого постановления в части назначенного наказания.
В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно п. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Санкция с ч.2 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание в виде административного штрафа для юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимание доводы о том, что административное правонарушение юридическим лицом совершенно впервые, ранее к административной ответственности за совершение аналогичных нарушений юридическое лицо не привлекалось, а также принимая во внимание финансовое положение юридического лица, специфику деятельности Общества, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для изменения оспариваемого постановления в части назначенного наказания, поскольку при установленных обстоятельствах назначенное административное наказание в виде административного штрафа не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, характеру деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, принимая во внимание необходимость соблюдения принципа соразмерности ответственности совершенному деянию, полагаю необходимым назначить наказание в виде административного штрафа с применением ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 30 000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.
Довод заявителя о том, что ООО «ЦОКР» ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение признается судом несостоятельным в силу следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ срок.
При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.
В силу статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Установлено, что ООО «ЦОКР» согласно постановлению № 1157 от 07.07.2020 признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Следовательно, ООО «ЦОКР» повторно совершено однородное административное правонарушение в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, что относится к отягчающим административную ответственность обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Алексеевой А.И. от 12.01.2021 № 12 (43/4-1090-20-ППР/12-17-И/2020-4) по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Центр организации капитального ремонта» - - изменить, снизить размер штрафа, назначенного ООО «Центр организации капитального ремонта», с 65 000 руб. до 30 000 руб.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ООО «Центр организации капитального ремонта» - без удовлетворения.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г.Кирова.
Судья И.П. Кожевникова