дело ...
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
... РТ 11 апреля 2022 года
Судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан Галимов М.М., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шамиевой Валентины Ильиничны, ... года рождения, уроженки поселка ..., зарегистрированной и проживающей по адресу: ..., работающей дворником в ...»,
УСТАНОВИЛ:
... должностным лицом ОВО по Нижнекамскому району в отношении Шамиевой В.И. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и материалы дела были переданы на рассмотрение в Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.
Шамиева В.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, считаю, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по следующим основаниям.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации, Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление от 19 марта 2020 года N 208 «О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции».
Как следует из пункта 2 приложения №1 к данному постановлению (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) организациям, индивидуальным предпринимателям предписано не допускать, в том числе, вход и нахождение посетителей старше 18 лет в торговых, торгово-развлекательных, развлекательных центрах (комплексах), на аттракционах, расположенных в помещениях, объектах розничной торговли непродовольственными товарами с площадью торгового зала, доступной для посетителей, свыше 150 кв. метров, без предъявления ими действующих персональных QR-кодов, полученных с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (gosuslugi.ru), подтверждающих прохождение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или факт перенесения в течение последних шести месяцев указанного заболевания, с подтверждением их принадлежности (далее - QR-код).
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В порядке статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как указано в протоколе об административном правонарушении, ... в 14 часов 30 минут по адресу: ..., в торговом центре «Прага» Шамиева В.И. не исполнила возложенные на нее приказом директора ... ФИО4 обязанности по организации проверки наличия QR-кодов у граждан на входе в магазин, вследствие чего проверка QR-кодов не осуществлялась. Таким образом, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Исходя из описания в протоколе вменяемого административного правонарушения, Шамиева В.И. привлекается к административной ответственности как должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В подтверждение вины Шамиевой В.И. в совершении административного правонарушения в материалы дела приложены, в том числе:
- копия приказа ... от ..., вынесенного директором ...» ФИО3, согласно которому Шамиева В.И. принимается на работу в качестве дворника;
- копия приказа ... от ... директора ...» ФИО4, согласно которому Шамиева В.И. назначена ответственным сотрудником по соблюдению антиковидных мер – проверке QR-кода о прохождении вакцинации от коронавирусной инфекции КОВИД-19 на входе в здание торгового центра.
Между тем, суд приходит к выводу, что описанные в протоколе действия (бездействие) Шамиевой В.И., в совокупности с ее должностными функциями дворника и соответствующими им полномочиями, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся, в том числе, полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (пункт 5 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
При этом, доказательств наличия у дворника Шамиевой В.И. организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в том виде как их разъясняет Верховный Суд Российской Федерации, в материалах дела не имеется. Само по себе возложение индивидуальным предпринимателем на Шамиеву В.И. обязанности по проверке QR-кодов у посетителей ТЦ не наделяет ее организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. Полномочий должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом, а также по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, согласно материалам дела у Шамиевой В.И. не имеется.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к статье 1.5 КоАП РФ. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд по результатам рассмотрения дела приходит к выводу об отсутствии доказательств виновности Шамиевой В.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, поскольку она не является должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя, могут быть привлечены к административной ответственности как граждане.
На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения,
Принимая во внимание установленные обстоятельства, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Шамиевой Валентины Ильиничны прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии.
Судья М.М. Галимов