№ 2-739/2022
45RS0008-01-2022-000510-26 (УИД)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Закировой Ю.Б.,
при секретаре судебного заседания Мининой Е.В.,
рассмотрев 5 июля 2022 года в с. Кетово Кетовского района Курганской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трубициной Т.Ю. к администрации Новосидоровского сельсовета о признании права собственности на нежилое здание,
УСТАНОВИЛ:
Трубицина Т.Ю. обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с иском к администрации Новосидоровского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании за ней права собственности на здание общей площадью 46,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>А. В обоснование иска указано, что на основании договора аренды № от 12.12.2018 г. ей для торговых целей был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 100 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>А. В период действия договора аренды она построила на земельном участке здание магазина, которое в настоящее время достроено, является действующим магазином. В связи с тем, что разрешение на строительство здания получено не было, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию истцом получено не было. Возведенное здание имеет признаки самовольной постройки. Просит признать за ней право собственности на здание общей площадью 46,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А.
В судебное заседание истец Трубицина Т.Ю. не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Божко А.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ответчика Администрации Новосидоровского сельсовета Кетовского района курганской области в судебное заседание не явился, извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны.
Представитель третьего лица Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещены своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, оставили вопрос на усмотрение суда.
Суд с учетом мнения представителя истца, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Трубицина Т.Ю. на основании договора аренды № от 12.12.2018 является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, назначение: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для торговых целей (павильон). Договор аренды заключен сроком на три года, зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Из договора аренды № от 12.12.2018, заключенного между Администрацией МО Кетовского района Курганской области (арендодателем) и Трубициной Т.Ю. (арендатором), следует, что арендодатель согласно протокола № от 30.11.2018 открытого аукциона по предоставлению в аренду сроком на три года земельного участка, собственность которого не разграничена сдал, а арендатор принял в пользование для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок с кадастровым номером № площадью 100 кв.м., расположенный в границах муниципального образования Новосидоровский сельсовет по адресу: <адрес>А. Срок договора аренды устанавливается с 12.12.2018 по 11.12.2021.
Согласно заключения по результатам строительно - технической экспертизы № 13 мая 2022 на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>А, возведено здание, назначение объекта недвижимости – нежилое (общественное), площадь объекта 46,5 кв.м.
В Едином государственном реестре недвижимости информация о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости отсутствует, что подтверждается выпиской ЕГРН.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
На основании ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГРК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Согласно ст.55 ГК РФ отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, удостоверяющего выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, свидетельствует о том, что спорная квартира не была введена в гражданский оборот, следовательно, является самовольной постройкой.
Согласно ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст.219 ГК РФ право собственности на здании, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно Федеральному Закону от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения на строительство, разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных норм и правил.
На основании ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Положение приведенной нормы дает основание сделать вывод о том, что самовольная постройка не является объектом гражданских прав, поскольку закрепленные в статьях 35 и 40 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности и права на жилище предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях.
Однако, согласно абз.2 п.26 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
В соответствии с абз. 3 п. 26 указанного Постановления, если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку разрешение на возведение Трубициной Т.Ю. спорного строения в установленном законом порядке не выдавалось, строение является самовольной постройкой.
Трубицина Т.Ю. просит признать за ней право собственности на строение, возведенное без соответствующих разрешений на строительство, на земельном участке, правообладателем и арендатором которого она не является. Доказательств, подтверждавших обстоятельство нахождения указанного выше земельного участка в собственности, либо пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании суду не представлено, тогда как срок действия аренды на время рассмотрения настоящего спора истек. После истечения срока действия договора аренды земельный участок истцу не предоставлялся. При этом Трубицина Т.Ю. никаких действий по продлению договора аренды, а также по заключению договора аренды на новый срок не предпринимала.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, предусмотрена статьей 301 ЗК РФ.
В силу п.1 ст.615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Трубицина Т.Ю. была обязана использовать земельный участок в соответствии с целью и условиями его предоставления «разрешенным использованием», то есть для размещения на нем торгового павильона.
Из материалов дела следует, что истец в администрацию Колташевского сельсовета за разрешением на строительство спорного объекта не обращалась, документов, разрешающих строительство спорного строения истцом не было представлено, чем был нарушен порядок его создания в соответствии с градостроительным регламентом, в связи с чем, спорный дом обладает признаками самовольной постройки.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующих обстоятельств.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).
Из статьи 8 ГК РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии с п.4 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе стимулируют жилищное строительство.
С целью реализации своего права на жилище, истцом спорный объект недвижимости был возведен на земельном участке, который был приобретен ею для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно заключению ООО «ПРОТЭКС» №.171 нежилое здание по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, общей площадью 46,5 кв.м., возведен в 2022 г. Техническое состояние объекта работоспособное. Разрешенное использование земельного участка допускает эксплуатацию на нем спорного объекта. Объект возведен без нарушения строительных норм и правил (технических регламентов); на день обследования соответствует параметрам установленным в нормативных докуме6нтах ( градостроительным, строительным регламентам), здание магазина не выходит за фактически сложившуюся линию застройки. Эксплуатация объекта в качестве учреждения обслуживания населения возможна. Угрозу жизни и здоровью граждан реконструированный объект не создает.
О нарушении чьих-либо прав спорным объектом недвижимости при рассмотрении дела лицами, участвующими в деле, заявлено не было.
В соответствии со ст.12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты права. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с п. 31 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда.
Учитывая, что самовольная постройка нежилого помещения на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> р-он, <адрес>А, не нарушает прав и законных интересов других лиц, осуществлена на арендуемом Трубициной Т.Ю. земельном участке, с соблюдением назначения земли, нарушений строительных и градостроительных норм и правил при возведении нежилого здания не установлено, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Трубициной Т.Ю. о признании за ней права собственности на спорное нежилое помещение.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Трубициной Татьяны Юрьевны к администрации Новосидоровского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании права собственности на самовольно построенное нежилое помещение удовлетворить.
Признать за Трубициной Татьяной Юрьевной право собственности на нежилое одноэтажное помещение, площадью 46,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 12 июля 2022 года.
Судья Ю.Б. Закирова