№ 2-1108/2023 ~ М-868/2023
14RS0019-01-2023-001193-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 сентября 2023 г. г. Нерюнгри
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующий судья Софронов П.А., при секретаре судебного заседания Мельник Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора города Нерюнгри, в интересах неопределенного круга лиц, к Разову В.Ю., Разовой Г.В. о признании незаконным деятельность дома для престарелых и возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
иск мотивирован тем, что ответчикам на праве общей совместной собственности принадлежит индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, который фактически используется для размещения в нем дома для престарелых людей. Эти граждане размещаются в цокольной части указанного дома. Проживающие в доме ответчиков граждане за счет своей пенсии и иного заработка покупают себе пропитание, одежду и иные необходимые предметы.
В доме (пансионате) медицинский персонал отсутствует. Жилой дом не предназначен для размещения в нем домов (пансионатов) и не отвечает требованиям санитарного законодательства о пожарной безопасности, установленных для объектов такой категории. Продолжение эксплуатации данного жилого дома в качестве дома (пансионата) создает угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
С учетом этого прокурор гор. Нерюнгри первоначально просил признать незаконной деятельность дома (пансионата) для престарелых в жилом доме. И просил обязать ответчиков осуществлять права владения, пользования и распоряжения принадлежащего им жилым помещением в соответствии с его назначением.
Затем прокурор уточнил исковые требования и просит запретить ответчикам деятельность по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания при эксплуатации жилого дома.
В судебном заседании прокурор, Иванов И.О., доводы уточненного искового заявления поддержал.
Ответчики Разов В.Ю. и Разова Г.В., надлежаще уведомленные, на судебное заседание не явились. Письменными заявлениями иск признали.
Представители МЧС России по Республике Саха (Якутия) МЧС России по Нерюнгринскому району и Нерюнгринского управления социальной защиты населения, участвующие в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, о времени и месте судебного заседания уведомленного, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Часть 2 ст. 39 ГПК РФ предусматривает, что суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
При этом суд приходит к выводу о том, что признание иска ответчиками в рассматриваемой ситуации не противоречит закону и не нарушает права и законных интересов других лиц, в связи с чем судом принимается признание иска.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с я. 1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
При этом жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора (ч. 2 ст. 288 ГК РФ).
Частью 1 ст. 17 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение предусмотрено, для проживания граждан.
Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (ч. 2 ст. 17 ЖК РФ).
В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (ч. 1 ст. 17 ЖК РФ, п. 2 ст. 288 ГК РФ), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК РФ). Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных ч. 2 и 3 ст. 17 ЖК РФ, п. 3 ст. 288 ГК РФ.
Согласно п. 6 Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденных приказом Минтруда России по 24 ноября 2014 г. № 940н предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания осуществляется при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой предоставления социальных услуг) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании получателей социальных услуг в организации социального обслуживания (далее – правила № 940н).
В силу п. 8 правил № 940н в организациях социального обслуживания предоставляются следующие виды социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей получателей социальных услуг: социально-бытовые; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-трудовые; социально-правовые; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги.Из материалов гражданского дела и признания ответчиков следует предоставление ответчиками в принадлежащем им жилом доме по адресу: <адрес> социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлены правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; права и обязанности поставщиков социальных услуг (далее – ФЗ № 442).
Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ № 442 поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Приказом Минтруда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2020 г. № 86-Н утвержден Порядков предоставления социальных услуг в Республике Саха (Якутия) (далее – приказ № 86-Н).
Согласно п. 1 приложения 1 приказа № 86-Н при предоставлении стационарного социального обслуживания поставщики социальных услуг обязаны: осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации; предоставлять стационарное социальное обслуживание в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с гражданами, на основании требований законодательства; обеспечить гражданам условия пребывания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащий уход; обеспечить ознакомление граждан со своими учредительными документами, на основании которых поставщик осуществляет свою деятельность и оказывает социальные услуги; предоставлять в уполномоченную организацию информацию для формирования регистра получателей социальных услуг; информировать граждан о правилах техники безопасности, пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования; исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав граждан на социальное обслуживание.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Также сводом правил 4.13130.2013, 3.13130.2009, 2.13130.2020 предъявляются специальные требования к планировке и оборудованию помещений, соблюдению санитарных требований к водоснабжению, вентиляции, освещенности, внутренней отделке помещений, к организации питания, содержанию территории, созданию безбарьерной среды для граждан, оснащение средствами противопожарной безопасности, средствами для уборки и санитарной очистки номеров и так далее.
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Ответчиками признано не соблюдение норм противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим требований при оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, ввиду чего существует опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что при допущенных нарушениях жилой дом, не может эксплуатироваться ответчиками при оказании ими социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в связи с чем, имеются основания для запрета такой деятельности.
Учитывая изложенное исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Прокурор от уплаты государственной пошлины освобожден (п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), в связи с чем с ответчиков, не освобожденных от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета МО «Нерюнгринский район» следует взыскать в солидарном порядке государственную пошлину в размере 300,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300,00 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░:
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>