Гр. дело № 2-814/2013 (вступает в силу 09.08.2013)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2013 года город Апатиты
Мировой судья судебного участка № 3 г. Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области Ткаченко Т.В.,
при секретаре Косныревой Н.В.,
с участием представителя Администрации г. Апатиты Бондарь А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой Лидии Сергеевны к Администрации г. Апатиты, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Фролова Л.С. обратилась в суд с иском к Администрации г.Апатиты о возмещении расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В обоснование своих требований указала, что является <ОБЕЗЛИЧЕНО>. В декабре 2010 года выехала из <АДРЕС> в <АДРЕС> на постоянное место жительство. На ее заявление в Администрацию г. Апатиты об оплате расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера ей ответили отказом.
Просит взыскать с Администрации г. Апатиты в свою пользу расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера в размере 27301 руб. 98 коп.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 15.07.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица привлечено Федеральное Казначейство Российской Федерации.
Определением суда от 15.07.2013 в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица - Федеральное Казначейство Российской Федерации.
Фролова Л.С. в судебное заседание не явилась, извещена, на исковых требованиях настаивает, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрации г.Апатиты в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992 № 572 была предусмотрена компенсация указанных расходов пенсионерам в размере 100 процентов произведенных затрат. Финансирование указанных расходов осуществлялось за счет средств республиканских бюджетов республик в составе РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. С 1993 года перечень государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также порядок их реализации, установлен Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Указанный Закон по отношению к Постановлению № 572 обладает высшей юридической силой, в связи с чем, Постановление № 572 может применяться в части, не противоречащей Закону № 4520-1. Из статьи 4 Закона № 4520-1 следует, что гарантии и компенсации, установленные Законом № 4520-1 и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств ПФ РФ и федерального бюджета. В настоящее время нормативно-правовых актов, предусматривающих передачу государственных полномочий по оплате пенсионерам расходов на переезд из районов Крайнего Севера, муниципальным образованиям не принято. Финансирование указанных расходов за счет средств местного бюджета законодательно не предусмотрено. Федеральными законами о федеральном бюджете на 2005-2013 годы не утверждено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на реализацию гарантий, установленных Законом № 4520-1. Таким образом, полагает, что правовых оснований для компенсации пенсионерам расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера за счет средств бюджета муниципального образования не имеется.
Представитель соответчика Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства извещен, не явился, возражений не представил.
Представитель третьего лица Федеральное Казначейство Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства извещен, не явился, возражений не представил.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся сторон.
Заслушав представителя ответчика Администрации г. Апатиты, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования Фроловой Л.С. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, Фролова Л.С. постоянно проживала в <АДРЕС>, где осуществляла трудовую деятельность, является пенсионером по старости (л.д. 28).
08.12.2010 Фролова Л.С. была снята с регистрационного учета в <АДРЕС> (л.д. 27), в связи с переездом в <АДРЕС>, где с 18.12.2010 зарегистрирован и в настоящее время проживает по адресу <АДРЕС> (л.д. 36).
При переезде из <АДРЕС> в <АДРЕС> истцом израсходованы денежные средства в размере 27301 руб. 98 коп., в том числе: оплата железнодорожных билетов по маршруту <АДРЕС> - <АДРЕС>, <АДРЕС> - <АДРЕС>, оплата услуг на перевозку багажа, которые истец просит взыскать в его пользу.
05 апреля 2011 года Фролова Л.С. обратилась в Администрацию г. Апатиты Мурманской области с заявлениями о компенсации своих расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера, в том числе стоимости перевозки контейнером личного имущества. Однако в выплате данной компенсации ей было отказано, что и послужило основанием для обращения истца в суд (л.д. 23, 25).
Вместе с тем суд считает, что в выплате компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Фроловой Л.С. было отказано не обоснованно.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 №12 (ред. от 03.03.2012) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029» Мурманская область, относится к районам Крайнего Севера.
Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992 № 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" пенсионерам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, была предусмотрена компенсация расходов, связанных с выездом из указанных мест.
Согласно указанному постановлению пенсионерам возмещается 100 процентов произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи; финансирование этих расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в случае отсутствия в соответствующих бюджетах достаточных доходов для финансирования указанных расходов Министерству финансов Российской Федерации поручалось предусматривать на эти цели субвенции из республиканского бюджета Российской Федерации.
Утвержденный 10 ноября 1992 года Государственным комитетом РФ по социально-экономическому развитию Севера Порядок выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возлагал выплату пенсионерам компенсации транспортных затрат на центральные бухгалтерии администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания, подтверждающим факт получения пенсии.
Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон № 4520-1) изменил источник финансирования этих расходов: в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона расходы, связанные с выездом отдельных категорий граждан, включая пенсионеров, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подлежали компенсации за счет консолидированного бюджета Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ (п. 4 ст. 26) статья 4 Закона № 4520-1 была изложена в новой редакции: в частности, прямое указание на компенсацию пенсионерам расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, за счет консолидированного бюджета Российской Федерации было заменено положением, согласно которому гарантии и компенсации, установленные данным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Исходя из изложенного следует, что гарантии и компенсации, установленные Законом № 4520-1 и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Нормативно-правовых актов, предусматривающих передачу государственных полномочий по оплате пенсионерам расходов на переезд из районов Крайнего Севера, муниципальным образованиям не принято.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями Постановления Конституционного Суда РФ в от 14.05.2013 № 9-П установлено, что до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений компенсация расходов, связанных с выездом указанных граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации
В соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации за счет казны Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ.
Учитывая, что объектом нарушения прав являются конституционные права истца, гарантированные государством (принятыми им законами), ответственность перед истцом должно нести само государство в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию компенсация за проезд из <АДРЕС> в <АДРЕС> области с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Определяя размер компенсации, суд исходит из расчета, произведенного на основании представленных документов, и находит подлежащей взысканию компенсацию расходов в сумме 21744 руб. 08 коп.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1992 № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.
Из материалов дела усматривается, что вес перевозимого Фроловой Л.С. имущества превышает установленную норму в количестве до 1000кг на выезжающего.
При этом суд считает подлежащей возмещению стоимость отправки 5-тонного контейнера, так как согласно сообщению Мурманского отделения Октябрьской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги», перевозившего имущество Фроловой Л.С., стоимость перевозки груза железнодорожным транспортом (контейнерной отправкой) от веса перевозимого груза не зависит. Отправка домашних вещей массой 1000 кг. может быть произведена в 3-тонном или 5-тонном контейнере, при этом провозная плата зависит от объема контейнера, а не от массы багажа. Таким образом, оплате подлежит только один контейнер.
В связи с выездом из районов Крайнего Севера истцом понесены расходы, состоящие из оплаты услуг по:
- перевозке груза наземным транспортом от предыдущего места проживания истца согласно заказ - квитанции № 002204 от 01.12.2010 в сумме 4200 руб. (л.д. 22);
- перевозке груза железнодорожным транспортом счет № 74 от 10.12.2010, накладная № ЭР979321 в сумме 6921 руб. 10 коп. (л.д. 10, 11, 14, 15);
- работе крана и погрузочно-разгрузочные работы согласно акту сдачи-приемки выполненных работ от 10.12.2010 №1850010000002048/206 и квитанции от 10.12.2010 № 854323516 в размере 2221 руб. 57 коп. (л.д. 16. 17, 20, 21);
- опломбировке контейнера согласно накопительной ведомости № 101205, акту сдачи-приемки выполненных работ № 0010010000001858/154 от 15.11.2010 и квитанции в размере 865 руб. 80 коп. (л.д. 13, 18, 19);
- грузовой перевозке железнодорожным транспортом, согласно заказ - квитанции № 001242, приходно-кассовый ордер в размере 5340 руб. 81 коп. (л.д. 8, 9).
Кроме того, истец понес расходы в сумме 2194 руб. 80 копеек, связанные с выездом из районов Крайнего Севера железнодорожным транспортом, что подтверждается билетами (л.д. 4, 5).
Таким образом, учитывая все понесенные истцом затраты, возмещению подлежит 21744 руб. 08 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Фроловой Лидии Сергеевны к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Фроловой Лидии Сергеевны расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера в размере 21744 (двадцать одна тысяча семьсот сорок четыре) рубля 08 копеек.
В удовлетворении иска Фроловой Лидии Сергеевны к Администрации г. Апатиты отказать.
Решение может быть обжаловано в Апатитский городской суд через судебный участок № 3 г. Апатиты путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения.
Мировой судья Т.В.Ткаченко