Дело № 12-494/2021
21RS0023-01-2021-005474-55
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
ДАТА г. Чебоксары
Судья Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Музыкантов С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу защитника АО «Тандер» Роньжина Р.А. на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное главным государственным инспектором (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от №, которым АО «Тандер», <данные изъяты>, дата регистрации ДАТА, юридический адрес: <адрес>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
у с т а н о в и л:
Постановлением № главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от ДАТА АО «Тандер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, за то, что в нарушение ст. 140 ТК РФ, при расторжении трудового договора с продавцом В.Е.В. выплата всех сумм, причитающихся ей при расторжении трудового договора ДАТА, произведена лишь ДАТА, при этом начисление и выплата процентов (денежной компенсации), причитающихся В.Е.В. не произведена; в нарушение ст. 15 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» начисленные суммы пособия по уходу за ребенком за сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года И.Н.А. не были выплачены в установленный срок.
Не согласившись с данным постановлением, защитник АО «Тандер» Роньжин Р.А. обжаловал его в суд, полагая, что отсутствует событие административного правонарушения, а также не доказана вина Общества во вменяемом ему правонарушении. Указывает, что И.Н.А., В.Е.В. выплачена депонированная заработная плата ввиду возврата, перечисленного банком из-за смены реквизитов самими работниками, своевременное извещение работодателя о смене реквизитов работниками не осуществлялось. Указывает, что АО «Тандер» за нарушение трудового законодательства к административной ответственности ранее не привлекалось, доказательств причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, либо наступления указанных выше последствий не имеется. Причинно-следственная связь между действиями/бездействием АО «Тандер» и не своевременной выплаты причитающихся сумм И.Н.А., В.Е.В. не установлена. В случае установления судом события административного правонарушения, просит применить положение ст. 2.9 КоАП РФ, освободив общество от административной ответственности.
В судебное заседание законный представитель АО «Тандер», извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, явку защитника не обеспечил.
Представитель Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Отыков А.В., возражая против удовлетворения жалобы, пояснил, что он вынес обжалуемое постановление без извещения И.Н.А., В.Е.В., поскольку им не был причинен какой-либо вред.
В судебное заседание потерпевшие И.Н.А., В.Е.В. извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в производстве по делу, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, иными документами.
Частью 6 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются в т.ч. обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно требований ст.ст. 21, 22 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
В соответствие со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными Федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно протоколу № об административном правонарушении от ДАТА Государственной инспекцией труда в К.И.Н. на основании требований Прокуратуры ЧР проведена внеплановая проверка по соблюдению требований трудового законодательства АО «Тандер» филиала в г. Чебоксары по доводам, указанным в жалобах И.Н.А., В.Е.В.
Установлено, что В.Е.В. работала в АО «Тандер», Филиале в г. Чебоксары ЧР, с ДАТА по ДАТА в магазине «Магнит», расположенном по адресу: <адрес>
Приказом директора филиала АО «Тандер» г. Чебоксары Чувашской Республике К.И.Н. № от ДАТА о прекращении (расторжении) трудового договора продавец В.Е.В. уволена в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника).
Выплата всех сумм в размере <данные изъяты> рублей, причитающихся В.Е.В. при расторжении трудового договора ДАТА, произведена лишь ДАТА (платежное поручение № от ДАТА).
При этом начисление и выплата процентов (денежной компенсации), причитающихся В.Е.В. при нарушении работодателем срока выплат при увольнении ДАТА, не произведена.
Установлено, что И.Н.А. работает продавцом в АО «Тандер», Филиал в г. Чебоксары Чувашской Республики, с ДАТА.
Согласно трудовому договору № от ДАТА, дополнительному соглашению к нему от ДАТА, И.Н.А. работала в магазинах «Магнит- косметик», расположенных в <адрес>.
Трудовым договором, заключенным с И.Н.А., установлена выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца: 30 числа за первую половину расчетного месяца, 15 числа - за вторую половину расчетного месяца.
Приказом директора АО «Тандер» в г. Чебоксары К.И.Н. «О предоставлении отпуска работнику» № от ДАТА И.Н.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с ДАТА по ДАТА.
Согласно представленной АО «Тандер» выписке из книги аналитического учета депонированной заработной платы следует, что начисленные суммы пособия по уходу за ребенком за сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года И.Н.А. не были выплачены в установленный срок. Фактически пособия по уходу за ребенком за сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года И.Н.А. выплачены единовременно на общую сумму <данные изъяты> руб. ДАТА. При этом, начисление и выплата процентов (денежной компенсации), причитающихся И.Н.А. при нарушении работодателем сроков выплат пособия по уходу за ребенком, своевременно не произведена.
Однако, вынесенные должностным лицом постановление законными признать нельзя, ввиду следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении согласно ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей иными документами.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно ст. 25.16 КоАП РФ лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу положений ст. 25.2 КоАП РФ рассмотрение любых вопросов в рамках производства по административному делу должно производиться с обязательным извещением об этом потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела, и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Указанные выше нормы предусматривают обязательное привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении и не ставят это в зависимость от того, является ли состав административного правонарушения формальным или материальным.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из представленных материалов, проверка административным органом проводилась по жалобам И.Н.А., В.Е.В.
Однако их статус по делу об административном правонарушении должностным лицом не определен в качестве потерпевших, права, предусмотренные ст. 25.2 КоАП РФ, не разъяснялись.
Не извещение участников производства по делу об административном правонарушении является существенным нарушением процессуальных требований, влияющим на возможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
При принятии постановления по делу об административном правонарушения должностным лицом допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Таким образом, обжалуемое постановление является незаконным, а потому подлежит отмене.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7КоАП РФ указанные недостатки постановления по делу об административном правонарушении носят существенный характер, в силу чего влекут отмену постановления, решения судьи по жалобе на постановление и возвращение дела на новое рассмотрение должностному лицу, в соответствии со ст. 23.67КоАП РФ правомочному рассмотреть дело.
Срок привлечения к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в силу ч. 1 ст. 4.5КоАП РФ в отношении АО «Тандер» не истек.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление 21/4-360-20-ТПР/12-3340-И/47-247 главного государственного инспектора (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от ДАТАпо делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении АО «Тандер», отменить.
Дело направить в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике, на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: С.Н. Музыкантов