Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Водяниковой М.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьяных А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гребенкиной Светланы Николаевны к Администрации Муниципального образования «<адрес>» <адрес>, Потребительскому обществу «<адрес>» о признании права собственности на квартиру в силу приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на квартиру в силу приобретательной давности.
Свои требования истец мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ году ей на основании ордера для проживания в нежилом помещении была предоставлена комната, а фактически квартира, № «а» площадью 22 кв. м. по адресу: <адрес> на состав семьи, состоящей из 3 человек. С указанной даты по настоящее время, на протяжении более 24 лет, она проживает в указанном жилом помещении, за счет собственных средств осуществила газификацию квартиры, а также его капитальный ремонт, поменяла окна, двери, полы, осуществляет текущие ремонты для поддержания помещения в состоянии, пригодном для проживания, несет все расходы по его содержанию, используя личные средства. В процессе пользования квартирой за счет капитального ее ремонта увеличилась и ее площадь до 46,6 кв. м. На балансе администрации поселка <адрес> занимаемое ею помещение, признанное в настоящее время жилым, не состоит. Согласно уведомлению Росреестра, сведений о собственнике жилого дома, в котором расположено спорное жилое помещение, отсутствуют. Считает свое владение занимаемым жилым помещением открытым, добросовестным, постоянным и непрерывным, в связи с чем просит признать за ней право собственности на <адрес>, жилого <адрес>, площадью 46,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Гребенкина С.Н. и ее представитель адвокат Житниковский Д.Б. не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела были своевременно извещены надлежащим образом, согласно заявлений ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, указывая, что заявленные исковые требования поддерживают в полном объеме по изложенным в иске основаниям и просят их удовлетворить.
В судебное заседание представители ответчиков Администрации МО «<адрес>» <адрес> и ПО «<адрес>», представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, а также третьи лица Гребенкин Д.С. и Гребенкин С.М. не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела также были своевременно извещены надлежащим образом. Согласно заявлений представитель ответчика ПО «<адрес>» и представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> просят рассмотреть дело в их отсутствие, указывая на отсутствие возражений относительно удовлетворения заявленных Гребенкиной С.Н. исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, возражений относительно заявленных Гребенкиной С.Н. требований также не представили.
С учетом изложенного суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон, третьих лиц и их представителей, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.17 ЖК РФ, жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Как установлено в судебном заседании, на основании постановления Администрации <адрес> поссовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о выделении квартир, ДД.ММ.ГГГГ Гребенкиной С.Н. на состав ее семьи, состоящей из нее, а также супруга Гребенкина С.М. и сына Гребенкина Д.С., выдан ордер № на право занятия комнаты № «а», расположенной в общежитии <адрес> по адресу: <адрес>, в которую истец и члены ее семьи были вселены для проживания.
Согласно штампа о регистрации в паспорте, истец Гребенкина С.Н. зарегистрирована в указанном помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу жилья, жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
Согласно ст. 10 (части 1 и 2) указанного Кодекса, граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда, либо жилищно-строительных кооперативов. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РСФСР, жилые помещения предоставляются гражданам в домах общественного жилищного фонда по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Согласно ст. 47 названного Кодекса, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно техническому паспорту строения, расположенного по адресу: <адрес>, имеющему кадастровый №, кадастровой выписки на него и сообщения кадастровой палаты, указанное строение является нежилым зданием конторы, состоит на балансовом учете <адрес> райпотребсоюза (<адрес> РПС), в качестве владельца на ДД.ММ.ГГГГ значится также <адрес> РПС. Данные технического паспорта погашены ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание с кадастровым номером №, общей площадью 72 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, переведено в многоквартирный дом, а на основании заключений межведомственной комиссии – жилым помещением.
При этом, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщения кадастровой палаты <адрес>, здание с кадастровым номером №, общей площадью 72 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, значится конторой, назначением: нежилое, имеет в своем составе 2 помещения (2 квартиры), и на праве собственности ни здание, ни квартиры, входящие в его состав, ни за кем не зарегистрированы.
Сведения о зарегистрированных правах на помещение № «а», расположенное по адресу: <адрес>, а фактически как следует из технической документации на указанное строение конторы, <адрес> с кадастровым номером №, согласно выписке из ЕГРН также отсутствуют.
Согласно справке, выданной ПО «<адрес>», <адрес> Райпотребсоюз (РПС) ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления собрания уполномоченных пайщиков от ДД.ММ.ГГГГ вместе с входящими в его состав организациями был реорганизован в потребительское общество «<адрес>».
Таким образом, нежилое здание конторы, в котором расположена спорная квартира, на момент реорганизации Райпотребсоюз (РПС) в ПО «<адрес>» не относилось к общественному жилищному фонду, в связи с чем не подлежало передаче в государственный и муниципальный жилищный фонд.
В силу пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическому лицу – правопреемнику реорганизованного юридического лица.
Таким образом, правопреемником <адрес> Райпотребсоюза стало потребительское общество «<адрес>», которому в силе пункта 2 статьи 218 ГК РФ перешло право собственности на принадлежавшее реорганизованному юридическому лицу имущество.
Согласно ч. 1 ст. 21 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо.
Таким образом, право собственности у ПО «<адрес>» на спорный объект недвижимости возникло до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с п. 1 ст. 6 которого права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим федеральным законом.
Кроме того, о принадлежности здания конторы, в последующем переведенном в многоквартирный <адрес>, ПО «<адрес>» также свидетельствуют сведения, содержащиеся в инвентарном деле № на домовладение по указанному адресу, собственником которого в акте обследования, составленном на ДД.ММ.ГГГГ, указано ПО «<адрес>», а также справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ ПО «<адрес>», согласно которой данное здание значится на балансовом учете указанного потребительского общества.
Как указано в абзаце первом п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу ст. ст. 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому п. 19 этого же постановления Пленума, возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст. ст. 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу. В связи с этим тот факт, что спорное жилое помещение ранее принадлежало <адрес> Райпотребсоюзу, а в настоящий момент состоит на балансе его правопреемника ПО «<адрес>», сам по себе не является препятствием для применения положений ст.234 ГК РФ.
Также этот факт не может свидетельствовать о недобросовестности владения Гребенкиной С.Н. данным жилым помещением, поскольку она владеет им как собственник недвижимого имущества. Материалами дела подтверждается, что с момента вселения в спорную квартиру в ДД.ММ.ГГГГ году и по настоящее время Гребенкина С.Н. добросовестно, открыто и непрерывно владела и пользовалась ею.
Наличие у имущества титульного собственника и осведомленность об этом давностного владельца, равно как и его осведомленность об отсутствии у него самого какого-либо основания владения в отношении указанного имущества, по смыслу приведенных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации само по себе не является препятствием для приобретения права собственности по основанию, предусмотренному ст.234 ГК РФ, при соблюдении указанных в ней условий.
Как установлено в суде, истец Гребенкина С.Н. на протяжении более 24 лет проживает в предоставленном ей помещении, в последующем приобретшем статус квартиры, и несет бремя его содержания, оплачивая коммунальные платежи, производя за свой счет газификацию, текущий и капитальный ремонты, что, в свою очередь, подтверждает факт добросовестного, открытого и непрерывного владения ею спорной квартирой как своей собственной.
Кроме того, из приведенных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не требуется в качестве обязательного условия наличие какого-либо формально определенного отказа титульного собственника от этого имущества либо предварительного прекращения его права собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 и п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Из содержания указанных норм и акта их толкования следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено, в том числе устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности на эту недвижимость не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на этот объект третьими лицами в силу приобретательной давности.
Как установлено в суде, ответчик ПО «<адрес>» каких-либо действий по владению и пользованию спорным имуществом на протяжении более 24 лет не производило, права в отношении данного имущества не оформило, каких-либо мер по его содержанию не предпринимало, то есть бремя его содержания не несло, кроме того, не взимало с истца каких-либо коммунальных платежей, свидетельствовавших бы о взимании платы за пользование его имуществом, что свидетельствует о том, что фактически ПО «<адрес>» отказалось от своих прав на спорное имущество, что расценивается судом как устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом.
Кроме того, согласно представленному в суд отзыву на исковое заявление представителя ответчика ПО «<адрес>», последний поддерживает заявленные требования, что свидетельствуют об отсутствии у потребительского общества каких-либо притязаний на спорное жилое помещение, что в своей совокупности также свидетельствует об отказе собственника от принадлежащего ему имущества, учитывая, что указанные сведения носят открытый характер.
При этом администрация поселка <адрес> до настоящего времени о своих правах на спорное имущество также не заявляла.
В соответствии с п.п. 20,21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности. Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные Гребенкиной С.Н. требования подлежащими удовлетворению и считает признать за ней право собственности на <адрес> с кадастровым номером №, расположенную в многоквартирном <адрес> с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░