47RS0004-01-2021-009827-60 Дело № 2-10163/2021
16 декабря 2021 года г. Всеволожск
Заочное Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Курбатовой Э.В.
при секретаре Наймович В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Зайнуллиной Анне Вячеславовне, Зайнуллину Марку Ильдаровичу о выселении,
у с т а н о в и л:
истец со ссылкой незаконное проживание ответчиков в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, обратился в суд с иском о выселении.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Ответчики в суд не явились, меры по их извещению судом приняты, судебная корреспонденция возвращена в связи с истечением срока хранения и неявкой адресата за получением.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Статья 165.1 Гражданского кодекса РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В силу п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Согласно п. 68 указанного Постановления статья 165.1 Гражданского кодекса РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При наличии сообщения почтового отделения связи о неявке адресата за корреспонденцией по извещению, следует признать, что неявка лица в суд по указанным основаниям представляет собой его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Представители третьих лиц ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела. ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации представило письменный отзыв, в котором иск поддержало.
Прокурор в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением.
Учитывая перечисленные законоположения, у суда имеются основания, предусмотренные ст.233 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст.165.1 Гражданского кодекса РФ, для признания ответчиков надлежаще извещенным о дате слушания дела и рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства в их отсутствие, а также, руководствуясь ст.ст. 45, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие третьих лиц и прокурора.
Суд, оценив доказательства, приходит к следующему.
Установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, состоит на техническом и бюджетном учете ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, которое является правообладателем указанного жилого помещения, в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1871 от 17 декабря 2010г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно п. 68 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Минобороны России осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов.
В целях организации в Вооруженных силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих, издан Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 № 1280, которым утверждена Инструкция «О предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», в соответствии с которой установлен порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
Таким образом, в соответствии со ст.ст. 214, 125 Гражданского кодекса РФ, Минобороны России осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статей 92, 93, 99, 100 и 104 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в частности, в связи с прохождением службы. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.
Согласно положениям ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Установлено, что истец является собственником спорного жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду Минобороны России.
В связи с прохождением военной службы ответчиком Зайнуллиной А.В., 3 декабря 2013 года между Минобороны России и Зайнуллиной А.В., заключен договора найма жилого помещения № (далее – договор найма) с внесением в договор в качестве члена семьи – сына ответчика Зайнуллиной А.В. – Зайнуллина М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно договору найма в пользование нанимателя предоставлена <адрес> по адресу: <адрес>.
Пользование жилым помещение является для нанимателя и членов его семьи срочным, договор прекращается, в том числе, в связи с истечением срока действия контракта, окончанием срока службы, увольнением (п. 18 договора найма).
В случае расторжения или прекращения договора найма наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение (п. 19 договора найма).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 66559 по строевой части от 31 января 2020 года № 11 ответчик Зайнуллина А.В. уволена с военной службы, с 31 января 2020 года исключена из списка личного состава войсковой части 66559 в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт А пункта 2 ст. 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
В связи с увольнением Зайнуллиной А.В. с военной службы, ответчикам направлено требование о необходимости освобождения жилого помещения специализированного жилого фонда Минобороны России по спорному адресу, которое 4 мая 2020 года получено Зайнуллиной А.В., однако не исполнено.
Невыполнение требований препятствует реализации прав: военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и нуждающихся в жилых помещениях; и военнослужащих, признанными нуждающимися в жилом помещении и необеспеченных жилыми помещениями, которые на основании ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" ежемесячно получают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.
Статья 35 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Материалами дела подтверждается, что после увольнения Зайнуллиной А.В. с военной службы ответчики не снялись с регистрационного учета по адресу спорного помещения, продолжают использовать жилое помещение, что подтверждается представленными в материалы дела документами (справкой о регистрации от 31 августа 2020 года, актом об установлении фактического проживания от 6 ноября 2020 года), требование собственника об освобождении служебного помещения не исполняют.
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными положениями жилищного законодательства, суд приходит к выводу о том, что увольнение Зайнуллиной А.В. со службы влечет прекращение договора найма спорного жилого помещения, требования истца являются законными и обоснованными, ответчики подлежат выселению из спорного жилого помещения.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика в бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Выселить Зайнуллину Анну Вячеславовну, Зайнуллина Марка Ильдаровича из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решение является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу.
Взыскать с Зайнуллиной Анны Вячеславовны, Зайнуллина Марка Ильдаровича в бюджет МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области государственную пошлину в размере 6 000 руб. в равных долях.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
Решение принято в окончательной форме 22 декабря 2021 года.